Файл: Теория происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права.

В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом:

1.формирование государства у разных народов шло различными путями, что обусловило разную трактовку условий и причин его возникновения;

2.неодинаковым мировоззрением исследователей;

3.сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.

Актуальность работы сводится к изучению вопросов связанных с высшей организационной формой людей, как государство. Цель курсовой работы: изучение теорий происхождения государства на различных этапах развития общества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:

1.рассмотрение вопросов связанных с определением понятия, сущности, функций и признаков государства;

2.исследование теорий происхождения государства в первобытном обществе и в период Средневековья;

3.изучение теорий происхождения государства в период нового и новейшего времени.

В данной курсовой работе использованы методы: анализа, дедукции и индукции, синтеза и другие.

Теоретической базой для данной курсовой работы явились труды отечественных ученых, учебная и специальная литература по рассматриваемой проблематике.


Глава 1.Понятие, сущность, функции и принципы государства

Рассмотрение вопросов связанных с историческим развитием государства рассматривается ученными постоянно. В разные периоды развития общества труды ученых по данному вопросу носил различные подходы.

Государство, как система общества, представляет  сложное и многогранное явление. С периода развития общества предпринималось большое количество попыток  для определения термина «государство», однако анализ  юридической литературы показывает, что по настоящее время нет общепринятого понятия о данном правовом институте.

Мыслители эпохи древности и начала средневековья сводили общее мысли по определению понятия государства, как политическая общность, объединение или союз людей на определенной территории.

Представитель Немецкой классической философии И. Кант в своих трудах описывал государство, как «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть».

Естественное развитие общества в глубокой древности привело к тому, что ученые стали задумываться о вопросах связанных с происхождением и историческим развитием государства и права. В то время было много разнообразных теорий, которые рассматривает вопросы, связанные с попыткой определения и закрепление термина «государство». Большое количество этих теорий объясняется прежде всего, различиями исторических и социальных условий, в которых жили авторы, разнообразием философской мысли и положения лиц, которые они занимали в обществе. В то время понятие государство рассматривалось:

1.с точки зрения философской мысли;

2.с позиции исторического развития общества;

3.с юридической точки зрения.

Отечественная юридическая наука рассматривает понятие государства через призму всех общеизвестных признаков. Данный прием является общепризнанным и общепринятым и в современном российском праве. Развитие современного общества, которое привело к появлению большого количества государств, имеющих разное социальное положение, этапы развития, попытки построения и движения на этапе развития, определения самостоятельности присуще общие принципы построения, этапы развития и порядок построения самостоятельности. 


Если анализировать мнения ученых то можно придти к выводу о том, что можно собрать определенные признаки государства, которые присуще всем государствам и выделяет данную категорию, от всех других объединений.

К общим признакам, характерным для всех государств необходимо относить:

1.наличие в государстве публичной власти, которая характеризуется специальным аппаратом, необходимым для управления и органами принуждения;

2.организацию территориального принципа сосредоточения населения или определенной группы, общности людей;

3.суверенитет. Решение о направленности проведения внутренней и внешней политики по своему усмотрению;

4.верховенством законодательных актов, которые признаются и исполняются на данной территории;

5.наличие финансовой системы. Финансовая система в государстве это, как правило установленная система взимания налогов и сборов, а так же золотой запас казны, направленный на содержание государственных органов и иных нужд государства.[1]

Важным этапом в развитии государства совместно с формированием сложных структур объединения людей и соответствующих механизмов, направленных на регулирование возникающих общественных отношений являются предпосылками формирования государства в таком виде, в каком они существуют сейчас.

Дополнительными, но не обязательными признаками государства можно выделить:

1.Государственный язык;

2.Наличие боеспособной армии, которая призвана на защиту территории и населения;

3.Единой системы обороны;

4.Национальная валюта.  

Если рассматривать функции государства, то здесь ученые выделяют 2 большие группы:

1.Внутренние;

2.Внешние.

Внутренние функции – это функции государства, которые направлены на решение задач внутри страны. К внутренним функциям государства относятся: экономическая, политическая, создание правовой базы, которая направлена на урегулирование общественных отношений внутри страны, организация судебной системы, правоохранительная и тд.

Внешние функции – это функции государства, которые направлены на урегулирование вопросов на международном уровне за пределами территории государства

К внешним функциям государства относятся: валютная политика, военная политика, защита прав и свобод граждан страны, противодействие международной преступности и борьба с международным терроризмом, создание международного сотрудничества.

Развитие современных государств сложно представить без выражения всех трех видов власти: исполнительной, законодательной и судебной. Система органов власти представляет собой выражение органов власти и системы сдержек и противовесов, что бы осуществлять контроль за каждым направлением выраженности органов управления. Например, в развитых странах предусмотрено, что представители органов власти должны производить отчет перед другими органами. Государство проводит свою политику, которая направлена на: сохранение и поддержание целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества;установление определённого порядка взаимоотношений между гражданами страны, и привлечение в реализацию мероприятий, как можно большее количество народа, как на собственной территории, так и других территориях, если это предусмотрено международными договорами и соглашениями;поддержание верховенства высшего законодательного акта – это как правило Конституция, а так же соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов всеми лицами кто проживает на данной территории;проведение и осуществление политики государства направленной на поддержание достойной жизни населения (реформа образования, медицины, социальная программа, программа улучшение жизни молодым семьям и тд.).[2] Анализ правовой литературы показывает, что государство, как организационно-правовая форма выполняет основную функцию – это обеспечение комфортного проживания своих граждан.


Под функциями государства понимается основные направления его деятельности, связанные с решением всех задач стоящих перед государством. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Для решения этой функции политика государства должна сводиться к выполнению ряда задач:решение экономических и социальных проблем;обеспечение целостности государства;управление хозяйством и обществом;оборона собственной территории. По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Таким образом, если подводить итог первому вопросу можно сделать вывод о том что, государство по своей правовой природе является сложным институтом. Для определения понятия государства необходимо, что бы сочетались все обязательные элементы:

1.верховенство права;

2.территория;

3.население;

4.организация органов власти (законодательной, исполнительной и судебной);

5.выполнение внутренних и внешних функций.

Глава 2.Пути возникновения государства

2.1.Исторические пути происхождения

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями [3].

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказано две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового слоя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии в первую очередь во владении землёй, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным [4].

Западный или Восточный путь развития в решающей степени зависит от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.


Итак, для Восточного пути происхождения государства характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых. А Западный путь происхождения государства присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Рассмотрим подробнее пути возникновения.

2.2.Восточный (азиатский) путь возникновения государства

Для этой формы характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и управляемых. Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный»[5].

Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное из них — необходимость в большинстве мест крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и соответственно общественная собственность на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности. Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко — в десятки раз — повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительства каналов, дамб, водоподъемников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Все это определяло прежде всего необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления, поскольку объем общественных работ существенно превышал возможности отдельных родопле-менных образований. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю.