Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.

Планирование – один из важнейших процессов, обеспечивающих эффективную деятельность предприятия. Это управленческая функция, суть которой состоит в определении стратегии развития и задач для каждого из подразделений и структур, выполнение которых необходимо для следования выбранной стратегии. При планировании определяются не только сами цели предприятия, но и сроки, а также методы их достижения.

Производится анализ факторов, влияющих на деятельность предприятия и его развитие. Это делается для того, чтобы своевременно находить и решать возникающие проблемы.

Нельзя списывать со счетов и географические факторы, а также факторы, обусловленные спецификой деятельности. Правда, при грамотном подходе три первых аспекта могут исключить влияние на деятельность предприятия специфических условий.

Целью курсовой работы является изучение принципов эффективного планирования деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- определить понятие планирования на предприятии;

- рассмотреть виды и задачи планирования;

- изучить роль и эффективность планирования деятельности предприятия;

- рассмотреть принципы планирования деятельности предприятия.

Объектом курсовой работы является планирование деятельности на предприятии, предметом работы – принципы эффективного планирования деятельности предприятия.

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.


Глава 1. Основные принципы эффективного планирования деятельности предприятия.

1.1. Сущность планирования деятельности предприятия.

Планирование является основным звеном и организующим началом всего процесса реализации целей предприятия. План нужен не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Нормативность устанавливает требования к эффективности использования ресурсов и результатов хозяйствования. И именно рынок имеет возможность скорректировать экономические процессы и привести их к необходимому равновесию. План в условиях рынка и самостоятельности предприятий должно обеспечить прежде ритмичность производства, получения стабильных доходов и устойчивого финансового положения предприятий.[1]

Деятельность, связанную с планированием, можно разделить на несколько основных этапов (рисунок 1).

Рисунок 1. Деятельность по планированию

Сущность планирования как целеустанавливающей функции управления предприятием заключается в обосновании целей и путей их достижения на основе выявления комплекса задач и работ, а также определения эффективных методов, способов и ресурсов всех видов, необходимых для выполнения этих задач и установления их взаимосвязи.

В малом бизнесе планирование слабо развито, хотя все больше руководителей внедряют систему планирования и бюджетирования, что всегда отражается положительно на результатах финансово-хозяйственной деятельности. Планирование конкретных финансовых показателей на небольшие промежутки времени могут играть ключевую роль в области контроля за действиями руководящих сотрудников и подразделений компании.[2]

Согласно классической науке организации производства, с выводами которой взаимодействует теория менеджмента, структура управления предприятием должна разрабатываться по принципу «сверху вниз». Последовательность разработки организационной структуры соответствует действующей технологии планирования.

Составление и реализация плана на современных предприятия - это, как правило, оперативная система управления организацией по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей при наиболее эффективном использовании ресурсов. Именно на основе планирования можно судить о достижении целей управления, получив желаемые финансовые результаты в запланированном периоде времени.


Задачи планировании в достаточной степени зависят от различия между действиями, которые носят постоянный характер. Хотя планирование - это непрерывный процесс, который повторяется из года в год, есть некоторые основные условия, которые являются более или менее постоянными и не изменяются существенно в каждом цикле планирования. Объектами планирования можно считать структурные условия фирмы: видение компании, инфраструктуры управления, корпоративной культуры, управления ключевого персонала и миссии бизнеса.

В то же время существуют три основные задачи, которые необходимо отрегулировать и проверить каждый цикл планирования: формулирование целей, разработка действий, бюджетирования.[3]

Планирование вносит весомый вклад в улучшение понимания целей управления и решения. Среди наиболее выдающихся преимуществ задач планирования являются следующие:

  1. Процесс планирования помогает объединить деятельность корпорации. Начинается процесс с соответствующими определениями видения компании, дальнейшего расширения своей миссии каждого бизнеса и распределения функциональных обязанностей, планирования процесса мобилизации всех ключевых менеджеров и поиска согласованных коллективных целей. Реализуя формальный, систематический процесс, гораздо легче достичь этой интеграции.
  2. Значительно улучшает структурной организации фирмы. Процесс планирования значительно улучшает разделение фирмы на подразделения, занимающиеся соответственно корпоративной, деловой и функциональной стратегией и их значения в организационной структуре. Этот процесс ориентирован на обретение независимости каждого бизнеса на зарубежных рынках и определяет необходимость горизонтальной или вертикальной интеграции для того, чтобы полностью реализовать потенциал фирмы.
  3. Процесс планирования является основой долгосрочного мышления в компании. По своей природе задачи управления сильно зависят от огромного количества обязанностей, таким образом, если фирма не занимается стратегическим планированием, менеджеры полностью тратят свое время на решение текущих вопросов. Планирование, безусловно, является определенной последовательностью задач, расширяет видение всех ключевых менеджеров, стимулирует творческий подход к стратегическим направлениям бизнеса.
  4. Процесс планирования обеспечивает способность эффективно взаимодействовать на всех уровнях. Пожалуй, самый важный атрибут планирования состоит в том, что он позволяет разрабатывать полномочия ключевых фигур компании, улучшая их общее понимание корпоративных целей, и показывает, как достигать этих целей. Другими словами, наиболее важным в процессе планирования является сам процесс. Окончательное содержание, созданный план - это побочный продукт. Коммуникационные усилия, многочисленные межличностные переговоры, потребность в осмыслении и формулировании основных факторов, влияющих на бизнес, необходимость личного участия в поиске конструктивных ответов на жизненно важные вопросы - все это входит в процесс планирования жизненного опыта.[4]

Планирование нельзя рассматривать как изолированные деятельности. Скорее, оно является частью многих формальных организационных процессов и систем, которые направлены на то, чтобы способствовать пониманию руководителями организационных проблем в их определении и реализации.

Чтобы построить эффективную стратегию развития предприятия, нужно обладать определенным набором знаний. В частности, необходимо знать методы системы планирования на предприятии. Выделяют шесть основных методов:

  1. Балансовый.
  2. Нормативный.
  3. Технико-экономический.
  4. Программно-целевой.
  5. Экономико-математический.
  6. Метод многовариантных расчетов.[5]

Существует и другая классификация методов составления системы бизнес-планирования на предприятии. По ней метод может быть:

- балансным;

- расчетно-аналитическим;

- экономико-математическим;

- графоаналитическим;

- сетевым;

- программно-целевым.

Балансный метод в этой классификации ничем не отличается от того, что описан выше. О других методах стоит сказать подробнее, хотя некоторые из них и упоминались в вышеописанной классификации.

Расчетно-аналитический применяется для расчета основных численных показателей плана, на основе которых производится анализ динамики и факторов развития предприятия. Чтобы анализ производился корректно, для рассчитываемых параметров определяются базисные значения, иными словами «нулевые координаты», по которым фиксируются изменения.

Применение экономико-математических методов позволяет формировать экономическую модель развития предприятия на основе параметров, рассчитанных предыдущим методом. Экономико-математический метод допускает составление нескольких стратегий развития компании и выбора оптимальной.

Графоаналитический позволяет наглядно представить зависимость между двумя экономическими показателями при помощи составления графиков.[6]

Сетевой является подтипом графоаналитического. Его особенность – возможность составлять графики параллельного выполнения работ в пространстве и времени. К примеру, графики, выполненные сетевым методом, могут одновременно характеризовать и ремонт оборудования цеха, и установку новой техники на предприятии, и разработку конструкции нового помещения.

Суть программно-целевого отражена в его названии. Этот метод используется при составлении конкретной программы по развитию предприятия. Например, в нем учитывается система производственного планирования на предприятии. В этой программе присутствует конкретный план действий и мероприятий, нацеленных на достижение генеральной цели компании. Именно эта цель является основополагающей при составлении плана.


Многие из этих методов эффективнее использовать вместе, а не по отдельности. Например, можно рассчитать нужные экономические параметры при помощи расчетно-аналитического метода, выявить модель зависимости этих параметров при помощи экономико-математического, проанализировать графоаналитическим методом и составить план действий на основе полученных выводов при помощи программно-целевого метода. Так выглядит пример системы планирования на предприятии.

Для организации, которая решает реализовать процесс планирования с помощью отдела планирования, существует определенный риск. Хотя есть и разумные методы, такие как сбор внешней информации, которая является катализатором в процессе планирования. Однако вы должны понимать, что решающую роль в процессе планирования играют линейные программы. Кроме того, создание крупных отделов планирования может иметь тенденцию изолировать процесс планирования от основного потока управленческих решений.[7]

Необходимо отметить, что реальный процесс, посредством которого вырабатывается общая стратегия, растет. Он считает, что в хорошо функционирующих организациях менеджеры постепенно направляют поток действий и событий в направлении стратегии, которая включает в себя многие из принципов формальной стратегии, и топ-менеджеры редко разрабатывают общую стратегию или даже важнейшие направления в формальном планировании цикла корпорации. Вместо этого они используют серия процессов, которые формируют стратегии, в основном, на более высоком уровне, а затем постепенно реализовывают эти стратегии корпорации в целом. Это пошаговая стратегия формирования более разумна, нежели формальное планирование.

1.2. Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.

Планирование деятельности компаний неразрывно связано с финансовым обеспечением. Сотрудники компании, которые занимаются подготовкой данных для исследования и планирования, должны иметь определенные знания в области математических, статистических и прочих методов прогнозирования. Особую актуальность данные методы приобретают при проведении маркетинговых исследований. Составление прогноза объема рынка и продаж товаров является отправной точкой при любом процессе планирования в рыночной среде.