Файл: Понятие и основные признаки правовой нормы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий вид социальных норм – это нормы морали, которые основаны на представлениях общества о добре и зле, достоинстве и чести, долге и справедливости, которые служат неким мерилом общественного поведения . Нормы морали тесно связаны с нормами права, они практически действуют в одних и тех же сферах, их действие зачастую пересекается, но несмотря на это, они остаются самостоятельными нормативными регуляторами общественных отношений, так как нормы морали носят прежде всего оценочную нагрузку , оценивают поступки людей, цели и мотивы таких поступков [2.4].

В отличие от правовых норм нормы морали не имеют формализованного характера, не обеспечиваются государственным принуждением, а их санкцией является общественное осуждение. Моральный фактор всегда играл и будет играть важную роль в жизни общества поэтому нормы права, имеющие моральное обоснование, более эффективны и легитимны. Также как и обычаи , нормы права могут становиться нормами права, которые выражены в нормах принципах. Например, нормы законов о равенстве граждан, о справедливости, о недопустимости вмешательства в личную жизнь.

Л. А. Морозова определяет корпоративные нормы, как правила поведения, создаваемые в общественном объединении, общественной организации, движениях, фондах, ассоциациях и регулирующие отношения между членами данных объединений [2.11]. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений, компетенцию, объем прав и обязанностей их члено.

Общие черты норм права и корпоративных норм состоят в том, что они содержат четкие, детализированные правила поведения, закреплены в специальных актах то есть формально определены и представляют собой систему норм и по структуре могут быть схожи с нормами права. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем, что они имеют обязательный характер на определенной территории, обладают фиксированным набором средств защиты, а также носят предписывающий характер[2.10].

Различие между правовыми и корпоративными нормами состоит в том, что нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, а нормы общественных организаций принимаются ими самостоятельно. Нормы права имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам то есть корпоративные нормы ни в коем случае не должны противоречить правовым нормам. Но главное отличие состоит в том, что корпоративные нормы не общеобязательны и распространяются только на членов соответствующей организации[2.6].


Зачастую корпоративные нормы основываются на правовых, так, например в организации может быть заключен коллективный договор, в котором некоторые нормы дублируют трудовое законодательство, а некоторые улучшают определенные моменты.

Следующая разновидность социальных норм устанавливается различными вероисповеданиями и имеющих обязательную силу только для исповедующих ту или иную религию – это религиозные нормы.

Религиозные нормы имеют сходство с нормами права, по признаку формальной определенности. Они зафиксированы например в таких источниках как Библия и Каран.

Кроме того религиозные нормы нередко выступают источниками права, например в мусульманской правовой системе. В Германии и ныне каноническое право служит частью национальной правовой системы[2.6].

При взаимодействии религиозных и правовых норм возможны следующие варианты:

- взаимодействие религиозных и правовых норм;

- непосредственное воздействие религиозных норм на правовые;

- опосредованное воздействие религиозных норм на правовые (влияние религии на формирование правовых норм через правосознание в результате восприятия правосознанием религиозных идей и представлений)

- взаимодействие в регулировании различных сторон церковно-государственных отношений, имущественных и иных прав конфессиональных организаций и служителей культа, узаконение церемоний культа в различных сферах государственной жизни (коронация, инаугурация религиозная присяга при занятии государственных должностей, религиозная клятва в суде и др.)[2.10].

Правовые и религиозные нормы при совпадении сферы регулируемых отношений бывают очень близкими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний. В ряде случаев правовые нормы текстуально воспроизводят предшествующие им религиозные нормы (о браке, разводе, семейных отношений и др.)

Таким образом проанализировав каждое из соотношений, можно сказать, что бесспорно прослеживается взаимосвязь норм права с иными социальными нормами, а в некоторых случаях даже зависимость и влияние одного вида норм на другие.

1.2. Виды юридических норм, их структура и способы изложения

Определению места нормы права в правовом регулировании способствует их классификация , так как современное законодательство разнообразно и состоит из различных по содержанию и характеру норм права.


Становление гражданского общества предопределяет перспективу укрупненного деления всех правовых норм на нормы частного и нормы публичного права. Такое деление, обозначившееся еще в римском праве, более всего связано с различием норм, выражающих интересы отдельных лиц и их объединений (сфера отношений гражданского общества), и норм, регулирующих деятельность государства, его органов и должностных лиц (сфера отношений власти, управления, правосудия). [2.3].

Различия между гражданским обществом и государством определяют ряд существенных отличий правовых норм, регулирующих их существование и деятельность. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют строго на основе и в рамках правовых норм, определяющих их разновидности (например, районный суд, областная прокуратура, главный бухгалтер, директор завода, налоговый инспектор, ректор университета). Они наделены компетенцией, устанавливающей относительно узкие параметры их деятельности, предопределенные целью, для которой эти должности и учреждения созданы. Существование членов гражданского общества правом не обусловлено; граждане имеют правоспособность, дающую им возможность совершать любые сделки, кроме запрещенных. Если гражданам разрешено все, что не запрещено, то должностным лицам разрешено лишь то, что предписано приказом или вытекает из их компетенции. Права граждан - гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению. Должностные лица и государственные органы наделены правомочиями , которыми они обязаны пользоваться для достижения поставленной перед ними цели. Свобода граждан совершать поступки и принимать решения, имеющие юридическое значение, ограничена запретами совершать противоправные действия. “Свобода усмотрения”, т.е. дискреционные полномочия должностных лиц при принятии юридических решений ограничены критериями, установленными законом, а также целью, ради которой учреждена соответствующая должность. Отношения между гражданами строятся на основе равенства, автономии, координации и определяются их соглашениями, договорами. Нормы права определяют отношения субординации субъектов публичного права[2.14].

К частному праву относятся нормы гражданского, брачно-семейного, трудового и других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества. Публичное право включает государственное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другие отрасли права, регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К публичному праву относится большинство норм уголовного права (исключение - нормы так называемого “частного обвинения”, по которым обвинение возбуждается и прекращается по инициативе потерпевших)[2.12].


В теории права существует множество критериев для классификаций, разберем основные из них.

Лазарев В.В. выделяет следующие критерии:

  1. По функциям норм права
  2. По методу правового регулирования
  3. По субъекту правотворчества
  4. По предмету правового регулирования[2.9].

Основополагающей считается классификацией по функциям, в ней выделяются:

  1. Регулятивные нормы, которые являются основными и наиболее распространенными нормами права, они регулируют поведение людей путем предоставления им прав и обязанностей.
  2. Охранительные нормы, которые как бы защищают регулятивные нормы права от их нарушения, описывая неблагоприятные последствия.

3. Специализированные нормы права, при помощи которых обеспечивается системность всех норм права, например это нормы о действии во времени нормативно-правовых актов или о разрешении коллизий в праве. В свою в теории государства и прва выделяют три группы данных норм:

а) системоопределяющие нормы – базовые, исходные нормы, выполняющие системо-формирующую роль, выполняющие системо-моделирующую функцию, они носят основополагающий, исходный характер. Это учредительные нормы права(это нормы, которые провозглашают конечные цели правового регулирования и определяют идеологическую модель правого регулирования). Такие нормы, как правило, содержатся в Преамбулах НПА и в начальных статьях актов.

нормы-цели и нормы-задачи – они более конкретны, определяют цели и задачи регулирования конкретной сферы общественных отношений;

нормы-принципы – это нормы, которые закрепляют, аккумулируют основополагающие идеи и начала правового регулирования. Например ст. 15 Конституции[1.1];

дефинитивные нормы – нормы, которые формулируют определения основополагающих, ключевых юридических понятий;

б) системоупорядочивающие – к ним традиционно относят оперативные (темпоральные) номы и коллизионные нормы – эти нормы упорядочивают механизм действия права, определяют механизм действия других норм (оперативные нормы – определяют порядок действия и вступления в силу норм);

в) системоупрощающие нормы – к их числу можно отнести нормы-презумпции и норм-фикции[2.3].

По методу правого регулирования нормы права делятся на :

1. Императивные нормы, которые содержат обязательные для исполнения варианты поведения, неизменяемые по волеизъявлению сторон.

2. Диспозитивные нормы, напротив предполагают возможность для субъекта права самостоятельно урегулировать свои взаимоотношения.


3. Рекомендательные нормы, это такие нормы которые обязательны для ознакомления , но не для применения, как правило они предусматривают оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации и используются прежде всего юридическими или должностными лицами.

4. Поощрительные нормы – предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом[2.10].

По субъекту правотворчества издаваемого или санкционированного акта выделяют законодательные нормы, которые содержатся в ФКЗ и федеральных законов и подзаконные нормы, источником которых являются Указы Президента и Постановления Правительства.

По предмету правового регулирования  т.е. по виду тех общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и институты. Практическое значение этой классификации в том, что она облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает предпосылки для кодификации. Таким образом нормы права подразделяются в зависимости от отраслей права, например нормы уголовного, административного , гражданского или трудового права[2.4].

Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Иными словами это внутреннее строение нормы, определенный порядок связи и взаимодействия ее элементов.

В теории государства и права выделяют следующие структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза нормы права указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Диспозиция нормы права содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, то есть определяет меру дозволенного и должного поведения[2.8].

Санкция нормы права – указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция государства на такого рода деяния. Но это лишь один подход к пониманию санкции, так же есть мнения , что санкция может быть и поощрительной. Например ст.145 НК РФ говорит нам о том, что организации и индивидуальные предприниматели, сумма выручки которых не превысила ха предыдущие 3 месяца 2 млн. освобождаются от обязанностей налогоплательщика[1.4].

В теории государства и права выделяют несколько видов структур нормы права: логическую, юридическую и социологическую структуру.