Файл: Понятие и основные признаки правовой нормы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовая система России традиционно относится к романо-германской правовой семье и утверждение ,что нормативно-правовой акт занимает доминирующее положение среди источников права в Росси бесспорно.

 Под нормативно-правовым актом понимается официальный документ компетентных государственных органов , органов местного самоуправления и должностных лиц, принятый в особом порядке, направленный на установление, изменение или отмену норм права и состоящий в отношениях соподчиненности с другими актами[2.1].

В Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 мая 2000 г. N 19 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации" названы следующие признаки нормативно-правового акта:

1) акт издается в установленном порядке управомоченными на то субъектами;

2) устанавливает правовые нормы (правила поведения);

3) обязателен для неопределенного круга лиц;

4) рассчитан на неоднократное применение;

5) действует независимо от возникновения или прекращения конкретные правоотношения[1.7]

Также можно выделить следующие достоинства нормативно правового акта, по отношению к другим источникам права. Нормативно-правовой акт существует в письменной форме и обладает структурированностью текста, что позволяет ему максимально выразить формально-определённые права и обязанности и иметь способность передачи их во времени и пространстве без искажений.

Нормативно правовой акт обладает оперативностью, то есть имеет внятно прописанную процедуру создания, а следовательно может быть оперативно принят, изменен или отменен, что позволяет быстро реагировать на изменяющиеся общественные отношения.

Нормативно-правовой акт обладает универсальностью то есть он способен действовать, охватывая различную территорию и количество лиц. Кроме того, нормативно-правовой акт подлежит официальному опубликованию, что обеспечивает однозначность прочтения и истолкования содержащихся в них предписаний[2.7].

Таким образом, мы видим, что нормативно-правовой акт, безусловно, занимает главенствующее место в правовой системе Российского права, но нельзя не отметить возрастающую роль судебного прецедента.

Постановления Конституционного суда, по мнению автора множества научных статей в области правоведения , Н.Е Садохина, на сегодняшний день уже имеют характер прецедента, так как законодатель не всегда имеет возможность своевременно отреагировать на изменения в различных сферах общества. Таким образом, на практике Конституционный суд выносит постановления, в которых указывается, что та или иная норма не соответствует Конституции, а следовательно не подлежит применению при разрешении того или иного дела и до того как законодателем будут внесены соответствующие изменения в нормативно-правовой акт, судьи исходя из постановлений суда принимают решения по аналогичным делам [2.13].


Но в законодательстве данная ситуация никак не отражена, поэтому де-юре судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

 В отличии от судебного прецедента ссылки на применения правового обычая в той или иной отрасли права можно найти в различных правовых актах, например в ст. 5 ГК РФ дано определение и в п. 2 данной статьи сказано, что обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются[1.2]. Из чего можно сделать вывод , что обычаи непротиворечащие закону или договору, вполне применимы.

Так же указание на применение правового обычая можно найти в ст.3 Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[1.6].

Таким образом можно сказать, что правовой обычай действительно является одним из источников Российского право, хоть и используется не во всех отраслях.

Немаловажное значение для правовой системы Российской Федерации имеют договоры нормативного содержание, определение которому давалось автором выше. Особое место среди них занимают внутригосударственные и международные договоры.

Во внутригосударственных договорах прежде всего прописывается взаимодействие федерации с её субъектами или субъектов между собой.

А международные договоры согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в силу прямого указания закона являются частью правовой системы Российской Федерации[1.1].

 Таким образом, автор делает вывод, что доминирующим источником права является нормативно-правовой акт, а правовой обычай и нормативный договор носят дополнительный характер, но мнение о том, что они считаются источниками российского права имеет место быть.

Дискуссионным остаётся вопрос о судебном прецеденте и иных источников права, но никакого законодательного подкрепления не имеет , поэтому считать их источниками в Российской Федерации нельзя.


ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПОСОБОВ ОБЪЕКТИВИРОВАНИЯ НОРМ ПРАВА В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Для более полного исследования данного вопроса нам поможет определение юридической техники .Под юридической техникой понимается система методов, приемов и средств используемых в соответствии с принятыми правилами при создании, оформлении и систематизации нормативных актов для обеспечения их эффективности[2.1].

Иначе, юридическую технику определяет М.Л.давыдова. Онасчитает, что юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности[2.7].

Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.

Детальный анализ некоторых признаков юридической техники позволяет более полно охарактеризовать это понятие. Рассмотрим признаки юридической техники:

1) юридическая техника — это совокупность юридических инструментов. Однако применяются они, как правило, в строгой последовательности, а не хаотично. Так, работая над законопроектом, прежде всего надо определиться с понятиями, а потом уже выстраивать конструкции, определять презумпции, применять фикции ;

2) юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;

3) юридическая техника позволяет эффективно осуществлять юридическую работу, экономить человеческую энергию. Накопленные в ходе развития человечества навыки должны обращаться на пользу, а не изобретаться и приобретаться вновь;

4) юридический инструментарий зависит от уровня развития общества и достигнутых им высот в области экономики, политики, нравственности[2.15].

В теории права существуют различные виды юридической техники, но в рамках данного исследования нам будут интересны два основных вида: законодательная техника и правоприменительная.

Законодательная техника прежде всего включает в себя правила создания и оформления правовых актов, приемы и средства формулирования норм права, язык и стиль правового акта, правила опубликования и систематизации таких актов[2.7].

Другой вид юридической техники, правоприменительная, включает в себя правила оформления и построения правоприменительных актов, способы их легализации, способы и приемы толкования нормативно-правовых актов; способы разрешения коллизий и преодоления пробельности[2.15].


Таким образом чтоб обеспечить эффективность правового регулирования, нужно усовершенствовать конкретные элементы юридической техники.

По мнению А.Ю. Трошиной необходимо выработать разграничивающие критерии для Федеральных конституционных законов, Федеральных законов и подзаконных актов[2.16].

Закрепить обязательность публичного обсуждения нормативно-правовых актов путем размещения проектов актов с использованием средств массовой информации или сети интернет на официальных сайтах органов, которые отвечают за разработку проектов нормативно-правовых актов. И закрепление обязанности разработчиков проектов рассмотреть данные предложения и учесть их.

Также обязать разработчиков проектов законодательных актов, сопровождать их не только финансово-экономическим обоснованием, но и материалами прогнозирования, которые проведены по установленным нормативам объективными исследователями. Наличие такого прогноза позволит преодолеть субъективизм авторов законопроектов и даст возможность субъекту нормотворчества оценить весь комплекс последствий принятия проекта нормативного правового акта, а также снизит негативные последствия от неудачных нормотворческих решений.

Представление в уполномоченный орган или должностному лицу концепции одновременно с проектом нормативного правового акта должно быть закреплено в качестве одного из условий его включение в план нормотворческой деятельности, а её отсутствие основанием для отказа в этом[2.16].

Таким образом, путем усовершенствования отдельных элементов юридической техники можно повысить эффективность правового регулирования, но к сожалению это лишь теоретические предложения, для того что бы воплотить их на практике необходимо волеизъявление государства и его органов непосредственно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении данной курсовой работы подведём итоги всего вышесказанного и обобщим изложенный автором материал.

В ходе данной работы было дано определение понятию норма права, рассмотрев несколько точек зрения ученных-юристов, таким образом нормой права является обязательное формально-определенное правило поведение общего характера, предоставляющее лицам субъективные права и налагающие юридические обязанности, которые поддерживаются принудительной силой государства и являются регулятором общественных отношений.

Исходя из данного определения были выделены и охарактеризованы следующие признаки, присущие именно норме права: государственно-властный характер; формальная определенность; предоставительно-обязывающий характер; общеобязательный характер и абстрактность.


Далее перед автором стояла задача определить место нормы права в системе нормативного регулирования, для этого было проанализировано соотношение нормы права с другими социальными нормами и сделан вывод, что она занимает значимое место в нормативном регулировании наравне с юридическим прецедентом.

Также в ходе курсовой работы было рассмотрено 4 классификации норм права по различным критериям. Исследована структура нормы права, которая состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В рамках данного вопроса также рассмотрена проблему поощрительной санкции. Выяснили что норма права имеет несколько способов изложения, а именно прямой, бланкетный, отсылочный.

В рамках второй главы автором были исследованы различные источники права, проанализированы подходы к соотношению понятий форма и источник права и определено значение источника права. В юридической науке традиционно выделяют: нормативно-правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, нормативный договор, религиозные тексты и юридическую доктрину.

Были даны определения каждому из них и обозначены отличительные черты. Также проанализировано какие источники (формы) права доминируют в правовой системе Российской Федерации. Таковыми являются  в первую очередь, нормативно правовой акт, правовой обычай и юридический договор.

Третья глава данного исследования была посвящена способам повышения эффективности правового регулирования, путём совершенствования источников права, посредством юридической техники. В рамках данной главы автором был сделан вывод , что необходимо усовершенствовать отдельные элементы юридической техники для повышения обще эффективности правового регулирования

Таким образом в рамках данной курсовой работы были достигнуты все поставленные задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:

    1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. C. 1-5.

1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30.11. 1994 N 51-ФЗ.[Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ [дата обращения 01.07.2019 ]

1.3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ.[Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ [дата обращения 01.07.2019 ]