Файл: Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка дошкольного возраста (МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 257

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Особенности воспитания культуры речи дошкольников

2.2 Роль семьи в воспитании культуры речи ребенка

2.3 Взаимодействие специалистов дошкольного учреждения и семьи в вопросе формирования культуры речи детей дошкольного возраста

3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЛИЯНИЯ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЬИ

3.1 Методы исследования и полученные результаты диагностики детей подготовительной группы

3.2 Анкетирование родителей детей исследуемой группы, анализ анкет, выводы

4 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена от античности до современности люди осознавали значимость убеждающей силы слова. Вопросы речевой культуры любого современного человека являются показателем уровня его интеллектуального и духовного развития, профессиональной пригодности. Термин «культура речи» многозначен. Во – первых, это наука, рассматривающая две основные проблемы: как говорить правильно и как говорить, хорошо, т.е. целесообразно. Во – вторых, это совокупность и система коммуникативных качеств речи. Это «владение нормами русского устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [1].

Не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Языковая – лексическая малограмотность, как отмечал М. Горький, всегда является признаком низкой культуры. Язык любого человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей его жизни, однако важнейшим периодом его развития является период дошкольного возраста, когда происходит интенсивное освоение средств языка, функций и форм речи, письма и чтения, культуры речи. Овладение родным языком, развитие культуры речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современной психологии как общая основа воспитания и обучения детей. В связи с этим актуализируется исследование социальной роли усвоения личностью родного (национального) языка наряду с общегосударственным – русским языком, потому что для современного общества необходим более широкий подход к осмыслению языковой культуры человека, ее включенности в рамки многообразных взаимоотношений и связей. Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что на современном этапе развития психологии значительно вырос интерес к семье.

Интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности. Актуальным является влияние семьи на развитие культуры речи ребенка, ведь семья для него является первичным речевым окружением. Речь малыша формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер, братьев.

Исследование влияния факторов домашней обстановки на развитие культуры речи детей дошкольного возраста представлено в работах: Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, А.Р. Лурии, В.С. Мухиной, К. Бюлер, А.Н. Гвоздева, Дж. Брунера и др.


Цель курсовой работы: изучение влияния семьи на становление культуры речи детей дошкольного возраста.

Задачи курсовой работы:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
  2. Исследовать влияние семейной речевой среды на развитие культуры речи детей дошкольного возраста.
  3. Разработать методические рекомендации для родителей по развитию культуры речи детей дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс развития культуры речи ребенка старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние семейного общения на развитие культуры речи ребенка.

При написании данной работы использовались следующие методы:

  • наблюдение;
  • систематизация,
  • беседы, анкетирование;
  • комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой, В.В. Глебовой, Т.С. Комаровой.

Практическая значимость: материалы данной работы послужат хорошим подспорьем для специалистов МБ ДОУ «Детский сад №2 «Чайка» с. Краснотуранск.

Гипотеза: речевое поведение детей дошкольного возраста отражает речевое поведение их семьи.

Структура работы обусловлена логикой раскрытия темы, определена характером цели и задач, поставленных автором, и состоит из введения, 4-х разделов, заключения и списка использованных источников.

1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблемы формирования культуры речи детей дошкольного возраста и влияние семьи на ее формирование стали объектом исследований педагогов и психологов (Азаров Ю.П., Амонашвили Ш.А., Иванова В.М., Маркова Т.А., Петровская Л.А., Ярцимович Я., М.И.Лисина, А.Г.Климова).

Самый известный вклад в разработку темы внесли исследователи (В.И. Сикорова, А.Г.Харчев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.И. Чуковский).

По мнению В.С. Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребенка тот же тип общения.


Материалы последних исследований в области психологии, педагогики семейного воспитания раскрывают различные аспекты формирования личности в семье, специфические формы и методы семейного воспитания (Азаров Ю.П., Амонашвили Ш.А., Иванова В.М., Маркова Т.А., Петровская Л.А., Ярцимович Я. и др.) [2].

Среди комплекса условий и средств, определяющих воспитательный потенциал семьи, ее педагогические возможности исследователи выделяют: материальные и бытовые условия, эмоционально-психологический климат, характер внутрисемейных взаимоотношений, культурнообразовательный уровень взрослых членов семьи, уровень педагогической культуры взрослых членов семьи, распределение между ними воспитательных функций (Белова В.А., Харчев А.Г. и др.) [3].

Как отмечает В.И. Сикорова, интенсивное общение ребенка со взрослым служит основой социального опыта, характер общения влияет на творческую активность детей, на их нравственное развитие, на формирование эмоционального мира ребенка. Общение в семье, как подчеркивает М.И.Лисина, всегда происходит на эмоциональной основе, для внутрисемейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других [4].

Продолжительность и успех общения в семье зависят от сложившихся межличностных отношений. Их формирование в семье строится на внутрисемейной позиции родителей, их умении организовать жизнь и деятельность всей семьи (Т.А. Маркова), на эмоциональных контактах между родителями и ребенком, позиции самого ребенка (Репина Т.А., Кошелева Л.А., Арутюнова Л.А.), на характере внутрисемейных отношений (Сатир В., Спиваковская А.С.), на культурно-образовательном уровне взрослых членов семьи, наличии у них свободного времени и организации досуга (Гребенников И.В., Микаелян А.А., Баринова Т.М. и др.).

Образование родителей, их общая культура непосредственно сказываются на повышении культуры и нравственности детей. А.Г.Харчев отмечал, что, как правило, семьи с низким уровнем образования имеют пониженную или отрицательную активность. А.Г.Климова отмечает, что образование родителей влияет на выполнение семьей воспитательной функции. Родители с высшим образованием, стремятся дать своим детям хорошее образование, счастливое будущее своих детей они связывают с их духовными интересами и потребностями [5].

На важность семьи в усвоении основ культуры речи, указывали в своих работах Ю.Ю. Власов [6], С.И. Гайсина [8], А.Д. Ивакина [9], О.П. Максименко [10], О.В. Попкова [11] и др.


Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. 

Так К. Бюлер дает такую трактовку развития речи.

Связывая речь с процессом творчества, что, по его мнению, является ведущей линией становления психики, он выдвинул эвристическую теорию речи. К. Бюлер считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от других психологов, К. Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи - это цепь открытий. "Открытие" флективной природы языка К. Бюлер называет вторым языковым "открытием" [7].

Основная идея еще одного известного зарубежного психолога Дж. Брунера состояла в том, что речевое развитие идет вслед за когнитивным. Язык кодирует продукт когнитивных процессов. Дж. Брунер проводит конкретный анализ тех процессов, которые при этом происходят. По мнению Дж. Брунера, главным аспектом языка является действенное интенциональное начало. Соответственно, обучение языку происходит на основе предварительно усвоенных представлений о структуре действий. Такое языковое представление в большей мере формируется в результате совместных действий с ухаживающими за ребенком взрослыми, особенно в различных игровых ситуациях [12].

Швейцарский психолог Ж. Пиаже, автор классической работы по функционированию языка в детском возрасте, пришел к выводу, что язык имеет две различных функции и два типа речевого существования - эгоцентрическую и социализированную речь [13].

Эгоцентрическая речь, по Пиаже, представляет собой образец бедного кодирования. Хотя ребенок говорит, не переставая со своими соседями, он редко ставит себя на их место. Его разговор преимущественно просто размышления вслух. Поэтому в его языке отсутствуют оттенки значений в вещах и игнорируется точка зрения, с которой они рассматриваются, при этом всегда имеют место утверждения, а не объяснения. Ребенок едва ли даже задает себе вопрос, понимают ли его; для него это не важно, поскольку он не думает о других, когда говорит. Согласно Пиаже, у ребенка в возрасте до 7 - 8 лет эгоцентрический язык составят почти половину объема его речи.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов показал, что речевое поведение родителей очень сильно влияет на речевое поведение дошкольников.


2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Особенности воспитания культуры речи дошкольников

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг [14].

К семье относится начальная, а также первенствующая роль в формировании личности ребенка. Речь отца и матери и всех членов семьи должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Ребенок очень точно улавливает, как разговаривают взрослые и также можно отметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении выражаются речевые особенности семьи. Дошкольник передает жесты и мимику, используя часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство семьи становится ее достоянием.

В устной речи в быту, в беседе работа над словом почти исключена. Так как разговорная речь должна литься свободно, плавно, без неоправданных логических пауз. Необходимые и точные слова должны сами собой всплывать из тайников памяти и выстраиваться в правильные фразы. Именно в разговоре с окружающими наиболее ярко проявляется и речевая культура, и ее дефицит.

У взрослых часто наблюдается:

  • неправильное употребление фразеологических оборотов типа «иметь роль», «играть значение» (вместо «играть роль», «иметь значение»);
  • смешение однокоренных слов (паронимов): абонемент − абонент, поступок − проступок;
  • нелитературные просторечные конструкции — «грустить за кем- или за чем-нибудь» вместо «грустить о ком- (или о чем-) или по кому-нибудь»;
  • неправильные ударения в словах стаканЫ, свеклА, пОртфель (вместо стакАны, свЁкла, портфЕль);
  • «Кто крайний?» (в очереди) вместо «Кто последний?» и т.д.