Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки, проблемы формирования в РФ
1.1 Возникновение идей о правовом государстве и его признаков
1.2 Правовое государство: понятие, функции, структура и признаки
Глава 2. Проблемные вопросы правового государства и его признаков в современной России
2.1 Спорные вопросы формирования правового государства в России
2.2 Проблемы соотношения признаков и принципов правового государства
Правовая определенность и доступ к правосудию также вызывают много вопросов.
Во-первых, стоит отметить, что качество отправления правосудия напрямую зависит от уровня правового сознания судей и граждан, обращающихся в суд.
Низкий уровень правосознания граждан вкупе с отсутствием материальных средств для найма хороших адвокатов или представителей дает широкие возможности для произвола судей.
Конечно, уголовное судопроизводство дает право подсудимому воспользоваться услугами адвоката, предоставленного государством. Однако незаинтересованность таких адвокатов в исходе дела напрямую отражается на качестве оказываемых ими услуг.
Все вышеперечисленное, это, по мнению автора, последствия слепого перенятия в конце прошлого столетия Россией опыта зарубежных стран. Демократию, которую строят веками, мы попытались установить в одночасье без учета собственных традиций права, истории нашей страны, правового менталитета граждан, территории государства, состава населения.
Важнейшей видится проблема правовой ментальности граждан, их отношении к закону. Возможно России, с ее многовековой монархической историей, не подходит демократия с ее либерально-правовыми ценностями? Может быть у России свой, особый путь развития и навязывание инородных идеалов и ценностей это шаг в никуда?
Если отбросить все эти ключевые факторы и все таки представить Россию как демократическое, правовое государство, то нужно понимать, что к этому необходимо идти десятилетиями и с непременным условием постепенности.
Резкое навязывание европейских, чуждых российскому народу ценностей оказывает прямо противоположенное воздействие. Построение демократии и правового государства требует смены не одного поколения, а с ними и ментальности.
Сегодня в России следует в первую очередь обратить внимание и решить проблему расслоения населения по материальному признаку, которая является ключевой в порождении социального неравенства.
Между богатыми и бедными огромная пропасть, среднего класса – локомотива демократического и правового государства – в стране почти нет. Необходимо новое, а самое главное – справедливое, перераспределение собственности. Сегодня страной управляют недокапиталисты, которые преступным путем провели приватизацию и завладели собственностью народа. И пока они остаются у власти, политика в стране будет оставаться бизнесом, приносящим колоссальные доходы «избранным» мира сего.
2.2 Проблемы соотношения признаков и принципов правового государства
Общеизвестно, что доктрина правового государства все больше утверждается как социальная ценность общественного бытия, как один из принципов построения взаимоотношений между человеком и государством, как практический механизм не только для функционирования самоуправления и народовластия, но и для реализации и защиты общепризнанных прав и свобод каждой личности.
Следует согласиться с С.А. Комаровым[5], который считает, что в процессе формирования правового государства реализуются определенные гарантии для развития и совершенствования демократии притом, что существование последней возможно только при господстве права и закона.
На особое место принципа верховенства права указывает С.Р. Бекишиева[6], обращая наше внимание на то, что юридическое понятие «верховенство права» появилось в России благодаря Конституции 1993 года, хотя прямо в тексте Конституции эти слова не встречаются. Конституция признала, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод благодаря Конституции стала, в соответствии с решениями Конституционного Суда России, не просто актом, превышающим силу обычных федеральных законов, но и субсидиарным набором критериев конституционности всех законов в России. Так, упоминаемое в тексте Европейской конвенции понятие «верховенство права» попало в правовой оборот России.
Однако справедливости ради следует отметить, что во все времена развития общества и государства и философы, и юристы периодически возвращались к идее и концепции правового государства, дискуссия то ослабевала, то нарастала вновь, особенно, в плане обсуждения условий и проблем становления правового государства. Уйти от обсуждения взаимоотношений государства и права также не удавалось, т.к. создавая и порождая правовые юридические нормы, государство и себя обеспечивает правовым воздействием и правовым регулированием, устанавливая пространственные границы действия юридических норм, которые обеспечивают ограничение произвола самого государства, определяя для него пределы.
Объективно понятно, что в настоящее время перед мыслителями и юристами, как в теоретическом, так и в практическом плане возникла необходимость развития полноценной концепции правового государства, в которой будут представлены не только механизмы верховенства права и закона, но и возможные условия и механизмы возникновения, становления, функционирования и дальнейшего развития правового государства, как социального феномена современности.
Более того, определенная нагрузка ложится на юридическую науку настоящего периода, т.к. ей предстоит выработать современное и правовое мышление как составную часть правовой культуры личности, основываясь на общечеловеческих принципах и ценностях, с учетом национальных традиций и особенностей культуры.
Нельзя не заметить, что одним из условий правового государства является становление и функционирование достаточно развитого гражданского общества при условии установления конституционно и претворения в жизнь основополагающих принципов правового государства, а также если само государство будет ограничивать себя законом, обеспечивая равенство личностей и себя перед законом, беря на себя ответственность за обеспечение прав и свобод человека и гражданина в стране.
Из вышесказанного становится понятно, что наравне с характеристиками правового государства, высвечивается главная сторона проблемы становления правового государства, которая заключается в создании системы общественных отношений как в обществе, так и в государстве, которые должны быть обеспечены правом во всех отношениях. Взаимоотношения государства и личности, взаимная ответственность могут означать, что государство гарантирует человеку его права и повсеместно может их защитить, а личность, человек, гражданин, в свою очередь, не могут не выполнять возложенные на них обязанности или уклоняться от их выполнения.
Если в государстве созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, то, по нашему мнению, это государство позволительно называть «правовым государством»[7].
Надо отметить, что дискуссии и споры по проблемам сущности государства, права, правового государства на основе изучения взаимоотношений между государством и личность существовали, существуют и будут существовать столько, сколько будет функционировать само государство, по той причине, что названные явления многогранны и наделены объективными сложностями в понимании.
Одним из самых дискуссионных в научной юридической литературе является вопрос о качественных и сущностных характеристиках правового государства и его отличии от государства обычного, или неправового. При обсуждении вопросов, связанных с характеристикой правового государства, зачастую используют самые различные термины, такие как принципы, признаки, свойства, черты, особенности и т.д., воспринимая их как однородные при том, что используют и применяют еще и такие парные категории как принципы-признаки.
И в этом вопросе также нет единосогласия, т.к. некоторые отождествляют «признаки» и «принципы», а некоторые авторы рассматривают названные категории как самостоятельные и отдельные характеристики, разграничивая последние.
Можно причислять себя к первой или второй группам, но объективно определенная смысловая разница между названными понятиями реально существует, даже если характеризовать особенности или специфику правовых государств.
Заметим, что, если «принципы» в научной литературе принято воспринимать как основные исходные положения концепции, теории, учения, науки в целом, то «признаки» – это, по большому счету, характеризующие государство показатели, характеристики, имеющие качественные стороны, которые можно определить[8].
Отсюда можно заключить, что принципы правового государства являются общими для всех правовых государств – важными, основными, базовыми фундаментами, без которых правовое государство не имеет смысла, при том, что признаки правового государства определяют каждое государство в отдельности и характеризуют его специфику, отличие одного правового государства от другого и, в конечном счете, указывают на отличие правового государства от неправового.
В сфере рассмотрения признаков, присущих правовому государству также нет единого мнения.
Так, например, одни ученые (А.В. Малько) выделяют такие основные принципы правового государства, как принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования, определяя при этом содержательную сторону понятия; а также принцип последовательного связывания государственной власти с помощью права, с целью создания для государственных служащих правового режима ограничения, рассматривая это как формально-юридическую сторону понятия. Характеризуя правовое государство, А.Н. Соколов[9] указывает на наличие у правового государства нескольких главных принципов, а именно: принцип гарантии свободы личности по отношению к государству, который конкретизируется в общепризнанных правах человека; принцип правового равенства, который конкретизируется в понимании того, что законы имеют одинаковую для всех силу действия и что все граждане равны перед законом; принцип правовой безопасности в отношениях с государством; принцип разделения государственной власти организационно на законодательную, исполнительную и судебную, когда правовое государство рассматривается как многоаспектное и многосторонне образование.
Справедливости ради следует заметить, что принцип разделения властей и принцип разделения государственной власти следовало бы назвать первым, т.к. без его реализации остальные названные вначале принципы не имеют смыслового значения.
Вероятно, следует заметить, что принципы – это требования к созданию идеальной модели правового государства: господство права, разделение власти на ветви, гарантированность реализации и защиты прав и свобод личности, а признаки – это присущие реально существующему государству как явлению действительности характеристики, черты, которыми указанное государство реально обладает; это – свойства правового государства, указывающие на него как на собственно правовое, т.е. отличающееся от обычного, неправового, государства.
Отметим, что признаки по отношению к принципам являются вторичными и производными и образуют механизм их реального содержания, обеспечивая их реализацию и претворение в жизнь. Нельзя не вспомнить, что главный принцип государства современной России, получивший закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», как утверждает и В.Е. Чиркин[10]. Но возникает вопрос, каждый ли человек и его права и свободы – высшая ценность для государства? Или, точнее, все ли права и свободы человека-личности являют собой высшую ценность? А если данный человек преступник, предатель, вор, мошенник? Как тогда поступает государство?
Позволим себе предположить, что принцип приоритета прав человека по отношению к государству потому и принцип, что является определяющим и гарантирующим не только реализацию прав личности, но и основой механизма деятельности государственных служащих, обеспечивая её ограничение и самоограничение, создавая преграды всесильной государственной власти. Актуальными для ряда государств являются такие принципы, как принцип федерализма, который необходим не только для горизонтального разделения власти, но и для ее разделения по вертикали; а также принцип взаимной ответственности личности и государства, который слабо реализуется и трудно переходит в признак государства, хотя и представляется достаточно значимым.
Заметим, что правовое государство является развивающейся категорией, достаточно динамичной и многосторонней, что обязывает нас указать на то, что определенный некоторыми учеными перечень принципов правового государства не может быть завершенным или исчерпывающим, т.к. система постоянно развивается и совершенствуется, изменяется структура общества и государства.