Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки, проблемы формирования в РФ
1.1 Возникновение идей о правовом государстве и его признаков
1.2 Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки
Глава 2. Проблемные вопросы правового государства и его признаков в современной России
2.1 Спорные вопросы формирования правового государства в России
2.2 Проблемы соотношения признаков и принципов правового государства
Власть должна быть ограничена правом, а юридически нужно признать государство, где народное представительство учувствует в законодательной власти, т. е законом признает только акт, изданные на согласии народного представительства.
Задумываясь над ролью суда в правовом государстве понимается, что он должен быть независим от правительства, должен защищать закон от посягательств, предоставлять возможность судье проверять обоснованность актов исполнительной власти.
Размышляя над вопросами отношений власти и суда, народные права могут быть охраняемы сильной властью. Учитывая национальную и территориальную сторону государства России, помимо общих принципов правового государства, Россия нуждается в рассредоточении органов Правительства и в умелом применении этих органов к потребностям разнообразных местностей и народностей.
Для введения в России правового порядка, ученые предлагают свободу личности, неприкосновенность частного имущества, расширение самоуправления средство преобразования земских учреждений.
Говоря об основных принципах правового государства, многие ученые утверждают, что оно должно быть демократическим и разделение властей не должно идти вслед с его демократической природой.
Правовое государство основывается на следующих принципах:
Принцип суверенитета народа;
Народ как главный источник власти. Народ выбирает и контролирует власть через систему законодательных органов;
Верховенство законов во всех сферах общественной жизни;
Принцип равенства всего общества перед законом;
Защита и охрана прав человека;
Ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами;
Разделение властей и надзор за соблюдением конституции.
Для реализации правового государства необходима реализация этих принципов, создание экономических, духовных, социальных и политических условий.
Общие требования правового государства:
Соответствие законодательства интересам классов и социальных слоев, экономического развития и психологической ситуации в обществе;
Ограниченное вмешательство законодательства в процесс решения проблем;
Соответствие данного законодательства конституционному;
Обеспечение верховенства закона по отношению к нормативным актам;
Сочетание стабильности и динамики законодательства;
Участие граждан в правотворческом процессе;
Учет общественного мнения;
Высокий уровень правовой культуры граждан.
Юристы утверждают, что общественная демократизация это неизбежный факт, с которым необходимо разбираться, осуществить принципы демократизма.
Ни одно демократическое государство с его народным суверенитетом, ни одно производство не избавят человечество от проявления социального рабства и угнетения.
Одухотворение человеческой жизни, это необходимое условие для правильных политических и общественных форм. Эти мысли, также актуальны и по сей день, они соответствуют нормам сегодняшнего дня.
Отечественными юристами рассматривалось обеспечение прав человека в правовом государстве, как одного из принципов правового государства.
Также под определением государства подразумевается только правовое государство и совокупность его принципов, которые должны действовать в правовом государстве.
Для осмысления природы государства ученые обращали взгляды на правовое государство.
Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую познало человечество как реальный факт.
В правовом государстве власти положены пределы, которых она не должна переступать.
Ограничение власти происходит в признания неприкосновенных прав личности. Таким образом, в юридической литературе, впервые признается, что имеется сфера самоопределения и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. В этом уникальность правового государства.
Неприкосновенность и права граждан, это содержание политической свободы, без которой не обходится ни одно культурное общество. «Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности, государственная власть в правовом, или конституционном, государстве не только ограничена, но и строго подзаконна».
Размышляя о правовом государстве не обходится и без признания принципа разделения властей и необходимостью власти в руках народа страны.
Даже если власть полностью находится в руках народа, но способна отменять свободу слова, государство, не только не имеет ничего общего с правовым, а также имеет свойство обратного антиправового характера. Эти свободы неустранимое право человека, что государственный строй, где они нарушают, не может быть признан обычным, в чьих руках находится власть. Там, где нет таких же свобод, там нет и политической свободы и власть имеет насильственный характер, а не правовой.
Государства, построенные на принципах народовластия, бывают деспотичными и несвободными, где деспотизм приводит к последствиям.
Гарантию свободы личности в организации власти, в которой исчезает возможность подавления личности и обеспечивается признание народа в целом прерогатив как объекта государства, так и субъекта власти, т.е. признается суверенитет.
Учреждение правового государства является народное представительство, оно является соучастником государственной власти. С помощью этого возрастает престиж власти, кода поддержка народа придает ей устойчивость.
Полное единение государственной власти с народом и есть единство государства, реализуемого только в будущем.
Однако в данном случае не будет разрабатываться новый принцип, а только будет осуществляться принцип, который был назван правовым государством.
Нужно заметить, что в государственной организации правового государства, важнейшей функцией является законодательство, которое полностью подчиняется народному представительству. На выборах в правовом государстве должен принимать участие весь народ и ни одни ограничения избирательного права недопустимы.
Равность и всеобщность избирательного права обеспечивает прямое голосование за кандидатов тайно или закрыто, выдвинутых в представительство. Основным требованием демократизма является требование с тайной подачей голосов избирательного права.
При власти народа нужно понимать избирательное права и никто не может быть его лишен. Но участие в законодательстве также влияет на правительство, оно должно быть доступно народу при общем и равном избирательном праве.
Ученые делают вывод, что для народа и государства общее и равное избирательное право являлось огромным достижением. В правовом государстве одной из главных черт является возможное образование народных организаций. Демократически должно быть определено социалистическое государства. Правовое государство в современном мире является демократическим. В разработке социалистического строя нужно упорно работать теоретически и практически, но решение возможно только в пределах правового государства при правлении свободы политики и демократизма.
Обращение к истории принято обогащать средствами исследований проблем. Данные проблемы не должны останавливать все ценное, что было достигнуто далеко в прошлом. Однако они пытаются передать идеи, которые были достигнуты, но так и не воплотились в жизни.
Глава 2. Проблемные вопросы правового государства и его признаков в современной России
2.1 Спорные вопросы формирования правового государства в России
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
Однако эта норма носит скорее декларативный характер и закладывает цели, которые государство ставит перед собой. Ошибочно полагать, что современная Россия это правовое государство со всеми присущими такому государству признаками.
Многие авторы критически оценивают положения Конституции, называют их фиктивными, однако, думается, что закрепление в конституции таких норм – ориентиров это первый шаг на пути построения правового государства, и их декларативный характер ничуть не умаляет их роли. «Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений»[4], которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью ставит обеспечение прав и свобод человека.
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательная ветвь власти в России представлена двухпалатным парламентом.
Исполнительная ветвь власти – Правительство Российской Федерации полностью подотчетно Президенту, который также является представителем партии – мажоритария в Государственной Думе, хоть и был зарегистрирован на прошедших выборах как самовыдвиженец. Президент, а также Правительство, обладают правом законодательной инициативы.
Глупо было бы думать, что вносимые ими законопроекты будут отклонены при таком существенном преобладании в Государственной Думе дружественной, а фактически – зависимой и подконтрольной Президенту, партии.
Партийное большинство в Думе позволяет принимать законопроекты, вносимые Президентом, а также «нужные» законопроекты в максимально сжатые сроки. Ярким примером тому служит принятие федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6 – ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Общекрымский референдум был проведен 16 марта 2014г., 20 марта закон был принят Думой, 21 марта одобрен Советом Федерации и в тот же день подписан Президентом.
То есть закон был принят в рекордно короткий срок. Остается открытым вопрос возможности привлечения к ответственности Президента. Процедура крайне сложна и практически не осуществима: решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. При нынешнем положении в Думе оппозиции не хватит даже на выдвижение обвинения, не говоря уже о принятии решения. Конституция Российской Федерации 1993 года принималась в крайне нестабильной обстановке, в условиях, когда для оперативного решения проблем была необходима сильная президентская власть. Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает установленный ею статус Президента, хотя – всем известный факт – Конституция писалась под одного человека – Б.Н. Ельцина.
По мере стабилизации обстановки в стране необходимо было изменить положения Главы 4 Конституции в сторону сужения полномочий Президента. Однако этого не произошло. Кроме того, можно говорить об их фактическом увеличении.
Так, распределение министерств между правительством и Президентом осуществляется указом последнего. Указом от 21 мая 2012 года Президент вывел на себя все ключевые министерства и службы, включая Министерство обороны Российской Федерации, Министерство иностранных дел, Службу внешней разведки, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу войск национальной гвардии, Министерство внутренних дел Российской Федерации и др.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня в России реализация принципа разделения властей, являющегося ключевым принципом правового государства, находится в утробном состоянии, тенденций к его развитию не наблюдается, чаша весов все больше склоняется в сторону Президента.
Следующий принцип правового государства это верховенство права. Прежде чем говорить о нем применительно к России, отметим, что верховенство права, согласно докладу Венецианской комиссии 2011г. включает в себя законность, правовую определенность, запрет на произвол, доступ к правосудию, обеспечиваемому независимыми и беспристрастными судами, соблюдение прав человека, недискриминация и равенство перед законом людей.