Файл: Теории происхождения государства ( Причины и пути формирования государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2. Патриархальная теория

Патриархальная теория происхождения государства была распространена в Древней Греции и Риме, получила развитие в период средневекового абсолютизма и дошла до нашего времени. Отцом-основателем ее по праву считается греческий мыслитель и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), рассмотревший проблему происхождения государства в своём сочинении «Политика». Оспаривая попытки его современников – софистов, объяснить государство как результат добровольного соглашения людей, Аристотель утверждал, что подобная организация власти возникает не ради заключения наступательного или оборонительного союза, не в целях недопущения возможности взаимных обид и даже не в интересах взаимного торгового обмена[13].

Происхождение государства Аристотель связывает с инстинктивным стремлением людей к общению, обусловленным даром речи, служащим не только для выражения радости и печали, что свойственно животным, но и для того, чтобы высказывать, что полезно и что вредно, что справедливо и что нет. Поэтому государство является естественной формой общежития, так как человек по природе своей создан для сожития общения с другими, ибо он является «существом политическим», существом гораздо более общественным , нежели пчёлы и все другие живые существа. Выходит, что в семье в зародыше присутствуют все формы государственного правления: монархия – в отношении отца к детям и рабам, аристократия – в отношениях мужа и жены, демократия – во взаимоотношениях детей между собой.

Таким образом, патриархальная теория объясняет государство как одну большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи.

Государство появляется в результате соединения родов в племена, племен в союзы, а затем – в государство. Власть опекунская, отеческая в итоге объединения семьи в государство становится государственной. Монарх как отец должен заботиться о своих подданных, а они обязаны ему подчиняться. При этом, по мнению Конфуция, государство не должно опираться на всеохватывающий закон, не на произвол диктатора, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых помощников. На небольших пространствах, в городах-полисах объединение семей и было определяющим в возникновение государства, поскольку семья показывает собой раннюю форму организации людей, разделения и кооперации труда[14].

Итак, государство – продукт естественного происхождения. Образуясь в силу естественных потребностей, государство становится союзом, задевающим всю жизнь человека и воспитывающим его к добродетельной и блаженной жизни.


В средние века, аргументировая существование в Англии абсолютизма, Роберт Фильмер в работе «Патриархия, или Естественная власть короля» (1642 г.) со ссылкой на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человечества, но и его властелином. Властители же, являясь прямыми потомками Адама, получают его власть над людьми по наследству.

Патриархальная теория происхождения государства нашла подходящую почву в России. Её активно агитировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский (XIX в.). Видный историк М.Н. Покровский считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской.

 

3.3. Договорная теория

Здесь государство – это итог объединения людей на добровольной основе (на основе договора). Отдельные положения этой теории зарождались ещё в V-VI вв. до н.э. софистами в Древней Греции. В XVII–XVIII вв. договорная теория использовалась для борьбы с крепостничеством и феодальной монархией. Ее идеи поддерживались и развивались европейскими мыслителями и философами.

Известны 2 альтернативных взгляда – Томаса Гоббса и Жана-Жака Руссо. Томас Гоббс (1588-1679) посвятил происхождению и сущности государства вторую книгу одного из своих главных трудов «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Он считал, что первоначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на всё». Однако человек существо эгоистическое, жадное и честолюбивое. Окружают его завистники, конкуренты и враги. В противовес Жан-Жак Руссо (1712-1778) в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) характеризует «естественное состояние» людей как «золотой век» всеобщего благоденствия. В те времена не было частной собственности, все люди были свободны и равны. Неравенство существовало лишь физическое, объясняемое природными различиями людей. И только с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми слоями общества.

Таким образом, авторы сходятся в одном: государству предшествовало некое «естественное состояние» людей, закончившееся войной «всех против всех», приведшей фактически к созданию государства.


Государство воспринимающийся как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих прав, свобод и защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Договор заключался либо между правителем и подданными, т.е. договор подчинения, как считал Гоббс, или между гражданами, т.е. договор объединения, как полагал Дж. Локк.

По замечанию Д. Дидро люди поняли, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, независимостью и безудержно предаваться своим страстям и желаниям, то положение каждого человека станет несчастным. Люди осознали, что каждому человеку надо пожертвовать частью своей независимости и подчиниться воле общества[15].

Похожие суждения высказывал и русский представитель договорной теории происхождения государства – А.Н. Радищев (1749-1802), считавший, что государство появляется как следствие договора членов общества в целях совместной защиты слабых и угнетенных. Он полагал, что, заключая общественный договор, люди дают государству часть своих прав, в силу чего за каждым членом общества сохраняется естественное право защиты жизни, чести и собственности. Таким образом, если человек не получает от общества защиту, он имеет право сам защищать свои права. Это взывало к восстанию, к революции, решающей силой которой были бы народные массы[16].

 3.4. Марксистская теория

Представителями марксистской теории являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин. Они объясняли возникновение государства социально-экономическими причинами, а именно первостепенное значение для развития экономики и для возникновения государственности сыграли 3 крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Разделение труда и улучшений орудий труда привели к росту производительности. Появился избыточной продукт и это привело к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы (на бедных и богатых).

Возникла публичная власть, она не совпадала с властью общественной и не всегда воплощала интересы всех членов общества. Власть перешла в руки богатых людей, которые и создали государство (аппарат принуждения) для защиты своих интересов[17].

Наиболее полно историко-материалистическая теория изложена в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», написанной Ф. Энгельсом в 1884 г.


В результате теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и представляет собой большое достижение теоретической мысли. Опровергать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований полагать, что классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство довольно часто зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

3.5. Теория насилия

Теория насилия произошла из критики рационалистических теорий. Она основывается на исторические факты и ищет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества. Теория выдвигалась различными писателями на протяжении столетий. Одним из первых представителем данной теории был китайский политик Шан Ян (390–338 до н.э.). В более позднюю эпоху ее совершентсвовали Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Наиболее полно и последовательно теория насилия высказана польско-австрийским социологом и государствоведом Гумпловичем (1838–1909) в его работах «Раса и государство» и «Общее государственное право». Он полагал, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно воюют между собой. В итоге порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Совместное существование на одной территории двух или более враждебных групп требует установления определенных правил в форме государственной организации. Следствием победы большинства над меньшинством или сильного племени над слабым является учреждение победителем государства, которое становится органом управления побежденными. В результате завоевания появляется государство и деление общества на классы, частная собственность.

Гумплович указывал, что история не предъявляет ни одного примера, где бы государство появилось не при помощи насилия. Насилие выражалось в завоевании и порабощении более сильным племенем более слабого, уже оседлого племени. Эта теория имеет много свидетельств, к примеру, гражданская война Севера и Юга, пришедшая к созданию единого американского государства. Но процесс происхождения государства основывается на тех изменениях, которые происходят внутри общества, и поэтому государство нельзя навязывать какому-либо народу, если отсутствуют предпосылки для этого[18].


3.6. Психологическая теория

Происхождение государства данной теорией объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться.

Наиболее известным представителем был русский государствовед и правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931), создавший двухтомную работу «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1907). Создание государства он пытается изобразить как продукт явлений индивидуальной психики, он старается объяснить его психикой отдельного индивида, взятого изолированно, в отрыве от общественных связей, общественной среды. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к меняющимся условиям, но и в психических взаимодействиях людей и их различных объединений, сумма которых и составляет государство. Таким образом, государство образуется вследствие психологических закономерностей развития человека, его естественной потребности в общении с другими людьми, известной ещё античным мыслителям.

Другой сторонник психологической теории французский ученый Г. Тард (XIX в.) заостряет внимание на том, что люди не равны по своим психологическим качествам, так же как не равны они по физической силе. Одни склонны подчинять свои поступки авторитету, и сознание зависимости от верхушки общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и пр. вносит в их душу спокойствие и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди же желают повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами общества и представителями публичной власти, служащими государственному аппарату[19].

3.7. Расовая теория

Ее основателем является французский граф Ж. Гобино (1816-1882)автор четырехтомного труда «Опыт о неравенстве рас». Гобино пытался объяснить весь ход человеческой истории, исходя из тех уникальностей, которые произвольно приписываются им расам и народам. Первостепенное значение при этом он придает «чистоте» и «смешению» рас.

Некогда не было деления на расы, а существовало целое единое человечество – первобытный человек. Позднее появляется деление человечества на три расы: белую, желтую и черную. Смешение данных рас и порождает дальнейшие расовые деления человечества и его историю. Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы и происхождения государства.