Файл: Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст. 28 «Основ» о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну[49].

Можно предложить следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст. 34 «Основ» и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности. Дело в том, что нотариальные палаты различны по количеству как членов (от 5-10 нотариусов до 600 с лишним), так и зон их действия. Понятно, что организация проверок профессиональной деятельности проще в крупной нотариальной палате с большим числом членов и находящихся на относительно компактной территории и более сложна в небольшой нотариальной палате в условиях, когда между нотариальными конторами существуют большие расстояния.

Проведение проверок следует поручать нотариусам со стажем работы более 5 лет, а также специальным сотрудникам нотариальных палат, профессионально занимающихся проверками. Проверка может охватывать не более месяца в каждом году, поскольку если правила нотариального производства соблюдались, например, в августе 2018 г., то логично предположить, что в остальные месяцы этого же года наблюдалась такая же картина.

Предметом проверки являются:

- организация деятельности нотариуса и условия труда в его конторе;

- соответствие печати нотариуса и содержащейся на ней информации установленным требованиям;

- бухгалтерская и статистическая отчетность, правильность взысканного нотариального тарифа на основании  документов, подтверждающих расчеты нотариуса с физическими и юридическими лицами;

- правильность уплаты членских взносов нотариусом;

- законность совершения нотариальных действий;

- нотариальное делопроизводство и архив;

- реестр нотариальных действий;

- соблюдение тайны нотариальных действий;

- выполнение требований Устава нотариальной палаты, решений собраний членов нотариальной палаты и Правления нотариальной палаты, Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации;

- жалобы, поступившие в адрес нотариуса;

- прочие вопросы деятельности нотариуса[50].

Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.


Проверка заключается в установлении наличия всех необходимых документов в архиве в соответствии с правилами нотариального производства, сложившимся толкованием законодательства, наличия необходимой номенклатуры дел, наличия помещения, обеспечивающего соблюдение правил нотариального производства и сохранение нотариальной тайны.

Проверка не может оценивать правильность совершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применения законодательства, когда оно допускает его различное толкование[51].

Результатом проверки должен быть акт, подписываемый проверяемым и нотариусом, осуществляющим проверку, с приложением протокола разногласий, при наличии которого спорные вопросы рассматриваются правлением нотариальной палаты.

2.2.Компетенция Министерства юстиции и нотариальной палаты в сфере контроля нотариата. Контроль нотариальной деятельности в зарубежных странах

В соответствии с Указом  Президента Российской Федерации  от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере нотариата,  а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере нотариата[52].

Министерство юстиции Российской Федерации в сфере контроля нотариальной деятельности осуществляет следующие полномочия:

- участвует в проведении проверок деятельности территориальных органов Министерства в сфере нотариата, анализирует эту деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

- организует работу по открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;

- в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;


- участвует в работе квалификационных комиссий по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельности[53].

Исключительно на нотариальные палаты субъектов РФ возлагается контроль исполнения нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей. Подобные проверки проводятся с той же регулярностью, что и проверки исполнения Правил нотариального делопроизводства[54], поэтому их целесообразно производить одновременно.

Для определения порядка контроля организации работы нотариуса, нотариальные палаты субъектов самостоятельно разрабатывают и утверждают соответствующие локальные акты, как правило, в форме специального положения. В состав проверяющих, согласно локальным актам нотариальной палаты, могут входить как действующие частнопрактикующие нотариусы, так и, например, работники аппарата палаты. Палата может установить особые требования к проверяющим, например, наличие определенного стажа работы в должности нотариуса[55].

Есть мнения о том, что судебного контроля в сфере нотариата вполне достаточно. Сторонники подобной позиции обосновывают ее опытом западноевропейских стран, где предусмотрена исключительно подобная форма контроля[56]. В ФРГ действует Федеральный Закон «О нотариальной деятельности» от 24 февраля 1961 г., согласно которому нотариальная палата осуществляет надзор за соблюдением нотариусами профессиональных обязанностей. Но по требованию управлений юстиции земель, суда или иного судебного учреждения палаты, предоставляют свои заключения по делам нотариусов. Нотариальная палата не имеет права отказать в предоставлении документов суду и органам юстиции. В данном случае не нотариальная палата выступает инициатором дисциплинарного производства, а соответствующее государственное учреждение.

Более того, компетенция нотариальных палат по принятию решений на основании результатов проверок строго ограничена. При ненадлежащем исполнении нотариусами своих служебных обязанностей она выносит им предупреждения, или так называемые предостережения. Если, по мнению палаты, подобных мер недостаточно, она может ходатайствовать перед управлением юстиции о наложении более жестких дисциплинарных взысканий, а также штрафов и отстранении от должности.

Гражданин может подать жалобу на действия нотариуса в нотариальную палату и непосредственно в управление юстиции. В последнем случае управление юстиции сначала передает указанные жалобы на рассмотрение нотариальной палате, которая решает, совершен или нет служебный проступок, и какое дисциплинарное взыскание наложить на виновного. Если совершено серьезное нарушение служебных обязанностей, то палата предлагает управлению юстиции применить меры наказания[57].


Иными словами, деятельность нотариуса контролирует государство в лице отраслевого органа управления, возглавляемого министром юстиции федеральной земли.

Непосредственное осуществление этого контроля по поручению министра возложено на соответствующий земельный суд по месту нахождения нотариуса. Суд вправе объявить нотариусу выговор или наложить на него денежный штраф, а также вынести решение об отстранении нотариуса от должности. Контроль в данном случае носит превентивный характер. Судья, осуществляющий контроль за деятельностью нотариуса, посещает его контору, знакомится с ведением реестра, прочей документацией, проверяет его деятельность. При выявлении серьезных нарушений судья проводит специализированную проверку[58].

В ФРГ осуществляется как судебный, так и достаточно жесткий административный контроль со стороны управления юстиции. Судебный контроль носит превентивный характер. Судья вправе проводить специализированные проверки, выполняя тем самым функции чиновника, а не функции правосудия, поскольку судья выступает в качестве активного исследователя доказательств (одновременно проводя их оценку), а не в качестве стороннего наблюдателя, оценивающего доказательства, представленные сторонами.

В Италии действует закон об организации нотариата и нотариальных архивов от 16 февраля1913 года № 89. Нотариусы объединяются в коллегии, которые наделены некоторыми контрольными функциями. Основной орган управления - Совет нотариусов. Согласно ст. 95 Закона именно министр юстиции но "по соответствующему представлению Апелляционного суда, может распустить Совет нотариусов, если тот после напоминания о необходимости соблюдения установленных законом требований продолжает их нарушать или не выполнять, а также по иным серьезным основаниям.

Раздел 6 Закона посвящен вопросу контроля над нотариусами и, что самое главное, Советами и архивами. Статья 128 схожа с аналогичным правилом, закрепленным «Основами»: «в течение первого полугодия по прошествии каждых двух лет нотариусы должны лично или через специальное доверенное лицо представить для контроля и проверки в Совет нотариусов реестры нотариальных действий за последние два года. Нотариус, не выполнивший этого обязательного для всех требования, временно лишается права заниматься нотариальной деятельностью до тех пор, пока он не выполнит этого требования»[59].

Если сравнить регулирование этих вопросов в «Основах», можно отметить, что в любом случае последней инстанцией решения вопроса по существу проводимых проверок, а также о назначении самой проверки является соответствующий орган государственного управления - Министерство юстиции. По всем иным вопросам мнение Министерства юстиции является основополагающим при принятии решений Апелляционным судом[60].


Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что контроль в Италии и Германии имеет иное содержание, чем в Российской Федерации.

Следует отметить, что контроль за выполнением профессиональных обязанностей является очень важным. Он помогает нотариусам более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, и помогает совершать им меньше профессиональных ошибок.

Заключение

В законодательстве предусмотрено предотвращение возможности
злоупотреблений нотариусов своим служебным положением посредством
организации контроля за ними и установления строгой ответственности за
упущения и злоупотребления по должности.

Среди наиболее распространенных ошибок можно перечислить такие, как: несоблюдение нотариальной тайны, так как должностному лицу, уполномоченному на совершение нотариального действия, не всегда предоставляется отдельный кабинет; совершение нотариальных действий в отношении лиц, не зарегистрированных в данном населенном пункте; выдача доверенностей от имени гражданина без его подписи; проставление удостоверительной надписи, не соответствующей установленным требованиям.

Привлечь нотариуса к имущественной ответственности за ошибки и мошеннические действия при совершении нотариальных действий чрезвычайно сложно. При явно противоправных действиях, образующих состав преступления, взыскать ущерб с недобросовестного нотариуса легче, чем просто при ошибочных действиях нотариуса. Многочисленность случаев безответственного отношения нотариусов к своим обязанностям, к ответственности, которую на них возложил законодатель, вкупе с решениями судов по спорам граждан с нотариусами показывает, что нотариусы не склонны опасаться имущественной ответственности.

Все перечисленное подтверждает актуальность осуществления контроля в сфере исполнения нотариусами профессиональных обязанностей.

Проверки профессиональной деятельности нотариусов могут быть плановыми комплексными, внеплановыми и повторными. При осуществлении контроля профессиональной деятельности могут проверяться как документы, так и, например, то, насколько своевременно и полно нотариус уплачивает членские взносы в палату, как дисциплинированно он вносит сведения о совершенных им действиях, соответствует ли помещение его конторы установленным требованиям на предмет пожарной безопасности, оформлены ли трудовые договоры с работниками нотариуса, своевременно ли им застрахованы риски профессиональной деятельности и т.д.