Файл: Финансы коммерческих организаций (ОАО «ГАЗПРОМ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- контроль за правильностью и своевременностью перечисления средств в фонды денежных средств по всем установленным источникам финансирования;

- контроль за соблюдением заданной структуры фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;

- контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Для реализации контрольной функции предприятия разрабатывают нормативы, определяющие размеры фондов денежных средств и источники их финансирования.

Внешний финансовый контроль осуществляется государственными органами в лице Налоговой инспекции, казначейства, Счетной палаты, КРУ. Отдельные виды финансового контроля выполняются Центральным банком РФ, коммерческими банками, аудиторами, собственниками.

Внутрифирменный контроль осуществляется контрольно-аналитическими службами предприятия, бухгалтерией, внутренними аудиторами с целью повышения эффективности работы.

Функции финансов предприятий взаимосвязаны и являются сторонами одного и того же процесса.

1.2. Место финансов предприятий в финансовой системе

Процесс использования и формирования денежных средств предприятия, как в виде денег, так и в имущественной форме определяет наличие финансов предприятий. Денежные средства в постоянном движении обеспечивают производственную деятельность предприятия, его конкурентоспособность в рыночных условиях. Играя первостепенную роль в процессе материального производства, финансы предприятия являются фундаментом финансовой системы России.

Создание и последующее распределение ВВП страны невозможно без участия финансов предприятий. Финансы активизируют банковскую и страховую деятельность, наполняет централизованные государственные фонды. Финансы предприятий формируют его капитал, создают ее денежный фонд доходную часть и последующее их расходование, обеспечивают контрольную функцию в деятельности предприятия.

Современная финансовая система государства состоит из децентрализованных и централизованных (общегосударственных) финансов, которые в свою очередь включают государственные и частные финансы (Рис. 1.2.). В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система государства — это совокупность обособленных, но взаимосвязанных между собой элементов финансовых отношений, которые возникают в различных сферах производственной и непроизводственной деятельности в процессе стоимостного распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, национального богатства и национального дохода с целью формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой формах для удовлетворения общественных интересов и потребностей


Финансовая система Российской Федерации

Общественные финансы

Финансы хозяйствующих субъектов

Государственные и муниципальные финансы

Финансы некоммерческих организаций

Финансы негосударственных организаций

Финансы домохозяйств

Финансы коммерческих организаций

Финансы финансовых посредников

1. Бюджеты разных уровней (федеральный, региональный, местные бюджеты).

2. Государственные и территориальные внебюджетные фонды.

3. Государственный кредит.

4. Финансы казенных и унитарных предприятий.

5. Финансы бюджетных организаций.

Рис. 1.2. Финансовая система Российской Федерации

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: государственные и муниципальные финансы, финансы некоммерческих организаций, финансы негосударственных организаций финансы домохозяйств. Составные части финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Финансовое состояние каждого ее элемента с одной стороны зависит, а с другой — влияет на финансовое состояние другого.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на три подсистемы. Общегосударственные финансы обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий) используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а финансы домохозяйств являются как конечным потребителем созданного продукта, так и основным поставщиком трудовых ресурсов и внутренних инвестиций на рынок.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.


Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений предприятий и домохозяйств.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой — процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только, за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий и населения, а также на базе операций с ценными бумагами — заемные средства на фондовом рынке. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Но исходной основой всей финансовой системы страны являются финансы предприятий. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую, часть всех денежных отношений в стране, а именно финансовые отношения в той сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход — основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны.

Финансы отраслей народного хозяйства подразделяются на следующие составляющие по следующим признакам:


  • по отраслям;
  • по методам хозяйствования;
  • по формам собственности;
  • по организационным формам хозяйствования.

Важна роль финансов предприятий в обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни страны, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном; на уровне предприятий; на уровне производственных коллективов.

Таким образом, роль финансов предприятий состоит в следующем:

1. Распределяя и перераспределяя национальный доход и национальное богатство на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.

2. В ходе распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на уровне предприятий они обеспечивают сферу материального производства необходимыми финансовыми ресурсами и денежными средствами для непрерывного процесса расширенного воспроизводства.

3. На уровне производственных коллективов с помощью финансов формируются такие денежные фонды, как фонды оплаты труда и материального стимулирования, осуществляются программы социального развития коллективов предприятий.

4. Важной является роль финансов предприятий в обеспечении сбалансированности в народном хозяйстве между материальными и денежными фондами, предназначенными для целей потребления и накопления. От степени обеспечения такой сбалансированности во многом зависят стабильность национальной денежной единицы, денежное обращение, состояние платежно-расчетной дисциплины в народном хозяйстве.

5. Непосредственная связь финансов предприятий и финансов отраслей народного хозяйства со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий могут служить важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею.

6. Финансы предприятий могут служить важным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.


Таким образом, через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственные кредиты.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой финансовые отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств, а также их распределение и использование. Сущность финансов предприятия характеризуется выполнением двух основных функций: функцией распределения и функцией контроля. Финансы предприятий являются исходной основой финансовой системы страны, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт страны. От состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГАЗПРОМ»

2.1. Реализация распределительной и контрольной функций на примере ОАО «ГАЗПРОМ»

Финансы в целом выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция связана с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств. Распределение является связующим звеном между производством и потреблением. В рыночных условиях распределение совокупного общественного продукта и национального дохода осуществляется с помощью финансов. Этот процесс начинается с распределения выручки от реализации, часть которой идет на возмещение израсходованных средств производства(себестоимость), другая поступает в фонды:

1) централизованные (бюджет и внебюджетные фонды);

2) децентрализованные (фонд оплаты труда, фонды экономического стимулирования и финансирования затрат на расширение и развитие производства).