Файл: Управление прибылью предприятия в современных рыночных условиях.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность прибыли
1.2 Распределение и использование прибыли
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕФТЕГАЗ»
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Динамика и факторный анализ прибыли предприятия ООО «Нефтегаз»
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕФТЕГАЗ»
3.1 Пути максимизации прибыли на предприятии на основе управления издержками
Прибыль - это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода (рис. 2).
Рисунок 2 – Содержание понятия прибыль
Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском учете, не отражает действительного результата хозяйственной деятельности.
Это привело к четкому разграничению таких понятий, как бухгалтерская и экономическая прибыль. В.В. Буряковский, В.Я. Кармазин и С.В. Каламбает говорят о том, что бухгалтерская прибыль - это результат реализации товаров и услуг, а экономическая - результат «работы» капитала (рис. 3).
Идея двух трактовок прибыли (бухгалтерской и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону.
Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:
- исчисления налогов;
- защиты кредиторов;
- для выбора разумной инвестиционной политики.
Бухгалтерская трактовка применима только для достижения первой цели и абсолютно не применима для достижения третьей.
Д. Соломон разработал формулу, определяющую связь между бухгалтерской и экономической прибылью:
Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в течение отчетного периода - Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) периоды, (1)
Экономический подход предполагает ежеквартальное исчисление величины гудвила (вид нематериальных активов, отражающих деловую репутацию фирмы) и ее колебаний.
Появление этой категории связано с экономической трактовкой прибыли.
По утверждению Н.Е. Новиковой, прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.
На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли.
Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
«Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает», пишет М.С. Михайлова.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции (рисунок 4).
Рисунок 4 – Функции прибыли
Исходя из данных, представленных на рисунке 4, можно заключить, что прибыль выполняет 5 основных функций:
- Конечный результат. Прибыль предприятия является итогом экономической деятельности компании за определенный период. Это значение показывает сколько, чистых денежных средств было получено за вычетом всех расходов. Данная функция показывает, насколько компания эффективна в своем деле или в определенной отрасли.
- Стимулирующая. Планирование прибыли на предприятии строится на том, что необходимо повышать уровень чистых средств. В этом заинтересована каждая компания.
Оптимизируя прибыль предприятия, увеличиваются и производственные мощности, что положительно сказывается как на общем уровне развитии, так и на социальном, в виде роста заработных плат.
- Фискальная. Данный элемент относится к более широкому понятию прибыли. При прогнозировании прибыли предприятие стремится улучшить в первую очередь свои экономические показатели.
В результате погони за большой прибылью растут в первую очередь доходы. С них удерживаются различные налоговые отчисления, которые зависят он выбранного компанией режима.
Данные средства поступают в бюджеты субъектов федерации. За их счет формируются различные социальные программы для населения.
- Оценочная. Прибыль от финансовой деятельности формирует не только внутренние, но и внешние экономические показатели.
В зависимости от уровня средств за каждый период определяется общая рыночная стоимость фирмы. Такая оценка прибыли предприятия дает возможность определить ее конкурентоспособность.
- Контрольная. Данная функция является важной для любой компании. Отчет о прибылях и убытках позволяет следить за экономической деятельностью.
По мнению Г.В. Савицкой, если должным образом не контролировать поступающую динамику, это в конечном итоге приведет снижению поступающих средств или к полному банкротству компании.
Снижение прибыли предприятий является следствием того, что какая- то из перечисленных функций нарушена. При этом также будет наблюдаться снижение производственных мощностей и уменьшение заложенных на развитие средств, без получения прогнозируемых доходов.
Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова подчеркивают, что в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. В частности, авторы говорят о том, что стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объемов производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производстве. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвесторов в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Все интересы, которые обеспечивает прибыль можно разделить на группы, для которых и определяется по-разному назначение прибыли.
- Интересы государства. На общегосударственном уровне прибыльное организация является инструментом обеспечение фискальной функции, таким образом, прибыль представляет собой гарантию своевременного поступления средств в бюджет.
- Общественные интересы. Прибыльная организация может предоставлять благотворительные взносы, спонсорскую поддержку, заниматься меценатством.
- Интересы субъекта хозяйствования. Прибыль можно рассматривать как фактор формирование общественной оценки, источник капитализации и обеспечения финансовой автономии организации.
Самая прибыльная организация обеспечивает высокий уровень имиджа организации на рынке.
Итак, прибыль является важнейшей экономической категорией рыночных отношений, представляя собой конечный положительный финансовый результат периода, который формируется посредством всех доходов и расходов организации, полученных в ходе осуществления его финансово хозяйственной деятельности. Ведущее значение прибыли в предпринимательской деятельности обеспечивается её основными функциями: оценочной, стимулирующей и распределительной.
Таким образом, рассматривая прибыль, как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используется конкретный показатель прибыли. Емким информативным показателем является общая (балансовая) прибыль.
1.2 Распределение и использование прибыли
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом. Распределение прибыли определяется целями и задачами развития организации, является одним из основных инструментов воздействия на рост ее рыночной стоимости.
Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет посредством уплаты налога на прибыль и по статьям использования в организации. Законодательно распределение прибыли регулируется той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, структуры статей ее использования производится на основании разработанной дивидендной политики и в соответствии с внутренними положениями организации, включая устав и учредительный договор.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась, но принципиальная основа ее осталась незыблемой - отношения с государством выступали как неотъемлемая часть административно - командной системы, распределение осуществлялось применительно к каждой организации или отрасли в отдельности.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
Одной из важнейших проблем распределение прибыли является оптимальное соотношение части прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета, и части, остающейся в распоряжении организации.
Экономически обоснованная система распределение прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды организаций.
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации после уплаты налога, представляет многоцелевой источник финансирования его потребностей. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении организации, подразделяется на две принципиально разные части. Использование первой свидетельствует об увеличении имущества организации в процессе накопления. Использование второй не приводит к образованию нового имущества и характеризует долю прибыли, используемой на потреблении.
Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития организации. Если прибыль не расходуется на потребление, то она остается в организации как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала организации. Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость организации, свидетельствует о наличии источника для последующего развития.
Порядок распределения и использования прибыли в организации фиксируется в уставе и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб. В соответствии с уставом организации могут составлять сметы расходов, фиксируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения как фонды накопления (фонды развития производства или фонды производственного и научно - технического развития, фонды социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды, расходы на материальное поощрение.
Расходы на развитие производства включают:
- разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов;
-затрат по совершенствованию технологий и организации производства;
-затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением организаций.
Использование прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе организации, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий.
Затраты на материальное поощрение подразумевают выплату единовременных поощрений за выполнение особо важных производственных заданий, выплату премий за создание, освоение и внедрение новых техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь.
Особое значение имеет направление чистой прибыли на выплату дивидендов по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество организации. Для акционерных обществ направление чистой прибыли на выплату дивидендов является важнейшей проблемой их политики и стратегии. От размера дивидендов зависит курс акций данной организации, объем и возможные изменения собственного капитала, необходимость привлечения финансовых ресурсов из внешних источников.