Файл: Понятие, теории, сущность местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Местный референдум в г. Оренбурге проводится в соответствии с Законом Оренбургской области от 14 сентября 2004 г. № 1420/239-III-ОЗ "О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области", а также Уставом города Оренбурга.[8]

Местный референдум может проводиться на всей территории города. Решение о назначении местного референдума принимается Оренбургским городским Советом:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе Совета и Главы города Оренбурга, выдвинутой ими совместно.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Оренбургским городским Советом и Главой города Оренбурга, оформляется решением Оренбургского городского Совета и Постановлением Главы города Оренбурга.

Оренбургский городской Совет назначает местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в его адрес документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае если местный референдум не назначен Оренбургским городским Советом в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, Главы города Оренбурга, органов государственной власти Оренбургской области, избирательной комиссии Оренбургской области или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования "город Оренбург", а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти Оренбургской области или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах города Оренбурга. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории города Оренбурга и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.


Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Оренбургской области.

2.1.2 Муниципальные выборы

Выборы –это наиболее распространённый институт в системе народовластия. Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Целью местных выборов является избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Выделяют следующие особенности муниципальных выборов:

  • при проведении муниципальных выборов используется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;
  • по сравнению с выборами депутатов представительных органов власти субъектов Федерации на местном уровне чаще всего используются многомандатные избирательные округа;
  • низкий барьер участия избирателей в голосовании.

Правовую основу муниципальных выборов составляют Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституции, уставы, а также законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

Правовую основу муниципальных выборов в Оренбургской области закрепляет устав города Оренбурга.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Оренбургского городского Совета, Главы города Оренбурга на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по мажоритарной избирательной системе. Муниципальные выборы назначаются Оренбургским городским Советом в сроки, предусмотренные настоящим Уставом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Оренбургской области.


Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Официальное обнародование полных данных о результатах выборов в органы местного самоуправления осуществляется в течении двух месяцев со дня голосования.

2.1.3 Сход граждан

Сход граждан - форма непосредственного участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. Этот институт даёт возможность гражданам непосредственно высказывать свои мнения и выражать свою волю по вопросам местного значения.

Вопрос о правовом статусе схода граждан, выполняющего полномочия представительного органа местного самоуправления, по-разному решается на уровне законов субъектов РФ. Решение о возможности осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления сходом граждан принимается сходом и закрепляется в уставе муниципального образования.

Согласно Закону Оренбургской области "О собраниях (сходах) граждан в Оренбургской области", к компетенции собрания (схода) граждан муниципального образования относятся: любые вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления, за исключением вопросов, отнесённых к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления; заслушивание отчётов депутатов представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также рассмотрение вопросов о выражении им недоверия с последующим инициированием их отзыва в порядке, установленном законом области.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, Главы города Оренбурга, городского Совета, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законодательством, решением Оренбургского городского Совета, уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок официального опубликования решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством субъектов РФ.

2.1.4 Правотворческая инициатива граждан

Народная правотворческая инициатива граждан - это новый институт непосредственной демократии. Это форма государственного осуществления контроля определённой законом группой граждан местного самоуправления посредством внесения ими проекта правового акта по вопросам местного значения, отмене или изменении ранее принятых нормативно-правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум или принятия представительным органом местного самоуправления.


С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном решением Оренбургского городского Совета. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается решением Оренбургского городского Совета и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции городского Совета, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании Совета.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

2.1.5 Публичные слушания

Публичные слушания являются ещё одной формой волеизъявления населения, используемой на местном уровне. Публичные слушания могут проводиться либо представительным органом муниципального образования, либо главой муниципального образования.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, городского Совета или Главы города Оренбурга.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Оренбургского городского Совета, назначаются Советом, а по инициативе Главы города Оренбурга - Главой города Оренбурга.

На публичные слушания должны выноситься:

1) проект Устава города, а также проект решения городского Совета о внесении изменений и дополнений в данный Устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития города Оренбурга, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;


4) вопросы о преобразовании муниципального образования "город Оренбург".

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обнародованию).

2.2 Система органов и должностных лиц местного самоуправления

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, которым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения. Под структурой органов местного самоуправления понимается система имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образования функции и полномочия местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структуру органов местного самоуправления города Оренбурга составляют Оренбургский городской Совет, Глава города Оренбурга, администрация города Оренбурга, Счетная Палата г. Оренбурга.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Структура органов местного самоуправления в случае преобразования муниципального образования определяется населением на референдуме или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти Оренбургской области при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.