Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Жизненный цикл организации. Общее понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

2019 год ознаменовался для России как достаточно сложный, в настоящее время в России протекает сложный процесс трансформации, сопровождающийся глубокими изменениями во всех сферах жизни: в политической, экономической и культурной жизни на самых различных уровнях: общества, организации, семьи и некоторой личности. Российские менеджеры отыскивают способы управления, которые сочетают внутри себя индивидуальности российской культуры и западную продуктивность, объявление ограничительных мер против организаций из России, значительно влияют на различного рода операции, осуществляемые в различных сферах деятельности.

Актуальность избранной темы заключается в том, что при помощи исследовательских работ актуального цикла организации можно предвещать предстоящее её развитие, предупредить кризисы, вовремя производить изменения, которые позволяют не допустить развала организации.

В своей курсовой работе, я привела теоретические нюансы актуального цикла организации: раскрыто понятие актуального цикла, которое используются в мировой практики, рассмотрена классифика, а так же были растолкованы особенности управления организацией на каждой его стадии.

В курсовой работе также акцентировано внимание на споре формирования критериев определения стадии актуального цикла организации. Рассмотрены аспекты, предложенные Д. Миллер и П. Фризен, также И. Адизеса в реалиях актуального цикла организации, также я обратила внимание на их минусы.

В качестве объекта исследования по теме данной курсовой работы выбрана кампания ПАО «МТС», крупнейшая компания которая входит в тройку самых популярных сотовых компаний РФ, данные собраны по итогам конца 2018 года.

________________________________________

Алишеров С.И. Современная Теория менеджмента. М.,2019 Стр128Глава 1 Теоретические аспекты жизненного цикла организации и особенностей управления на его этапах.

Организация как объект управления представляет из себя определенную финансовую систему. В теории управления модель актуальных циклов является одним из узнаваемых инструментов, которые используются для описания процесса развития хоть какой финансовой системы. На базе модели актуальных циклов можно всесторонне изучить некоторые причины, которые влияют на организационную продуктивность. Обилие видов актуальных циклов дозволяет рассматривать изменения, происходящие на разных уровнях управления организацией.

Неважно, какая организация в процессе собственного развития и деятельности проходит разные стадии (этапы) актуального, жизненного цикла.


Понятие жизненного цикла организации

Актуальный жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую претерпевает компания, сотрудничая с наружной средой.

Актуальный жизненный цикл организации – это стадии, которые проходит организация за период собственной деятельности: от появления (сотворения), через становление, развитие, застой, и приходит вновь к возрождению или наоборот - к устранении.

Любая стадия имеет определенные цели, признаки, стиль управления и организованность труда.

Модель жизненного цикла организации

Модель актуального цикла организации представляет из себя ломаную линию с определёнными точками перегиба (переломными моментами). Это собственного рода стадии либо этапы, которые можно поделить на длинные либо главные и короткие, либо промежуточные.

Этапы обозначаются на графике жизненного цикла и обозначаются как полосы (стадии), недлинные как точки (переломы). В общем, модель актуального цикла организации представляет из себя последовательность: появление (создание), становление, развитие, стагнация, возрождение или распад организации. [6]

Возникновение. Организация создается учредителями (собственниками) в целях ведения бизнеса и получения прибыли, оказания услуг некоммерческого характера или выполнения определенных функций. Ее организационно-правовую форму и выполняемые функции определяют учредители исходя из своих интересов. Главная цель организации на данной стадии – выживание. Для коммерческой организации – выход на рынок; для некоммерческой организации – освоение механизма и технологии оказания услуг или выполнения функций, определенных в учредительных документах. В этот период организация управляется одним лицом (в коммерческой организации, как правило, собственником).

Становление. Это один из самых опасных этапов в жизненном цикле организации, особенно для коммерческих организаций: во-первых, опытная команда менеджеров еще не сформирована. Во-вторых, новая организация для поставщиков и покупателей еще не известна на рынке. в-третьих, конкуренты обычно создают дополнительные барьеры для завоевания разумного рынка. Основной целью на этом этапе является расширение рынка и ускорение роста. Для торговой организации не менее важные цели - победа, укрепление ее позиций на рынке, повышение конкурентоспособности и т. Д.


Развитие. Этот этап осуществляется на основе установленной системы и структуры управления. Организация развивает новые рынки, новые товары (услуги), другие сферы деятельности, увеличивает производство и прибыль. На данном этапе происходит переход к более современным формам и структурам. Этот переход может быть достигнут постепенно и периодически, сопровождаемый количественными и качественными изменениями..

Стагнация. На этом этапе глава организации удовлетворен результатами, достигнутыми в прошлом. У него ослаблен интерес к изменениям внешней среды, обновлению организации и децентрализации власти и ответственности. Он доволен действующей системой управления. На этом этапе усиливается бюрократия в системе управления и увеличивается текучесть кадров. Новые идеи и предложения по повышению эффективности организации умирают в громоздких управленческих структурах. Основная цель в этот период - добиться результатов.

Ликвидация либо возрождение. Этот этап характеризуется отсутствием рентабельности, несостоятельности и нестабильности организации. В этот период у него есть два альтернативных варианта: возрождение или ликвидация. Процесс урегулирования в организации очень хорошо регулируется гражданским законодательством (Гражданский кодекс, законы о юридических формах юридических лиц, закон о несостоятельности (банкротстве) и т. Д.). Организация может быть урегулирована по решению владельцев или по решению суда. Однако, если на этом этапе владельцы привносят новую антикризисную команду в организацию, может начаться этап возрождения.В общем виде жизненный цикл организации может быть представлен на рисунке ниже.

_________________________________________________________________________

2 Ицхак К. Адизес. Управление жизненным циклом корпорации. Издательство: Питер, 2018 г. – 267-269 с.

Рисунок Модель жизненного цикла организации

Тангенс кривой на стадиях возникновения, формирования, развития / зрелости, стагнации / рецессии и ликвидации определяет развитие, принадлежащее эволюционной или революционной форме, рецессии или росту. Диапазон угла 50-60 ° указывает на революционную форму развития; диапазон 10-30 - об эволюционной форме; промежуточный диапазон 30-50 ° - период постепенного перехода к одной из указанных форм; диапазон 0-10 означает стабилизацию или изменение положения. Положительная касательная характеризуется ростом, отрицательная - снижением.


В зависимости от стадий жизненного цикла: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация (спад), возрождение либо ликвидация формируются особенности управления самой организацией, которые могут быть представлены в виде таблицы ниже.

Концепции моделей жизненного цикла организаций

Сколько организаций в современном мире, столько разных типов жизненного цикла можно выделить.

Существуют определенные противоречия относительно количества этапов текущего организационного цикла, их названий и характеристик. Некоторые создатели дали трехшаговые модели, другие считают, что должно быть 4 шага, есть модели, которые содержат 5 или более шагов.

В настоящее время существует множество концепций, которые описывают жизненный цикл организации (Таблица 2). У каждой из этих моделей своя причина изменения.

Таблица

История развития концепций жизненного цикла

№ п/п

Автор

Название концепции

Год создания

А. Даунс

Движущие силы роста

1967

Г. Липпитт и У. Шмидт

Управленческое участие

1967

Б. Скотт

Стратегия и структура

1971

Л. Грейнер

Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции

1972

У. Торберт

Ментальность членов организации

1974

Ф.Лиден

Функциональные проблемы

1975

Д.Кац и Р.Кан

Организационная структура

1978

А.И. Адизес

Теория жизненных циклов организации

1979

Дж. Кимберли

Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой

1979

Р.Куинн и К. Камерон

Интегративная модель

1983

Д. Миллер и П. Фризен

Траектории развития организации

1983

1.3.1. Краткое описание моделей в их исторической последовательности возникновения.

А. Даунс: «Движущие силы роста»

Это одна из самых ранних моделей, созданная на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных способов формирования комитетов Даунса он предложил три основных этапа роста и развития организации. Первый этап - борьба за автономию - происходит до официального рождения или сразу после него. Для него характерно стремление получить легитимность и необходимые экологические ресурсы для достижения «порога выживания». Второй этап - быстрый рост - предполагает быстрое расширение, при котором акцент делается на инновациях и творчестве. Последний этап - замедление - характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур. Вкратце, эта модель представляет собой развитие государственных организаций для установления обоснованности их существования для инноваций и расширения, а затем для формализации и контроля.Г. Липпитт и У. Шмидт: «Управленческое участие»


Разработал одну из первых моделей жизненного цикла организации, работающей в частном секторе. Они предположили, что общества проходят три стадии развития: рождение - создание систем управления и достижение устойчивости; молодежь - развитие стабильности и репутации; а зрелость - достижение уникальности и способности адаптироваться к меняющимся направлениям работы. Эта модель описывает шесть основных задач управления, которые варьируются от одного этапа к другому. Скотт: «Стратегия и структура»

Эта модель описывает три различных типа организаций, которые следуют в хронологическом порядке. Скотт утверждает, что компании переходят от неформальной (как он это называет - «шоу одного человека») к официальной бюрократии, к различным промышленным конгломератам.

Л. Грайнер: «Проблемы лидерства в фазах эволюции и революции» (1972). Основная предпосылка создания этой теории заключается в том, что будущее организации определяется ее организационной историей в большей степени, чем внешние силы. В доказательство этого Л. Грейнер опирается на теорию европейских психологов о том, что поведение определяется предыдущими событиями, а не будущими. Перенося эту аналогию на организационное развитие, он обсуждает ряд этапов, которые должны пройти развивающиеся компании. Таким образом, жизнь организации состоит в том, чтобы продвигать общество через этапы, на которых каждый период эволюции создает свою собственную революцию. Революция - это бурный период в развитии организации, который требует серьезного рассмотрения методов управления. Ход организации от одного этапа к другому ее развития заключается в преодолении соответствующего кризиса этого переходного периода..

У. Торберт: «Ментальность членов организации»

В этой модели организационное развитие тесно связано с развитием чувства общности персонала. Развитие происходит от индивидуальности и распространения групп в смысле принадлежности к команде. В то же время механизмы развития не указаны.

Ф. Лиден: «Функциональные проблемы»

На своих этапах развития организации сталкиваются с различными функциональными проблемами - проблемой адаптации к окружающей среде, получения ресурсов, достижения целей и поддержки моделей поведения. По словам Лидена, первое, что фокусируется на новой организации, - это адаптация и завоевание его ниши в изменяющейся внешней среде. Это достигается в основном благодаря инновациям. Второе - приобретение ресурсов и разработка рабочих процедур. В-третьих, акцент делается на постановке целей и получении прибыли. На четвертом этапе важно поддерживать поведенческие стимулы.