Файл: Управление прибылью предприятия в современных рыночных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.

Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Во время кризиса обостряется прямая и альтернативная конкуренция, рушится лояльность потребителей и клиентов. Вместе с тем, экономический кризис – это возможность уточнить позиционирование, реализовать точное репозиционирование бизнеса и сделать выгодные инвестиции в новые направления бизнеса, добиться увеличения своей доли рынка и обеспечить себе стабильную прибыль.

Данная тема становится особенно актуальной в период экономического кризиса.

Выбранная тема является актуальной на сегодняшний день, т.к. функционирование всей организации в целом зависит от того, насколько правильно на предприятии формируется и используется прибыль. Правильное распределение и использование прибыли отчасти влияет на экономическую ситуацию в стране.


Актуальность выбранной темы выпускной курсовой работы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. От нее зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства. Вследствие выше перечисленного управление прибылью предприятия сегодня становится чрезвычайно актуальным. Управление прибылью позволяет выявить основные факторы ее роста и потенциальные возможности предприятия.

Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Ковалев В.В., Бланк И.А., Яцюк Н.А., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р. и другие.

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических основ прибыли, в изучении финансовых результатов предприятия и разработке на этой основе предложений по совершенствованию механизма управления прибылью и ее максимизации.

Исходя из цели выполненной работы, в ней решались следующие задачи:

- изучение теоретических основ понятия категории «прибыль»;

- проведение анализа финансовых результатов предприятия на примере ООО «Нефтегаз»;

- разрабка и предложение рекомендации по совершенствованию механизма управления прибылью в ООО «Нефтегаз».

Объектом исследования данной работы является ООО «Нефтегаз», основным видом деятельности, которого является строительно-монтажные и ремонтно-стротельные работы.

Предметом исследования выступает совершенствование механизма управления прибылью предприятия в современных рыночных условиях.

Источниками информации являются нормативные документы, учебные пособия, устав предприятия, бухгалтерская отчетность рассматриваемого предприятия за 2016 – 2018 гг.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

В первой главе курсовй работы изучены теоретические и методические основы механизма формирования и использования прибыли на предприятии, подробно изучены сущность, источники формирования, методы увеличения и эффективность использования прибыли предприятия.

Вторая глава курсовой работы включает в себя практический материал для проведения анализа формирования и использования прибыли на предприятии (на примере ООО «Нефтегаз») за 2016-2018 гг. На основе практической работы подробно рассмотрены общая характеристика финансово- хозяйственной деятельности предприятия, проанализирована динамика и факторный анализ прибыли, а также эффективность использования прибыли на предприятии.


В третьей главе разработаны основные методические рекомендации по максимизации суммы прибыли предприятия на примере ООО «Нефтегаз», в частности рекомендации по увеличению прибыли и эффективности ее использования на предприятии.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность прибыли

Наращивание экономических показателей - глубинная суть деятельности любой организации. Прибыль играет роль «двигателя», снабжающего производственный механизм энергией, требуемой для модернизации и расширения производства. Прибыль - это конечный результат, ради которого предприятие ведет производственную деятельность. По этому финансовому показателю определяются основные моменты в стратегическом планировании по дальнейшему развитию.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Возможность получения прибыли побуждает искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые виды продукции, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.

Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.

Прибыль представляется разницей совокупного дохода и совокупных затрат в процессе выполнения основной инновационной, инвестиционной, производственной, финансовой и коммерческой деятельности.

Прибыль является основным движущим показателем экономики. При имеющейся прибыли и постоянном росте она представляет собой главный источник образования финансовых ресурсов организации, которые осуществляют ее развитие на основе активизации инвестиционной, а также инновационной деятельности и усиления конкурентоспособности продукции; предостережение организаций от угрозы банкротства; повышение рыночной стоимости организации на базе ее капитализации. Объем прибыли, зависит главным образом от качества работы и указывает какие ресурсы нужно использовать продуктивнее для социального и производственного развития.


Но еще, прибыль является основополагающей базой образования и формирования государственного бюджета, поэтому государство тоже заинтересовано в повышении прибыли.

Несмотря на то, что наличие прибыли говорит об эффективной деятельности организации, однако ее масса не позволяет точно оценить, насколько эффективно осуществляется деятельность организации.

Таким образом, определение прибыли, как финансового результата означает, что прибыль представляет определенную форму реализации экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования части стоимости прибавочного продукта в денежном выражении, которые сложились и реализуются на определенном этапе развития общества.

Прибыль объективно необходима предприятиям для развития их хозяйства: расширения материально-технической базы, увеличения

собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социальных нужд коллектива. Размер получаемой прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, степень его оперативно - хозяйственной самостоятельности.

Под общим понятием «прибыль» понимаются различные ее виды, классифицируемые по соответствующим признакам.

Таблица 1

Классификация прибыли по различным признакам

Признаки классификации прибыли

Виды прибыли

1. Источники формирования прибыли, используемые в ее учете

1.1. Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг

1.2. Прибыль от реализации имущества

1.3. Прибыль от прочих операций

2. Источники формирования прибыли по основным видам деятельности

2.1. Прибыль от основной (торговой) деятельности

2.2.Прибыль от инвестиционной деятельности

2.3. Прибыль от финансовой деятельности

3. Состав элементов, формирующих прибыль

3.1. Маржинальная прибыль (прибыль от реализации товаров плюс постоянные издержки обращения)

3.2. Валовая прибыль (прибыль до налогообложения)

3.3. Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия)

4. Подход к формированию прибыли (бухгалтерской и экономической)

4.1. Бухгалтерская прибыль (разность между валовым доходом и явными (бухгалтерскими) издержками обращения)

4.2. Экономическая прибыль (разность между валовым доходом и суммой явных и неявных издержек обращения)

5. Характер налогообложения

5.1. Налогооблагаемая прибыль

прибыли

5.2. Прибыль, не подлежащая налогообложению

6. Планируемый результат деятельности

6.1. Минимальная прибыль

6.2. Нормальная прибыль

6.3. Целевая прибыль

6.4. Максимальная прибыль

7. Характер использования чистой прибыли

7.1. Капитализированная (нераспределенная) прибыль

7.2. Потребленная (распределенная) прибыль


Отсюда следует, что прибыль - это экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности. Она является результатом соединения разных факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов, предпринимательской способности. В комплексе они приносят тот финансовый эффект, который именуется прибылью (рис. 1).

Рисунок 1 - Экономическое содержание прибыли

Таким образом, центральное значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Кроме того, на величину прибыли и масштабы ее изменений влияют факторы, которые могут зависеть, могут не зависеть от деятельности организации. Так же факторы могут влиять на прибыль как прямо, так и через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для получения конечного финансового результата необходимо подробно рассмотреть объемы реализуемой продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, а также затрат.

Прибыль - это экономическая категория, характеризующая конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.

Прибыль давно занимает одно из центральных мест в жизни общества. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику уже много лет. На современном этапе развития экономики в связи с ужесточением конкуренции, увеличением предпринимательских рисков, глобализацией бизнеса эта проблема становится более актуальной. В современной рыночной экономике могут выжить и успешно функционировать организации, которые грамотно соизмеряют свои доходы с затратами.

Таким образом, прибыль выступает основным источником финансирования экономического и социального развития организации, обеспечивает его финансовую устойчивость и платежеспособность.

Прибыль также является основным показателем выполнения финансового плана организации, что означает эффективное управление активами и пассивами организации. Ключевыми аспектами механизма управления прибылью является ее формирование, распределение и использование, что предусматривает создание на предприятии методического, организационного и информационно-аналитического обеспечения. Методическое обеспечение включает в себя систему методов анализа, планирования и контроля суммы прибыли.

Организационное обеспечение в свою очередь включает общую правовую структуру управления организациям, наличие взаимосвязей и взаимозависимостей между основными отделами и службами. Информационно-аналитическое пространство предполагает использование массива данных, необходимых для совершения мониторинга факторов влияния внешней и внутренней среды организации, выявления резервов увеличения прибыли и прибыльности организации в целом.