Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональное составление планов по производству, сбыту и инвестициям – это важный фактор успешности осуществляемой предприятием деятельности в экономике рыночного типа.

Многие причины определяют необходимость планирования, основная из которых заключается в неопределенности будущего. Именно данная базовая особенность мировой экономики требует выполнения определенных действий по предупреждению негативных экономических последствий.[8]

Важные факторы, на которые следует обращать внимание при планировании:

- уровень конкуренции в данной отрасли;

- особенности отрасли;

- размеры предприятия;

- общий уровень развития экономики в стране.

Трудно переоценить значение планирования для деятельности компании, поскольку план является ориентиром, к которому стремится фирма, и критерием успешности ее хозяйственной деятельности.

Эффективность планирования зависит от следующих критериев:

- полнота учета всех ситуаций и событий, способных повлиять на деятельность туристического предприятия;

- обеспечение точности прогнозов с использованием современных методов и средств;

- четкость и простота формулирования целей;

- непрерывность планирования, уточнение, пересмотр, корректировка соответствующих ориентиров развития фирмы;

- экономичность, которая предполагает сопоставление планируемых затрат с удобствами, которые от него ожидается получить.

На сегодняшний день выделено пять общих принципов, под которыми понимаются определенные правила, способствующие разработке грамотной программы действий.[9]

Анализ системы планирования на предприятии невозможен без учета принципов планирования. Выделяют следующие:

- единства;

- непрерывности;

- гибкости;

- участия;

- научности;

- обоснованности цели.

Стоит уточнить, что собой представляет каждый из принципов.

Принцип единства. Подобный принцип предполагает системный комплексный подход к планированию. Ведь предприятие – большая организация, объединяющая в себе различные по своему назначению структуры. Нельзя для всех структур составить единый план и требовать его выполнения.

Принцип непрерывности. Принцип непрерывности утверждает, что планирование – это не одноразовый процесс. Оно должно длиться всегда, потому что экономическая обстановка и рынок постоянно меняются. Планы необходимо регулярно корректировать. Правда, нельзя менять их слишком часто, иначе планирование ничем не будет отличаться от импровизации. В итоге данные, на основе которых производится планирование, нужно анализировать постоянно. Выводы необходимо делать за адекватные (не слишком длинные и не слишком короткие) промежутки. Совершенствование системы планирования на предприятии должно длиться постоянно.[10]


Принцип гибкости. Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. Он гласит, что при планировании необходимо подстраиваться под постоянно изменяющийся рынок. Те, кто уверены, что ситуация на рынке не может измениться за одно мгновение, ошибаются. Может. Правда, мгновение – это лишь действие. Ему предшествует набор ситуаций (предпосылки). Именно этот набор ситуаций помогает учесть планирование. Составление плана действий, стратегии развития требует учета всех факторов, влияющих на экономический процесс. Эти факторы переменчивы.

Принцип участия. Организация системы планирования на предприятии требует учета данного принципа. Он тесно связан с принципом единства. Согласно ему, в планировании должны участвовать все структурные единицы предприятия.

Принцип научности. Согласно принципу научности, каждый шаг при планировании должен быть научно обоснован. Только так получится составить наиболее эффективный план. Для этого потребуется провести тщательный анализ системы планирования на предприятии. На уровне малого бизнеса нарушение этого принципа хотя и не пойдет на пользу предприятию, но, может быть, незначительно скажется на итоговом результате работы. Может спасти интуиция руководства. В крупном бизнесе полагаться в большей степени на интуицию – подписать «смертный приговор» компании.

Принцип обоснованности цели. Подобный принцип утверждает, что действия всех структур предприятия должны преследовать лишь единственную цель – цель предприятия на будущее, утвержденную стратегией развития.[11]

Соблюдение перечисленных принципов при планировании необходимо для эффективной реализации данной функции управления предприятием.

Глава 2. Системный характер планирования деятельности предприятия.

2.1. . Описание предприятия – объекта исследования.

Объект планирования - определенная деятельность. В разрезе функций менеджмента объектом планирования является совокупность всех направлений бизнес-процессов, происходящих на предприятии.

Одна из опасностей в любой стадии процесса заключается в создании условий перекрытия бюрократического бремени на организацию, которая подавляет творческую силу и способствует потере стоимости первоначальной цели этого процесса. В этом случае сам план не будет иметь никакого смысла, превращаясь в бессмысленные игры с начинкой в цифрах, тем самым сокращая стратегические бдительность, которая является ключом к планированию.[12]


Поддержание актуальности и интереса в процессе планирования, который потребляет время и итерационный процесс, является сложной задачей. Часто на начальных стадиях хорошо продуманный процесс планирования в организации сопровождается возражением, образующим определенную личную приверженность и энтузиазм. В конце концов становится более реальной угроза для бюрократии процесса планирования.

Существуют различные способы, чтобы избежать этой нежелательной ситуации. Одним из таких способов является нефиксирование всех шагов после создания в процессе планирования, а проведение всесторонней и обширной проверки, скажем, каждые пять лет. Между тем, менеджеры должны только слегка модернизировать стратегии и программы.

Другой метод состоит в том, чтобы выборочно определить, например, каждый год планирования этапов, которые заслуживают большего внимания, или из-за изменения внешних условий, или потому что есть внутренние организационные вопросы. Такой подход поможет избежать траты усилий на то, чтобы выполнить задание, которое не требует особого внимания.[13]

Третье - организационные методы предотвращения бюрократии - выбор, который каждый год те, кто занимается планированием, будут уделять достаточно внимания в наступающем году. Возможными темами могут быть: новые технологии в процессе производства, продаж, альтернативных каналов распределения, информационных технологий, качества продукции.

Инструменты современного планирования направлены на рационализацию деятельности организации (достижение высоких результатов, в том числе финансовых, с минимальными затратами) и адаптацию к существующим рыночным условиям. Однако целью управления любой организацией является вовсе не сами изменения, а конечный результат, полученный в процессе совершенствования. Поэтому наука менеджмента в настоящее время содержит различные виды планирования. В настоящее время область планирования на микроуровне довольно сильно детализирована и имеет немало видов и подвидов. Виды планирования на предприятии представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - Принципы планирования на предприятии

Перспективное или долгосрочное планирование направлено на составление планов со сроком от 5 до 20 лет.

Долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности хозяйствующих субъектов является наиболее распространённой классификацией. Такие планы присутствовали в экономике предприятий еще в командно-административной экономике в нашей стране. Однако в настоящее время планирование приобрело более совершенные формы. В условиях постоянно меняющейся конкурентной средой, с учетом финансово-экономических кризисов в экономике субъекты малого и среднего предпринимательства практикуют в основном краткосрочное планирование.[14]


Текущее планирование охватывает период до 1 года - полугодовое, квартальное, месячное, декадное, недельное и суточное планирование.

По составу плановых решений различают:

- стратегическое планирование;

- текущее (оперативно-календарное планирование);

- обобщенное: получение общих результатов и финансовое планирование.

Задачей оперативно-производственного планирования является:

- обеспечение своевременного и качественного выполнения годовых задач, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия;

- организация слаженной работы всех подразделений для равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объемах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов.[15]

Под оперативно-производственным планированием понимают осуществление текущей деятельности планово-диспетчерских подразделений в течение короткого периода.

Оперативно-производственное планирование - многоуровневая система, которая делится по стадиям плановых работ на три блока, которые выполняются последовательно:

- планирование объемов;

- календарное планирование;

- текущее планирование.

В процессе оперативно-производственного планирования проводится распределение годовой производственной программы предприятия в натуральных показателях между подразделениями в соответствии с выделенными им трудовыми и материальными ресурсами по плановым периодам.

Оперативно-календарное планирование предполагает определение сроков начала и окончания работ в подразделениях, а также сроков передачи продукции другим подразделениям и осуществляется как для предприятия в целом, так и для отдельных его подразделений. На этом этапе объектом планирования является отдельные виды продукции, виды работ, операции.

Оперативно-календарное планирование основывается на конкретных нормативах, позволяющих осуществить связь календарных планов и согласованность работ взаимосвязанных рабочих мест, подразделений и тому подобное. Календарно-плановые нормативы (объемы и ритмы работ, продолжительность производственных циклов, материальные нормативы и т.п.) также обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов предприятия. Плановым периодом при календарных расчетах в сельском хозяйстве обычно избирается в растениеводстве - периоды подготовки почвы, посева, ухода за урожаем, сбора и доработки продукции и т.п., в животноводстве - месяц или квартал. Правильность, надежность и эффективность решения задач оперативно-календарного планирования заключается в организации учета, контроля и регулирования выполнения оперативных планов и хода производства.[16]


Задачей текущего планирования является разработка конкретных производственных задач по номенклатуре работ и исполнителей на короткие плановые периоды (декаду, неделю, сутки, рабочую смену, час).

Основными стадиями оперативно-производственного планирования являются предварительные расчеты и разработка планов.

Эффективность оперативно-производственного планирования характеризуется изменением основных показателей производства, ритмичностью работы и равномерной нагрузкой всех подразделений в течение планируемого периода.

2.2. Реализация принципов эффективного планирования на предприятии.

Современная экономика – высококонкурентная среда. Чем больше масштаб деятельности организации, тем большее значение имеют решения, принимаемые руководителями компаний. На уровне малого бизнеса день промедления при принятии важного решения, может, и не сильно отразится на экономическом состоянии компании, зато в большом бизнесе эта непростительная оплошность может стоить миллионных убытков.

Система планирования на предприятии нужна, чтобы принятые решения положительно сказывались на развитии компании, чтобы не возникало ситуаций, в которых руководство предприятия не знает, что ему делать.

К тому же давно известно, что в бизнесе действовать по плану легче и эффективнее, чем импровизировать и на ходу принимать решения.[17]

Важнейшие факторы, влияющие на реализацию эффективной системы планирования на предприятии:

  1. Грамотность руководящего состава.
  2. Квалификация сотрудников.
  3. Материальная и информационная база.

Нельзя списывать со счетов и географические факторы, а также факторы, обусловленные спецификой деятельности. Правда, при грамотном подходе три первых аспекта могут исключить влияние на деятельность предприятия специфических условий.

Если обратиться к истории становления роли планирования в управлении производством, следует отметить работу А. Файоля «Общее и промышленное управление". Перечислив пять функций управления: техническую, коммерческую, финансовую, страховую и учетную, он отмечает: «Ни в одной из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий».