Файл: Теории происхождения государства ( Причины и пути формирования государства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
Введение
Государство представляет собой явление конктретно-историческое, поскольку существовало не всегда и возникло на определенном этапе развития общества. Парадокс истории состоит в том, что создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его алчных интересов и безграничного влияния. В дальнейшем стремясь ограничить всевластие государства и взять его под контроль народа, человек понял, что не может существовать без него и вне его. Почему так происходит? Для этого в данной курсовой работе мы изучим и проанализируем причины, которые способствовали формированию государства. Рассмотрим три возможных пути формирования государства: восточный, западный и синтезный.
В целом целью и предметом данной курсовой работы является общая характеристика основных теорий происхождения государства и изучение основ происхождения государства и права. Каждую теорию мы подробно рассмотрим и изучим её концепции, представителей и проблемы.
Происхождение государства и права – это проблема из категории «вечных». На протяжении всей истории изучения проблема происхождения государства и права была дискуссионной. Ей посвящено огромное количество исследований, книг, монографий, статей в периодической литературе как у нас в стране, так и за рубежом.
По моему мнению, вопрос происхождения государства и права в настоящее время является актуальным. Актуальным он будет и в будущем, поскольку, государство останется неизменным спутником общества. Наука может открыть новые факты, сыгравшие важную роль в возникновении того или иного государства. Многообразие взглядов происхождения государства обусловлено тем, что государство – чрезвычайно сложное и исторически изменяющееся явление. Право как юридическое явление связано с государством ведь те причины, которые лежат в основе возникновения государства, лежали и в основе возникновения права. В отечественном правоведении к анализу тех или иных взглядов происхождения государства и права обращались такие ученые, как С.С. Алексеев, А.Б. Венгеров, Н.И. Матузов, П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Ю.А. Тихомиров, А.В. Малько и др. Свойственно, что исторические исследования государственных и правовых институтов проводятся как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне, что показывает комплексный, межотраслевой характер этих вопросов.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: определить основные причины и закономерности возникновения государства и права; подробно рассмотреть и изучить основные теории происхождения государства и права.
Государство всегда занимало, занимает и будет занимать одно из важнейших мест в развитии человечества. Возникновение государства – это закономерный процесс возникновения властно-политической системы управления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческого общества[1].
Глава 1. Закономерности развития государства
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи публичная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены семьи. Все важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в производстве уже не принимает.
Совершенствующиеся общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, начинает развиваться разделение социальных функций[2].
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены, пасли скот, обрабатывали землю, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V–VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы распространились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то вдали, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это привело к численному росту дружины, занятой войной. Возросло число приближенных короля, среди них отличились служители культа – духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами общества, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли полицейские и судебные обязанности, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе – к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытно-общинного строя к государственно- организованному обществу сопровождался образованием территориального сообщества и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориального сообщества определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе создания государственности.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, увеличения организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность увеличения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или преобладающей верхушки.
Одновременно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю – государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигает определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе – позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных видов собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к появлению единой государственной собственности, и возникновению восточного (азиатского) государства. Разложение же общин определялось возможностью удачной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (феодальное или рабовладельческое ) государство.
Государственный аппарат родившийся из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой появилась либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества[3].
Глава 2. Причины и пути формирования государства
Государство – это политическая структура особого рода, возникшая на определенно этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе определенного общества. Очевидно вопрос происхождения государства является спорным. О причинах происхождения государства говорится в различных теориях (их подробнее мы рассмотрим в третьей главе). Это и договорная теория, и теологическая, и психологические причины, органическая теория со своими биологическими факторами, теория насилия и т.п.
Подобное многообразие мнений вызвано следующими факторами:
- на процесс возникновения государственности действительно влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, религиозные, природно-климатические и пр.;
- мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические времена и использовали разный объем накопленных человечеством знаний;
- объясняя процесс происхождения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей известные им регионы Земли;
- также часто мыслители, очарованные достижениями других наук, пытались эти результаты применить к наукам общественным и увлекаясь не замечали влияния на развитие других факторов;
- часто на взгляды авторов теорий сильное влияние оказывали их философские и идеологические наклонности.
В каждой из теорий происхождения государства есть свои положительные и отрицательные стороны, отражающие действительность в той или иной ее части[4].
Процесс формирования государства у определенного народа уникален по своему, условно можно выделить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет говорить о трех путях развития государства:
· восточном;
· западном;
· синтезном.
Различия между ними состоят в том, каким имен образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой основе публичной политической власти, монопольно правящей группы.
Конкретно-исторические формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, то есть создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей.
1.1. Восточный путь возникновения государства
На Востоке наибольше распространена такая форма как азиатский способ воспроизводства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и пр.).Схожий путь формирования государства во многом связан с необходимостью проведения в данных обществах масштабных социальных работ, а именно строительство и эксплуатация ирригационных сооружений, организация поливного земледелия и т.п. То есть государства Древнего Восток возникали в силу необходимости организации населения для осуществления трудоемких ирригационных работ, которые обеспечивали провиантом всех общинников. Для рытья каналов, строительства дамб и т.п. усилий одной семьи было недостаточно. Неразвитость орудийной деятельности, низкая производительность труда компенсировались кооперацией живого труда, объединением усилий многих общин, необходимых для возделывания территорий, посева и сбора урожая. Необходимость объединения и вызвала выделение функций централизованного управления государства и его органов. Разветвленный аппарат управления возник из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функции управления и распределения произведенного продукта. Это и позволили знати держать в своих руках наибольшую часть произведенного продукта, тем самым накапливая в своих руках богатство.
Таким образом, социальная дифференциация между группами в странах Азии происходит на основе политического неравенства, т.е. по их положению во властной иерархии и по привилегиям. Такая социальная структура именуется этократической или функциональной, т.е. основанной на положении личности в системе власти и выполнении ею определенных ролей, статусов и функций[5].
Восточные государства в некоторых своих чертах значительно отличались друг от друга. В Китае, рабство носило домашний, семейный характер. А в других странах, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили существенный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, античного рабства, которое было основано на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.