Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Понятие коммуникаций и коммуникационного процесса).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Понятие коммуникаций и коммуникационного процесса
1.2. Основные проблемы коммуникаций
1.3. Эффективность коммуникационных процессов
2. АНАЛИЗ БАРЬЕРОВ НА ПУТИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
3. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
3.1. Этапы формирования маркетинговых коммуникаций
Этап 2. Аудит внешней коммуникационной среды
Этап 4. Реализация маркетинговых коммуникаций
Этап 5. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Понятие коммуникаций и коммуникационного процесса
Необходимо заметить, что вся жизнь человека (да и любого биологического объекта) – это постоянный обмен информацией с его внешним окружением и с «самим собой» [5, с. 5].
Коммуникации (коммуникационный процесс) – это обмен информацией между людьми [6, с. 235]. При этом коммуникации – это сложный процесс, состоящий из множества взаимосвязанных звеньев (шагов), согласованность которых в сочетании с правильной трансформацией информации и надежной (без искажений) ее передачей в удобном для понимания виде во многом определяет эффективность управления. Комплекс важнейших коммуникаций, определяющих успех организации, представлен на рис.1 [8, с. 271-272].
Рис.1 Комплекс коммуникаций, определяющих успех организации
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена – сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Общепризнано, что коммуникации имеют огромное значение для успеха организаций. Опросы показали, что 73% американских, 63% английских и 85% японских руководителей считают отсутствие эффективных внутриорганизационных коммуникаций главным препятствием на пути достижения высокой эффективности работы своих компаний [6, с. 235].
В процессе обмена информацией выделяют три основных этапа:
- первый этап — отправление информации (отправитель — лицо, собирающее информацию и передающее ее; на этом этапе кодируется и формируется послание, выбирается передатчик и передающий канал или средства передачи информации);
- второй этап — получение передаваемой информации и понимание ее значения (получатель — лицо, которому предназначена информация и который фиксирует получение информации тем или иным приемником и раскодирует ее путем восприятия (что получил), интерпретации (как понял) и оценки послания (что и как принял);
- третий этап — обратная связь — ответ получателя на послание, на котором участники коммуникационного процесса меняются ролями: получатель становится отправителем, а отправитель — получателем (коммуникационный процесс повторяется вновь, но уже в другом направлении) [1, с. 241].
Часто в процессе обмена информацией происходит некоторое искажение ее смысла из-за присутствия на каждом этапе передачи определенных помех, иногда называемых «информационным шумом» [6, с. 237].
Источники шума, создающие помехи при обмене информацией, варьируют от языка до различий в восприятии. Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией может происходить более или менее сильное искажение смысла (рис. 2) [8, с. 273].
Рис.2 Модель процесса коммуникации с обратной связью и шумами
Виды коммуникаций
Выделяют формальные и неформальные коммуникации.
Формальные коммуникации определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения [1, с. 241].
Неформальные коммуникации - межличностные коммуникации, формирующиеся неформально (на рабочих местах, в буфете, по дороге на работу и т. д.). Распространяются, порой, быстрее, чем формальные коммуникации. Могут как мешать формальным коммуникациям, так и поддерживать («усиливать») их [9, с. 299]. Руководители зачастую используют этот канал передачи информации для изучения мнений сотрудников, их готовности к
переменам и принятию нового, определения «узких» мест в руководстве
организацией [6, с. 244].
Типичная информация, передаваемая по неформальным каналам:
- предполагаемые меры по ужесточению контроля;
- грядущие повышения или понижения сотрудников;
- изменения организационной структуры;
- информация о личных пристрастиях руководителей и т. д.
Принято считать, что слухи - это неточная и недостоверная информация, однако такая информация в ряде случаев может оказаться важным сигналом для менеджеров компании [6, с. 244].
Различают межличностные коммуникации (между отдельными личностями) и организационные коммуникации (связи между различными подразделениями организации, с внешней средой [1, с. 240].
Межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого менеджера. По данным исследований, менеджеры от 50 до 80% рабочего времени проводят в общении с другими людьми. У менеджеров высшего звена процент рабочего времени, занятый общением, доходит до 90% [6, с. 235].
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков (рис.3). Коммуникационная сеть включает потоки посланий (сигналов) между индивидами. Коммуникационная сеть концентрируется на выработанных в организации образцах этих потоков, а не на том, удалось ли передать значение или смысл послания. Однако коммуникационная сеть может влиять на сокращение или увеличение разрыва значений между переданным и полученным сообщением [8, с. 273].
Рис.3 Межличностная коммуникационная сеть в организации
Коммуникации, связанные с организацией в целом, называют организационными коммуникациями. Их принято делить на внешние и внутренние.
Внешние коммуникации связывают организацию с ее внешней средой. Для успешной работы любая компания использует различные средства коммуникации с элементами своего внешнего окружения:
- потребителями (реклама и программы продвижения товаров на
рынок); - общественностью (создание привлекательного имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне);
- государственными органами (письменные отчеты, информация о финансах, сведения о своем размещении, соблюдение трудового и иного законодательства и т. п.);
- партнерами (контракты, согласования, рекламации и т. п.) и другими элементами окружения [6, с. 241].
Одной из основных задач является установление устойчивых и надежных взаимосвязей с потребителями (клиентами) - существующими и потенциальными. Такая взаимосвязь реализуется способами: реклама, PR, формирование положительного имиджа организации, отчеты о деятельности компании в прессе, участие в форумах, выставках и т. п. В последнее время многие организации создают специальные подразделения по сбору и переработке информации, исходящей из внешней среды. Это помогает создавать прочные связи с потребителями, учитывать их потребности, что является основой долговременного существования современных организаций. Внутренние коммуникации осуществляются в рамках организации: между работниками, между подразделениями. Как правило, такие коммуникации связаны с координацией деятельности работников или подразделений. Внутри организации информация может перемещаться по разным каналам, в разных направлениях и с разной скоростью [6, с. 241-242].
Создаваемая коммуникационная сеть состоит из горизонтальных, вертикальных и диагональных связей. Горизонтальные связи устанавливаются между равными по уровню индивидами – коллегами. Вертикальные связи осуществляются между руководителями и подчиненными. Диагональные связи – это связи с руководителями и подчиненными коллег [8, с. 273].
Вертикальные коммуникации могут передаваться по нисходящей – с
высших уровней на низшие или по восходящей – с нижних уровней на
высшие [6, с. 242].
Нисходящие коммуникации представляют собой поток формальных коммуникаций, отправляемых высшим руководством организации (топ-менеджментом) подчиненным (среднему и низовому менеджменту), которые могут охватывать следующие темы: внедрение новых миссий, целей и стратегий; различные директивы, описывающие выполнение определенной работы и ее связь с другими сферами деятельности организации; различные правила и процедуры, в которых описываются политика, нормы и структура организации; информация о достигнутых результатах деятельности организации, подразделений и отдельных работников; положения, касающиеся мотивации персонала на принятие новой миссии, формирование необходимых ценностей организационной культуры, специальных церемоний и регламентов и др.[1, с. 243-44].
Восходящие коммуникации представляют собой поток формальных коммуникаций, идущих снизу вверх от низовых уровней организации (подразделений, отделов, отдельных работников) к высшим (топ- менеджменту и другим уровням менеджмента). К восходящим коммуникациям можно отнести следующие сообщения: информация о всех возникающих текущих рабочих проблемах и вопросах; предложения по улучшению различных сторон деятельности организации; периодические отчеты о результатах деятельности подразделений, отделов, отдельных специалистов; сообщения финансового характера от финансистов и бухгалтеров, которые могут заинтересовать высшее руководство; информация об имеющихся жалобах и спорах и др. Для менеджмента организации представляется весьма важным наличие бесперебойных восходящих коммуникаций, в которых он заинтересован, поэтому использует для них самые разные каналы: прямые диалоги между руководством и рабочими, опросы, внутренние информационные системы (интранет, внутренний сайт), ящики для предложений и жалоб и т. п. [1, с. 243-44].
Любая организация состоит из множества подразделений, поэтому для координации задач и действий между ними необходим обмен информацией. А это значит, что помимо нисходящих и восходящих информационных потоков организации нуждаются еще в так называемых горизонтальных коммуникациях - информационных связях между подразделениями (или между отдельными сотрудниками), находящимися на одном уровне управления [6, с. 242].
При горизонтальных коммуникациях осуществляется обмен информацией между коллегами по работе внутри отдела, подразделения, а также между последними. Причем подобные сообщения преследуют цель не просто информировать адресата о чем-либо, а обеспечить поддержку или координацию действий отделов, подразделений в решении общих организационных задач. Выделяют следующие категории горизонтальных коммуникаций: разрешение проблем внутри отделов; консультирование специалистов функциональных служб менеджеров линейных подразделений (по маркетингу, технике и технологии, компьютерным технологиям, финансам, управлению персоналом); координация текущей деятельности отделов и подразделений в направлении достижения целей организации. В современной практике хорошо известна информация о создании рабочих групп, матричных структур для улучшения координации видов деятельности различных подразделений организации, которые представляют собой примеры активного использования предприятиями горизонтальных коммуникаций [1, с. 244].
Внутренние коммуникации могут быть межличностными и организационными. Межличностные связывают двух и более человек, к организационным относят такие коммуникации, при которых хотя бы одним из участников является группа (подразделение) [6, с. 244].
Различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь, которая является самым универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл послания. При помощи речи осуществляется как кодирование, так и декодирование информации.
В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, взамен которых применяются любые другие символы (тональность голоса, выражение лица, позы, манеры, жесты). Невербальные коммуникации являются надежным индикатором того, как слова будут интерпретированы и какие в действительности человек проявляет чувства. Невербальную информацию трудно скрывать в межличностной коммуникации. Невербальными коммуникациями считают сообщения, выражаемые не словами, а отдельными действиями или поведением людей. Согласно оценкам А. Мехрабиана, полученным при исследовании важности источников, передаваемых при личном общении информационных сигналов: слова, голос и выражение лица, словесный эффект (вербальное воздействие) составляет лишь 7%, голосовое — 38%, выражение лица — 55%. Следовательно, невербальные послания передают информацию более эффективно, чем слова [1, с. 243].
Маркетинговые коммуникации
Среди комплекса различных коммуникаций, осуществляемых внутри и вне фирмы, особое внимание нужно уделить маркетинговой коммуникации в отношении целевого сегмента, которая представляет собой процесс передачи ему информации о продукте, причем целевой сегмент представляет собой группу людей, получающих маркетинговые обращения и имеющих возможность реагировать на них [5, с. 6].
Маркетинговые коммуникации не только доводят до потребителей прагматичную информацию о существовании на рынке данного ресурса и его прагматических характеристиках (товарный дискурс маркетинговых коммуникаций), но и стремятся доказать, что именно это предложение способно удовлетворить потребность наилучшим образом, нарастив при этом социальный, культурный, символический капиталы потребителя (социокультурный дискурс маркетинговых коммуникаций) [7, с. 226].
В настоящее время в отечественной и зарубежной научной и научно-прикладной литературе выделяют около 30 различных маркетинговых коммуникаций: