Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственный контроль в сфере нотариальной деятельности направлен на обеспечение качественного, своевременного и эффективного выполнения принятых органами нотариата решений, на поддержание законности, на наблюдение за фактическим состоянием и действием системы органов нотариата, выявление отклонений и устранение неблагоприятных последствий.

Контроль за деятельностью нотариусов представляет собой совокупность мероприятий по наблюдению и проверке осуществления нотариусами профессиональной деятельности, проводимых уполномоченными органами, с целью повышения эффективности нотариальной деятельности

Нотариусы в процессе осуществления деятельности могут причинить ущерб гражданам нотариальным действием, совершенным вопреки требованиям закону и установленному им порядку.

Основными задачами проведения проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусами являются, помимо собственно контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, также и содействие нотариусам в развитии их профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня нотариусов путем обобщения практики, выявление и устранение причин, порождающих нарушения.

Поэтому можно отметить важную роль контроля за профессиональной деятельностью нотариуса.

Цель работы – исследование контроля за профессиональной деятельностью нотариуса.

Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие и особенности контроля и надзора деятельностью нотариуса;

2. Охарактеризовать сущность и виды проверок исполнения нотариусами профессиональных обязанностей;

3.Выявить необходимость контроля для предотвращения нарушений в профессиональной деятельности нотариусов;

4. Исследовать особенности проверок в целях контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей;

5.Рассмотреть компетенцию Министерства юстиции и нотариальной палаты в сфере контроля нотариата, охарактеризовать особенности контроля нотариальной деятельности в зарубежных странах.

Вопросы, касающиеся контроля профессиональной деятельности нотариусов, урегулированы в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы), Приказе Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства», Методических рекомендациях по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей (утв. Решением Правления ФНП от 17.06.2005) и др.


Для написания курсовой работы использованы исследования таких авторов, как Баранова С.Н., Борисова Е.А., Кириллова Е.А., Колесникова Н.В., Пластинина Н., Рассохина А.А., Суходолина Д.А., Филиппова О.В., Черемных Г.Г., Швачкина М.А., Шорина Е.В., Шумакова О.С. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе курсовой работы представлены теоретические аспекты контроля и надзора в сфере нотариата.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены особенности контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

1.Контроль и надзор в сфере нотариата

1.1.Понятие и особенности контроля и надзора деятельностью нотариуса

Государственный контроль за деятельностью органов и должностных
лиц играет большую роль в поддержании законности в системе
государственной власти, а также в обеспечение успешного функционирования государственного управления.

Следует отметить, что любой контроль должен выполнять предупредительную функцию. И чем на более ранней стадии будут выявлены отклонения, тем значимее будут его результаты[1].

Немало дискуссий и споров возникает по поводу разграничения понятий «контроля» и «надзора». Законодатель также по-разному определяет
данные понятия. Например, в Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ
«О техническом регулировании» контроль и надзор являются равнозначными
понятиями, название шестой главы звучит как «Государственный контроль
(надзор)»[2].

Однако в «Основах» вопросам контроля посвящена седьмая глава, которая так и называется «Контроль за деятельностью нотариусов».

Что же касается надзора, то законодатель в данном нормативно-правовом акте лишь несколько раз употребляет данное понятие, говоря о функциях по контролю и надзору в сфере нотариата[3].

В отличие от надзора, для контроля характерна та особенность, что он не ограничивается кругом вопросов, которые связаны с соблюдением обязательных предписаний, то есть законов и иных нормативно-правовых актов. Органы контроля интересуются как тем, не нарушил ли субъект управления действующее законодательство, так и тем, насколько правильно, эффективно и целесообразно он использовал все представленные ему полномочия[4].


По мнению Е.В. Шориной процесс осуществления контроля включает:

1) стадию констатации, т.е. установление фактического состояния дел;

2) стадию анализа, т.е. сравнение фактического положения с заданным режимом и оценка характера допущенных отклонений;

3) стадию разработки мероприятий по улучшению и корректировки
процесса управления, принятие мер к их реализации[5].

Суть контроля и надзора сводится к наблюдению, проверке исполнения возложенных на субъект полномочий и возможности оказания корректирующего воздействия на действия субъекта.

Возвращаясь к определению контроля и надзора в сфере нотариальной
деятельности, необходимо сказать, что нотариальная деятельность, как и любая другая нуждается в государственном контроле и надзоре со стороны
компетентных органов.

Безусловно, важным элементом правового регулирования деятельности органов нотариата в Российской Федерации выступают закрепленные в законодательстве формы контроля: судебный и налоговый контроль, контроль за профессиональной деятельностью, а также контроль органов прокуратуры[6].

Законодатель в «Основах» не указал ни целей, ни задач контрольной деятельности. Это можно объяснить тем, что цели контроля носят неоднозначный характер и могут определяться непосредственно спецификой нотариальной деятельности, которая определяется особенностями нотариальных актов и документов. Ведь в основном эти акты не имеют ограничений по времени действия.

Наглядным примером могут служить такие акты, как нотариально удостоверенные договоры, свидетельство о праве на наследство. Они будут действовать до тех пор, пока сам наследник не захочет каким-то образом распорядиться своим имуществом или же пока не будет заключена новая сделка. А главная проблема здесь заключается в том, что ошибки, которые могут быть допущены в нотариально удостоверенных документах, могут проявиться через несколько лет, и многие из них окажутся не устранимыми[7]. Например, при составлении завещания и заверении его у нотариуса были допущены ошибки в тексте, а если завещатель уже умер и решается вопрос о подтверждении прав наследников, то эти ошибки уже невозможно будет исправить.

Важным отличительным признаком надзора является то, что надзорные
органы наделены особыми властными полномочиями, которые у органов
контроля отсутствуют. Также надзор предпочтительнее рассматривать как одно из полномочий органов исполнительной власти, в то время как контроль выступает как одно из функциональных направлений деятельности в сфере управления органов исполнительной власти[8].


Необходимо учитывать, что «Основы» затрагивают специфическую сферу общественных отношений, касающихся осуществления нотариальной деятельности[9]. Поэтому и возникает необходимость в эффективном механизме контроля и надзора в сфере осуществления нотариальных действий.

Опираясь на все вышесказанное можно сделать вывод о том, что контроль необходим в любой общественной деятельности, но он не должен быть
самоцелью.

Сущность государственного контроля в сфере нотариальной деятельности заключается в обеспечении качественного, своевременного и эффективного выполнения принятых органами нотариата решений, в поддержании законности, а также в наблюдении за фактическим состоянием и действием системы органов нотариата, выявлении отклонений и устранении неблагоприятных последствий. Надзор же определяется как контроль компетентных органов, обладающих особыми властными полномочиями. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга[10].

Бесспорно, государственный контроль и надзор является неотъемлемой часть правового регулирования в сфере нотариальной деятельности.

Закон различает несколько видов контроля над нотариальной деятельностью. В частности, «Основы» отдельно выделяют судебный контроль над совершением нотариальных действий, когда в судебном порядке обжалуются неправильное совершение нотариального действия, или отказ в его совершении. Так, в соответствии со ст. 49 «Основ», заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в его совершении, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения нотариуса, занимающегося частной практикой[11]. Суд же может привлечь нотариуса или должностное лицо к административной или уголовной ответственности.

«Основы» также устанавливают, что налоговые органы контролируют
соблюдение нотариусами налогового законодательства. Теми же «Основами» с 1 января 2015 года на территориальные органы юстиции возложены обязанность и право проведения проверок совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления[12].

Для проведения проверки должны иметься основания, например информация, поступившая тем или иным путем в территориальный орган юстиции об имевшем место нарушении законодательства при совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления.


Порядок осуществления такого контроля был утвержден приказом Минюста России №13 от 22.01.2016 года. Ранее, даже при наличии информации об имевших место нарушениях, практически не представлялось возможным осуществлять контроль[13].

1.2. Сущность и виды проверок исполнения нотариусами

профессиональных обязанностей

Основными задачами проведения проверок исполнения профессиональных обязанностей нотариусами являются, помимо собственно контроля исполнения нотариусами профессиональных обязанностей, также и содействие нотариусам в развитии их профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня нотариусов путем обобщения практики, выявление и устранение причин, порождающих нарушения[14].

Такие проверки также могут быть плановыми или внеплановыми, если, например, плановая проверка выявила нарушения и необходим дополнительный контроль. Законодательство устанавливает исключительно периодичность и необходимость плановых проверок.

При осуществлении контроля профессиональной деятельности могут проверяться:

- документы;

- своевременность и полнота уплаты членских взносов нотариусом;

- своевременность внесения в Единую информационную систему нотариата сведений о совершенных нотариусом действий;

- соответствие помещения нотариальной конторы установленным требованиям пожарной безопасности;

- наличие / отсутствие доступа в нотариальную контору для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- наличие / отсутствие трудовых договоров с работниками нотариуса;

- надлежащим образом, своевременно ли им застрахованы риски профессиональной деятельности и др.[15]

Особо отметим, что законность совершенных нотариальных действий,
по мнению большинства членов нотариального сообщества, предметом проверки, проводимой нотариальной палатой субъекта, являться не может. Дать свою оценку законности уже совершенного нотариального действия вправе исключительно суд в соответствии с гл. 37 ГПК РФ.

Нарушения, выявленные в ходе проверки работы нотариуса, могут обсуждаться с нотариусом, перед тем, как быть задокументированными в справке. Затем справка выносится на рассмотрение в нотариальную палату субъекта. Если в ходе проведения проверки будут выявлены нарушения, которые Кодекс профессиональной этики нотариусов квалифицирует как дисциплинарные проступки, то нотариус может быть привлечен к дисциплинарной ответственности[16].