Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (проблемы налоговой системы Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного функционирования любого государства необходим эффективный инструмент государственного регулирования экономики. Именно этим инструментом и являются налоги, которые су­ществуют столько же времени, сколько и само государство и являются основным источником пополнения бюджета страны.

Российская Федерация – это самое большое и сложное по своему строению государство в мире. Налоговая система России постоянно изменялась под влиянием как политических, так и социально-экономических факторов. Многие изменения имели положительные результаты, а некоторые – отрицательные. Выбранная тема актуальна на сегодняшний день, так как практически каждый гражданин нашей страны так или иначе взаимодействует с налоговой системой, от эффективности которой зависит развитие всего государства.

Цель данной работы - выявление проблем совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • выявить проблемы налоговой системы Российской Федерации;
  • исследовать и провести анализ выявленных проблем;
  • определить направления совершенствования налоговой системы.

Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.

Информационную базу составляют учебники и учебные пособия для вузов, научные статьи, изданные за последние 3-4 года, авторами которых являются: Романов Б. А., Тарасова В.Ф., Содномова С. К., Алексейчева Е.Ю., Куломзина Е.Ю., Пинская М. Р., Булатова Ю. И. и др. Данные учебные пособия надежные, так как они соответствуют требованиям Фе­дерального государственного образовательного стандарта высшего образования и предназначены для студентов, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность и функции налогов

Сбор налогов для обеспечения деятельности государства су­ществует столько же времени, сколько и само государство [8, с. 9]. Формирование финансовой системы и ее составной части — налоговой системы — неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций, в том числе на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды [10, с. 10].


Налоги представляют собой часть стоимости национального дохода в денежной форме, которая принудительно отчуждена и присвоена государством [9, с. 4]. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ) дается определение налога как «обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1 ст. 8 НК РФ) [10, с. 12].

Выделяют признаки налога, позволяющие отделить его от других категорий:

Первый признак — императивно-обязательный характер, т. е. безусловная необходимость его уплаты при наличии объекта налогообложения. Особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством в силу права верховенства, властных полномочий через систему установления законодательно-правовых актов. В статье 57 Конституции РФ записано, что каждый гражданин обязан уплачивать законно установленные налоги. Обязательность налога обеспечивается через систему органов, осуществляющих налоговый контроль и систему средств принуждения и санкций. Это свидетельствует о том, что уплата налогов носит принудительный характер.

Второй признак — индивидуальная безвозмездность и безэквивалентность платежа. В результате уплаты налога налогоплательщик не получает права требовать от государства предоставления каких-либо благ. Конечно, государство предоставляет блага в виде осуществления правосудия, охраны собственности, защиты от внешних посягательств и т. д. Однако отсутствует факт эквивалентного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога [9, с. 5].

Третий признак — изъятие части собственности. Никакая государственная деятельность невозможна при отсутствии отдельных производителей материальных, культурных и духовных благ и ценностей. Последние обеспечивают материальную основу существования самого государства как особого хозяйствующего субъекта. Конкретной формой материального обеспечения государства являются налоги.

Четвертый признак — односторонний характер движения денежных средств. Денежные средства в виде налогов совершают движение от налогоплательщика к государству.

Пятый признак — налоги направляются на финансирование деятельности государства или муниципальных образований. Они носят публичный характер. Через процедуру принятия бюджета определяются направления расходования мобилизованных денежных средств, в том числе в виде налогов [9, с.  5-6].


Шестой признак — денежная форма уплаты. Развитие производства и торговли, усложнение хозяйственной жизни, расширение функций государства объективно обусловили необходимость перехода от натуральных повинностей и податей к денежной форме взимания налогов, как к наиболее универсальной форме осуществления перераспределительных отношений [9, с. 6].

Сущность налогов определяется их экономическим содержа­нием, выражающим взаимоотношения между государством, хо­зяйствующими субъектами и гражданами в процессе мобилизации государственных финансов с целью удовлетворения обществен­ных потребностей и государственного регулирования экономиче­ской деятельности юридических и физических лиц, и заключает­ся в следующем:

  • налоги используются для регулирования экономического развития страны (региона, субъекта), побуждая (снижение нало­гов) к осуществлению предпринимательской деятельности или препятствуя ей (повышение налогов);
  • государство, используя своё законное право принуждения, за счет налогов получает в свое распоряжение финансовые ресурсы;
  • в налогах выражен повсеместный охват доходов, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий;
  • налоги обеспечивают определенность (по объему финан­совых ресурсов и сроку) поступления государственных доходов;
  • поступающие в бюджет налоги являются источником госу­дарственных расходов на выполнение социальных и экономиче­ских задач [1, с. 15].

Наиболее полно сущность и роль налогов и сборов проявля­ются в их функциях. Функции налогов раскрывают их сущност­ные свойства и внутреннее содержание, позволяя отражать на­значение налогообложения в государстве как базовых отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобили­зации финансовых ресурсов в распоряжение государства. При рассмотрении различных подходов к функциям налогов наиболее часто выделяют следующие функции:

  • фискальную;
  • перераспределительную;
  • контрольную;
  • регулирующую [1, с. 15-16].

Фискальная (или, другими словами, бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и проявля­ется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Фискальная функция обеспечивает форми­рование финансовых ресурсов государства, которые ак­кумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и далее направляются на реализацию собственно государственных функций (оборонных, социальных, эко­логических и пр.) [6, с. 31-32].


Перераспределительная (социальная, распределительная) функция раскрывает социально-экономическую сущность нало­гов, при этом налог выступает в качестве особого инструмента, позволяющего перераспределять общественный продукт между различными категориями населения для поддержания социальной стабильности в государстве, минимизации социального неравен­ства, решения различных социально-экономических задач [1, с. 16].

Способами реализации этой функции является применение различ­ных видов налоговых льгот, включая освобождение от налогообло­жения, вычеты из налогооблагаемой базы, пониженные налоговые ставки и т.п. Кроме того используются прогрессивные шкалы нало­гообложения, повышение обложения категорий лиц с более высо­ким уровнем потребления и имеющих более дорогие объекты налогообложения. Понижение налоговой нагрузки на население в России достигается также за счет переложения социальных страховых взно­сов на работодателей [8, с.13].

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность ка­чественного отражения налоговых поступлений и их со­поставления с потребностями государства в финансовых ресурсах [6, с. 35].

Основное назначение данной функции — контроль за полнотой и своевременностью исполне­ния налогоплательщиками свих обязанностей по уплате налогов [1, с. 16]. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляет­ся необходимость внесения изменений в налоговую систе­му государства. Контрольная функция определяет эффек­тивность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики [6, с. 35].

Регулирующая функция налогов отражает влияние госу­дарства на экономическое развитие страны, при этом налоги вы­ступают в качестве инструмента — регулятора различных эко­номических и социальных процессов, научно-технического про­гресса, инвестиционной деятельности, конъюнктуры рынка и т. д. [1, с. 16].

Рассматривая регулирующую функцию налогов, можно вы­делить ее три подфункции:

  • стимулирующую — проявляется через различные налого­вые преференции для отдельных физических и юридических лиц, например, специальные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые льготы, вычеты и т. д. Применение данных налоговых преференций позволяет снизить уровень на­логовой нагрузки на данные категории лиц, что способствует их экономическому и социальному развитию;
  • дестимулирующую — направлена на сдерживание различ­ных категорий лиц за счет повышенных налоговых ставок и огра­ничений. В качестве примера можно привести акциз на табачную и алкогольную продукцию;
  • воспроизводственную — проявляется в ресурсных нало­гах [1, с. 17] для аккумулирования средств на восста­новление и развитие потребленных ресурсов физического капита­ла, человеческого капитала и природного капитала [8, с. 14]. При­мером таких налогов служат налог на добычу полезных ископа­емых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Соотношение между названными функциями налогов в си­стеме налогообложения зависит от конкретных социально-эконо­мических и политических условий развития общества и его по­требностей [1, с. 17]. В антикризисных программах развитых стран налоги используются как обязательный инструмент государственного регулирова­ния экономики [6, с. 34].

1.2. Налоговая система государства

Понятие и структура налоговой системы

Понятие «система» является основополагающей ка­тегорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческо­го языка — «целое, составленное из частей». В наиболее широком смысле система трактуется как правильность расположения частей, определенный порядок, связанное целое. Характер­ной чертой системы является то, что объединение элементов приво­дит к появлению нового качества. В настоящее время в теории налогов понятие «нало­говая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным [6, с.127].

Система налогов и сборов представляет собой опреде­ленную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникаю­щих в связи с налогообложением [6, с.128].

По мнению И. А. Майбурова «неотъемлемыми условиями становления налоговой системы государства являются:

  • превращение налогов в основной и постоянный источник государственных доходов;
  • обеспечение единства податного строя на всей территории государства на основе усиления центральной государственной власти;
  • урегулирование налоговых отношений между органами государственной власти разных уровней на основе разграничения налоговых полномочий и ответственности между ними, а также наделения органов власти одного уровня едиными налоговыми полномочиями и ответственностью;
  • проникновение основных идей финансовой науки в налоговую практику;
  • создание единой законодательной базы налогообложения на всей территории страны, обеспечение согласованности, внутренней непротиворечивости налоговых законов, их построение на единой, одинаково трактуемой терминологии;
  • создание единой централизованной системы администрирования налогов и сборов, построенной по иерархичному принципу» [4, с.112-113].