Файл: Место и роль общей теории права и государства в системе социальных и юридических наук.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1137
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет, объект и метод общей теории государства и права
1.1. Предмет и объект изучения теории государства и права
1.2. Методы теории государства и права
2. Функции теории государства и права и ее место в системе социальных и юридических наук
2.1. Функции науки теории государства и права
2.2. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука
Список использованной литературы
Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: 2016. — 416 с.
Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.
Григорьева И.В. Теория государства и права. - Тамбов: ТГТУ; 2015. – 304 с.
Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2013. - 768 с.
Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: 2013. — 160 с.
Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. - 752 с.
Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. - 250 с.
Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2015. — 299 с.
Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства, которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций.
1) Правоспособность. Это важнейшая характеристика субъекта права. Более того, весьма распространено мнение о том, что правоспособность тождественна субъекту права, так что определить субъект права - значит описать его правоспособность. Именно это мнение разделяли многие дореволюционные юристы[19].
Оставаясь на почве догмы права, причем преимущественно догматики гражданского права, к другому мнению они и не могли прийти. Но дело в том и состоит, что, первоначально ориентируясь на догму частного права, на ее понятия и конструкции, как более давние и разработанные, догма государственного права с течением времени должна была произвести свой собственный взгляд на те предметы, которые подлежат исследованию в ее рамках[20].
Только на этом пути может быть утверждена окончательная автономия догмы государственного права и других отделов публичного права, их окончательное освобождение от патримониальных представлений.
Возможно, в гражданском праве характеристика субъекта права через его правоспособность является удовлетворительной. Е.А. Флейшиц, в частности, настаивала на том, что правоспособность вообще характерна для гражданского права и лишь в некоторой степени для трудового права. Но в государственном праве есть и другие характеристики, которые могут быть рассмотрены в качестве признаков государства как субъекта права, лица.
2) Территория. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.
3) Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным[21].
4) Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно[22].
5) Право. Право — система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.
6) Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения — санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.
7) Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности[23].
8) Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.
9) Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет — это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним[24].
Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами. В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам[25].
Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны[26].
Стоит отметить, что, несмотря на всё свое многообразие, признаки государства должны соответствовать особой «связке» - государство + право. Данное утверждение базируется на том, что народ, который фактически и является краеугольным камнем страны, не может функционировать без четко оговоренных рамок поведения, коими и становятся законы, правовые обычаи, подзаконные нормативные акты, судебные прецеденты и т.п. Правоведы, как правило, выделяют данное положение в особую черту, не относя её ни к основным, ни к второстепенным.
Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Российское государство на современном этапе своего развития, как и другое государство любого исторического этапа развития, обладает набором функций, динамизм которых является основополагающим всей государственной деятельности[27].
Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформилось в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений[28].
Значение права как регулятора общественных отношений в настоящее время не подлежит сомнению, однако вопрос что такое право, остается чрезвычайно спорным в науке о праве. Право, как элемент нашего сознания, может существовать и проявляться в двух видах: как психическое явление (известная совокупность представлений, чувствований, волевых побуждений индивида или группы лиц) и (или) как норма (правило поведения, предписывающее должное поведение). Под сущностью права, как правило, понимают выраженную в его предписаниях волю большинства людей или определенной группы людей. Сущность права, в зависимости от того, чьи интересы оно обслуживает можно рассматривать исходя из классового подхода (где право выражает возведенную в закон волю господствующего класса) или общесоциального подхода (где право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества)[29].
В юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны оно выражает волю господствующего класса, на государственном уровне, а с другой – это социальный регулятор обеспечивающий порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества[30].
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Множественность подходов к понятию названного термина обусловлена тем, что именно в правовых явлениях принимается за главное самое существенное[31].
В юридическом энциклопедическом словаре даны следующие определения права: система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственно принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений; - императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства.
Для нашего государства на современном этапе его развития приоритетным является понимание права с позиций юридического позитивизма (нормативизма). Действующее право в обществе представляет собой систему юридически оформленных (признанных в установленном порядке государственными органами) отношений и норм, определяющих возможности существования и развития данных отношений. Право всегда оценивает (т.е. разрешает, предписывает, запрещает) волевые действия лиц и тем самым регулирует общественные отношения[32].
Чтобы понять сущность права, следует рассмотреть его основные признаки: сознательно-волевой характер; нормативность; формальную определенность; обеспеченность государством; системность.
Сущность сознательно-волевого характера права состоит в том, что право является проявлением сознания и воли людей. В нем отображаются потребности и интересы общества, организаций, социальных групп и отдельных лиц. Эти интересы и потребности зачастую носят противоречивый характер. Поэтому по своему содержанию право может выражать либо доминирующую волю социальных групп, либо выступать в роли социального компромисса. Эти две противоположные тенденции находятся в постоянной борьбе, в результате чего право становится более цивилизованным, защищая интересы личности, семьи, общества[33].
Право развивается и эффективно функционирует только в развитом обществе и правовом государстве, где граждане имеют политическую, экономическую и духовную свободу[34].
Право имеет нормативный характер выражения государственной воли общества, что роднит его с другими формами социального регулирования, такими как нравственность и обычай.
Права человека определяются и регулируются действующими законодательными нормами. Выбор правильного решения относительно поступков в разных жизненных ситуациях зависит от знания человеком установленных правил. Признак нормативности права – это гарантия осуществления субъективного права. И обладатель этого субъективного права свободен в своих действиях и защищен обязательностью нормы, установленной государством[35].
Право возведено в ранг закона, в чем и состоит специфика его нормативности. Нормативность права имеет своей целью регулировать общественные отношения и поведение людей. При помощи своих юридических норм право доводит до каждого гражданина или организации правила, которые возможны, необходимы либо запрещены. Человек, действующий в рамках права, чувствует себя спокойно и уверенно, потому что он находится под защитой общества и государства[36].
Итак, право регулирует поведение и сферу свободы человека. Преступник является самым несвободным человеком, потому что он игнорирует право[37].
Формальная определенность права заключается в том, что государство возводит право в закон, придавая ему тем самым официальную форму и общеобязательное значение. Официально правовые нормы закреплены в законах и нормативных актах. На основе нормативных предписаний определяются права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц. Право во всех своих проявлениях создается людьми, но для того, чтобы действовать и быть жизнеспособным, оно должно быть признано государством, потому что именно официальная власть в лице государства придает праву официальную форму[38].
Обеспеченность государством является специфическим признаком права, который отличает его от других форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство является монополистом в области принуждения, представляя тем самым необходимый фактор существования и функционирования права. Исторически сложилось так, что право возникло и развивалось совместно с государством, и изначально основной его функцией была правоохранительная. Именно благодаря государству право обладает такими ценными свойствами как стабильность, общеобязательность и строгая определенность. Итак, обеспеченность права государством состоит в государственном принуждении, которое в свою очередь реализовывается в двух направлениях[39].
Во-первых, целью государства является защита субъективного права и принуждение правонарушителя исполнить свои обязанности в интересах пострадавшей стороны. Примером исполнения данных обязанностей может служить взыскание долга, возмещение материального и морального вреда. Во-вторых, законом определены случаи, когда виновный может быть привлечен к ответственности и несет наказание в виде штрафа, конфискации имущества либо лишения свободы[40].