Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев —родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.
Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа — Рима. Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до определенного момента создавали возможности для некоторого развития производительных сил в рамках родового общества, тогда как рабовладение, в том виде, как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной формы хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к формированию протофеодального общества.
Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда могущественной Римской империи. Данный пример возникновения феодального государства из первобытно-общинного строя не является чем-то исключительным[6].Таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы (в Древней Руси, Ирландии др.)
Глава3.Общая характеристика теорий происхождения государства
В современной юридической литературе существует большое количество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другимипричинами.
Данное разнообразие еще обусловлено тем, что теории о происхождения государства зарождались в разное время.
Если подходить к вопросу о рассмотрении вопросов, то необходимо провести классификацию теорий. Так анализ показывает, что теории происхождения государства выделяются:
1.Мифологические и религиозные теории происхождения государства;
2.Патриархальные и патерналистские теории;
3.Органические теории происхождения государства;
4.Теория юридического позитивизма;
5.Договорные (естественно-правовые) теории;
6.Теории насилия;
7.Психологические теории;
8.Марксистские теории о происхождении государства;
9.Иные теории происхождения государства.[7]
В основе мифологических и религиозных теорий о происхождении государства ложатся представления о божественном начале. Основной базой в данных теориях является отсутствие разделения между обществом и государством.
Яркими представителями этих теорий выступали: Платон, Аристотель, Сократ, Фома Аквинский и другие представители. Платон в своей теории, происхождения государства связывал с божественным началом. Государства появились в следствии делении Земли древнегреческими богами: Зевсом, Гефестом, Посейдоном, Афиной, Гермесом. Платон в своих фундаментальных трудах полагал, что для образования государства как можно максимально подражать мифологическим первообразам.
В Древнем Китае теория происхождения государства, как воля Бога. Воля Бога преподносится в появлении порядка, установлении правила поведения и организации власти на земле. Однако император, как носитель власти является – сыном божьим.
В XIII веке начинает развиваться теологическая теория происхождения государства. Главным представителем данной теории выступает Фома Аквинский. Сущность данной теории проявляется в результате проявления как божественной воли, так и воли человеческой.
Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Патриархальные и патерналистские теории базируются на власти отца семьи. Общество и государство строится на власти, которую диктует отец семейства. Патерналистская теория происхождения государства имеет соотношение семьи с государством. Основная цель этой теории – это отец (патер) глава семейства (общества). Яркими представителями данной теории являются: Аристотель, Филмер, Т.А. новиков, Н.К. Михайловского и другие. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.
Положительные стороны данной теории – это уважение к государственной власти.
Отрицательные стороны данной теории – это отличие семьи от общества, как составной части любого цивилизованного государства.
Обоснование этой теории заключается в том, что люди — по своей природе коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Дальнейшее развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счёте к образованию государства.[8]
Органические теории происхождения государства – теории базой или основой которых представлены, что государство это живой организм.
Яркими представителями данной теории являются: О. Конт, Г. Спенсер, А. Шеффле, В. Вормс, П. Ф. Лилиенфельд и другие.
Основа этой теории представлена, что государство, как живой организм, в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В процессе естественного отбора выживает сильнейший, строится сильное государство.
Положительные стороны данной теории в том, что биологические факторы развития, не могут повлиять на становление и развитие государства, так как человек является существом биосоциальным.
Отрицательные стороны – заключаются в том, что все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни по своими закономерностями и причинами возникновения.
Огюст Конт в своей теории представляет государство, как органическое целое. Развитием, изменением и порядком построения занимается наука социология.
Социология при изучении государства основывается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Главная задача социологии при изучении построения государства как науки, пришедшей на смену до этого существовавшим теориям теологическим и метафизическим воззрениям, заключается в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Герберт Спенсер представляет государство, как составную часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным. Подобно живому организму, государство и общество растет и развивается путём построения составных элементов, упорядочивания его инфроструктуры и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им. Другие представители данной теории, рассматривали экономические отношения в обществе, как обмен веществ в живом организме, Органы исполнительной власти, осуществляет функции головного мозга, органы правосудия осуществление разума и мышления, армия – это руки, торговля— это кровообращения и тд.[9] В основе теории юридического позитивизма лежит провозглашение права результатом властного веления, приказа подданным. Правовое регулирование в рамках названной теории должно осуществляться в соответствии с историческими закономерностями функционирования политически организованного общества. Главной стороной выступает легализация права в объективном смысле. Легализация права заключается в общеобязательности юридических норм, направленных на урегулирование общественных отношений в обществе. Регулирование может быть позитивным и негативным: позитивное предполагает упорядочивание общественных отношений с помощью норм права, объективированных в официальных источниках, а негативное правовое регулирование представляет собой умолчание законодателя и дозволение подданным поступать на своё усмотрение.
Яркими представителями данной теории выступают: Ш. Амос, Г. Кельзен, С.А. Дробышевский, Д. Остин.
Договорные (естественно-правовые) теории происхождения государства. В основе этих теорий лежат естественно-правовые представления о договорном происхождении государства.
Яркими представителями выступают: Г. Гроция, Т. Гоббс, Д.Локк и другие. Основа этих теорий складывается, что государство складывается путем заключения общественного договора.
Согласно Эпикуру— «справедливость, происходящая от природы,— есть договор о полезном — с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда».
В своей теории он рассматривал, что государство возникает в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Данный договор должен предусматривать, что люди передают часть своих прав, которые присущи им с момента рождения и передают государству как органу, государство в свою очередь представляет их общие интересы.
Положительные стороны этой теории сводятся к демократическому содержанию развития общества. Права и свободы народа ставятся на высший уровень.
Отрицательные стороны данной теории заключаются в отрицании объективных внешних факторов, которые влияют на развитие государства.
Основное содержание теории происхождения государства по Г. Гроцию заключается в том, что государство возникает, в результате волеизъявления людей направленного на заключение договора. Основное содержание теории происхождения государства по Т. Гоббсу заключается в естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все — в этом и состоят его естественное право и свобода. В своей теории Томас Гоббс описывал естественное состояние, как ужасное состояние. Люди всегда ищут чего-то и никогда не обретают покоя. Люди всегда стремятся к успеху. Гоббс в своей теории, описывает, что взаимоотношения между людьми носит равноправный характер. Естественное состояние и чувство зависти заставляет людей совершать действия, которые направлены на выделение одних людей над другими. Такое поведение людей в конечном итоге перерастет в войну. В данных условиях противоборства общество пытается осуществить попытку для примирения. Так Гоббс, в своей теории описал первый естественный закон. Исходя из анализа первого закона вытекают и другие естественные законы, которые требуют отказа каждого человека от своих естественных прав в интересах мира и безопасности.[10] Таким образом, договорная концепция по Гоббсу, можно представить для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. В своей теории о происхождении государства Д. Локк рассматривал либеральную точку зрения договорного происхождения и назначения государства. Суть данной теории сводится к общественному договору об устройстве государства, является обеспечение неотчуждаемого естественного права людей, каждого на жизнь, свободу и имущество. Анализ теории Т. Гоббса показывает, что естественным источником власти является народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Подводя итог общему рассмотрению договорной теории можно сделать вывод о том, что государство возникает в следствии заключения соглашения. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.