Файл: Теория происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами; эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии.

В России представителем, который придерживался договорной теории выступал Радищев А.Н.

Радищев придерживался мнения что, с позиции защиты суверенитета народа, естественных прав человека и республиканской формы правления он подчеркивал, что цель формируемого государства — это «блаженство граждан».

Насильственные теории происхождения государства.

Сущность данных теорий заключается в представлении о, том что возникновение государства есть результат насилия, при этом не зависимо насилие внутренние или внешнее.

Положительные стороны данных теорий состоит в том, что насилие носит естественный характер и присуще процессу для возникновения государств.

Отрицательные стороны заключаются в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Яркими представителями данных теорий о происхождении государства выступают: Е. Дюринг, Л. Гумплович, Каутский.

Е. Дюринг в своей теории рассматривает насилие одной части первообщиного строя над другой. По Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй в обществе. В результате такого проявления внутреннего насилия имеет направленность порабобщения одних другими и в последствии возникают также собственность и классы.

Л. Гумплович в своей теории связывает возникновение государства стремлением людей к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Каутсковский в своей теории основывается, что государство возникает как аппарат принуждения завоевателей над побежденными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени- класс эксплуатируемых. Каутский стремился увязать свои взгляды с марксистским учением о классах, но существенным различием является, что по его мнению классы образовываются не до возникновения государства, как считают представители марксизма, а после. Психологические теории происхождения государства.

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства в связи со свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Государство согласно данным концепциям— это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.


Положительные стороны данной теории заключаются в том, что психологические закономерности— это важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты.

Отрицательные стороны данной теории заключаются в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как психика человека формируется также под влиянием внешних (социально-экономических) факторов и т.д.

Яркими представителями данных теорий являются Т. Д. Баштима, Н. Коркунов, Л. Петражицкий.

В своей теории Л. Петражицкий сводил, что возникновение права относится к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики.[11] Марксистская теория происхождения государства. Анализ данной теории показывает, что государство – это воплощение изменений социально-экономических отношений, способа производства, что способствует возникновению классов и постоянной борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство. Положительные стороны данной теории базируется на основах социально-экономического фактора общества. Отрицательные стороны этой теории складываются на недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Государство, есть, результат естественно-исторического процесса развития первобытнообщинного строя (постепенное развитие производительных сил, разделение труда, появление частной собственности, имущественная и социальная дифференциация общества, его раскол на эксплуататоров и эксплуатируемых и.т.д.) как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое государство, на смену которому — в результате общественного развития — идет феодальное, а затем буржуазное государство. Уничтожение путём пролетарской революции частной собственности как основы классов, государства и права откроет путь к бесклассовому, безгосударственному и неправовому коммунистическому обществу. Коммунистическое общество и общественное самоуправление (без государства и права)— это, согласно марксистским представлениям, определённое повторение первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. Государство по мнению Энгельса является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основные признаки, которые отличают государство, от родовой организации, как предполагал Энгельс являются: 1) разделение государства на классы по территориальным делениям; 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённые силы. Ярким представителем данной теории в России выступал Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Он в своей теории делал акцент на борьбу классов, и что государство имеет классовую природу. Государство есть продукт и проявление вражды между классами. Государство возникает там и тогда, и поскольку  классовые противоречия объективно не могут быть примирены и наоборот.[12] К иным теориям происхождения государства можно отнести: 1. Либертарно-юридическая теория; 2. Патримониальная теория; 3. Волюнтаристские теории; 4. Расовые теории; 5. Ирригационные теории; 6. Кризисная теория; 7. Демографическая теория. Анализ либертарно-юридической теории о возникновении государства тесно связывается с возникновением и развитием права. Данные институты неразрывно связанны с образованием и развитием государства. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Основная суть патримониальной теории заключается, что государство берет свое начало от права собственника на землю. Властные отношения на данной территории исходят от собственника и имеют своей направленностью на людей проживающих на данной территории. Таким образом, образовывалась власть феодала. Волюнтаристская теория – это «автоматическая теория». Согласно волюнтаристской теории развитие земледелия автоматически приводит к появлению прибавочного продукта, что позволяет некоторым индивидам отделиться от производства питания и стать гончарами, ткачами, плотниками, каменотесами и.т.д., таким образом, создавая дальнейшее разделение труда. Принципиальным противоречием этой теории является то, что сельское хозяйство не создает автоматически прибавочного продукта. Мы знаем об этом, так как многие земледельческие народы мира производят мало прибавочного продукта.


Ирригационная теория связывает происхождение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. Ярким представителем данной теории выступает К. Виттфогель. Развитие государств в соответствии с данной теории можно отнести к первым городам-государствам Египет, Индия, Китай, Греция и т.д. Власть сосредотачивалась в руках лиц, которые имели представление о том, как поддерживать работу. Виттфогель полагал, что лица, которые осуществляли управление должны требовать жесткого централизованного управления. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем.

Расовая теория начала развиваться в эпоху развития рабовладенья. Основная сущность данной теории сводится к делению населения в силу прирожденных качеств на две породы людей— рабовладельцев и рабов. Одна группа призвана господствовать в обществе и государстве, а вторые— слепо повиноваться первым. Яркий представитель этой теории Ж. Гобино. Он в своих трудах выделял арийцев высшей расой, призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др.[13]

В современном Мире данная теория нашла широко отражение в политике проводимой нацистской Германией. Расовая теория считалась важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

Ф. Ницше представлял, что расовая теория является жизненной необходимостью для государства.

Демографическая теория сводится к тому, что большинство общественных процессов, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять. Кризисная теория сводится к использованию новых знаний, основной упор при этом делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. Несмотря на это особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Кризисная теория по своей сути учитывает и локальные (маленькие) кризисы, так и масштабные кризисы, в том числе кризисы которые приводят к революции. Коренной перелом в развитии общества, так же приводит к образованию нового государства или существенным изменениям в установившемся государстве.


Глава 4.Теории происхождения государства

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Было создано множество разнообразных теорий, по-разному отвечающих на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиями исторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

4.1 Теологическая теория

Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи.

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225— 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен про­цессу сотворения богом мира.[14]

Учение о божественном сотворении мира получило название креационизм. Ее представители утверждают, что Земля и все сущее на ней было создано Богом 10 000 лет назад. Окаменелости являются результатом разрушительных последст­вий Всемирного потопа, ставшего причиной гибели динозавров. Эта теория полно­стью отрицает процесс эволюции и естественного отбора (теория Дарвина).

Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и разви­тия феодализма. На рубеже Х11-Х111 вв. в западной Европе была популярной тео­рия «двух мечей». Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложи­ла его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вру­чила государям для «вершения» земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (госу­дарством).


Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существова­нии Бога, Высшего разума, т. е. это, в конечном счете, вопрос веры.

4.2.Патриархальная теория

Эта теория также возникла в древности: ее основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и др.). Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются. Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья — мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.