Файл: Место и роль общей теории права и государства в системе социальных и юридических наук.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 865

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Предмет, объект и метод общей теории государства и права

1.1. Предмет и объект изучения теории государства и права

1.2. Методы теории государства и права

2. Функции теории государства и права и ее место в системе социальных и юридических наук

2.1. Функции науки теории государства и права

2.2. Теория государства и права как фундаментальная юридическая наука

Заключение

Список использованной литературы

Афанасьева М.В. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права // Альманах современной науки и образования, 2016. - № 6-1. - С. 11-12.

Афанасьева М.В. Современные проблемы теории и истории государства и права. / Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2015. - № 1. - С. 11-13.

Беляева О. М. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2015. – 311 с.

Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: 2016. — 416 с. 

Войтович В. Ю. Теория права и государства: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с.

Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.

Григорьева И.В. Теория государства и права.  - Тамбов: ТГТУ; 2015. – 304 с. 

Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. - М.: Проспект, 2013 - 144 с.

Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учебник. – М.: Проспект, 2013. - 768 с.

Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. - М.: 2013. — 160 с. 

Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2015. - 752 с.

Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2015. - 250 с.

Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций.  - М.: Эксмо, 2015. — 299 с. 

Введение

Актуальность темы: В системе юридических наук теория государства и права является фундаментом юридических знаний. Исторически правовые знания развивались в различных формах, вместе с развитием самого государства и права: вначале в форме мифологии, потом религии, а с появлением рационалистической философии – в философской форме. Этот этап развития еще нельзя назвать научным, хотя некоторые теории этого периода приобретают наукообразную форму. Появляется система доказательств, отрабатывается терминология, предпринимаются попытки проверить теоретические изыскания на практике. Однако наука становится таковой только тогда, когда у нее есть четкий предмет и объект исследования, методология, система закономерностей и верификация результатов исследования. С теорией государства и права это происходит, как и с большинством гуманитарных наук, в XIX в., когда она выделяется из правовой философии в самостоятельную науку. И именно с этого момента она становится краеугольным камнем юриспруденции.

Целью работы является определения места теории государства и права в системе юридических наук.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. раскрыть систему юридических наук;
  2. рассмотреть предмет и объект изучения теории государства и права;
  3. определить функции теории государства и права;
  4. проанализировать теорию государства и права как фундаментальную юридическую науку.

Объект исследования – система отношений связанных со значением теории государства и права.

Предметом исследования является непосредственно понятие, функции, и предмет теории государства и права.

Теоретические и практические основы исследования сущности теории государства и права разработаны такими учеными как: Кожевников В.В., Дамаскин О.В., Кожевников В.В., Болгова В.В., Марченко М. Н., Афанасьева М.В., Власенко Н.А., Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А., Радько Т. Н., Смоленский М. Б., Григорьева И.В., Петренко А.В., Шевчук Д.А., Малько А.В., Васильев А.В., Догадайло Е.Ю., Апсалямов Р.Г., Шамаров В.М. и другими.

Научная и практическая значимость исследования. Комплексное исследование институтов теории государства и права позволило разработать ряд теоретических аспектов, обеспечивающих углубление научных знаний в соответствующих разделах общей теории государства и права. Основные выводы исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса теории государства и права. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в правотворческой и правоприменительной деятельности.


Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности теории государства и права. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

1. Предмет, объект и метод общей теории государства и права

1.1. Предмет и объект изучения теории государства и права

Под теорией государства и права понимается совокупность связанных между собой правил, призванных обеспечивать нормальную деятельность политической власти. Эта юридическая наука имеет свой предмет и объект исследования, они переплетаются друг с другом, но не совпадают.

Существует несколько теорий, по одной объект и предмет имеет равное значение, по другой – объект представляет собой более широкое понятие. Предмет может быть только один, а объектов несколько. Они существуют в реальной жизни и могут изучаться многими науками[1].

Объектом ТГП представляются правовые и государственные отношения. Также под его определение подпадают: правовые права, законность, формы государственного строя, сам государственный аппарат и политический режим[2]. Государство не может нормально функционировать без правовой основы и определенных правил взаимодействия между гражданами. Оно, как и право, связано с определенной исторической эпохой, в которой был тот или иной строй. Еще с древности государство выступало своего рода институтом общественного поведения. С развитием общества менялось его понятие и положение[3].

Под предметом понимают возникновение, функционирование и развитие государства, а вместе с ним и права. Предметом считаются не только реальные отношения, явления и процессы, но также мысли и предположения граждан на этот счет. Государственная власть, правовые взаимоотношения и законодательство строится, учитывая мнение людей, их согласие на ограничение каких-то свобод во благо общества[4].


Предметом исследований ТГП являются три главных элемента:

- Основной – все функции и возникновение государства и правовой базы.

- Общие закономерности государственно-законодательных отношений. К ним относятся: законность тех или других норм, государственное управление, отношения граждан на правовой основе. Также здесь рассматривается взаимосвязь государства и права с политикой, экономикой, религией и другими явлениями, которые происходят в обществе.

- Проблемы методологии юриспруденции. Это наука о науке, изучающая общие вопросы. Сейчас ТГП изучает роль государства и права в масштабах всего мира[5].

Государство и право здесь изучаются в их наиболее общих проявлениях, с высокой степенью обобщения и абстрагирования от конкретных их образцов. Для исследования своего предмета данная наука обобщает достижения всех юридических наук, но и на этом не останавливается, а обращается к опыту других гуманитарных наук, изучающих общественные явления, с целью выявления факторов, определяющих эволюцию государственных и правовых институтов, в том числе, в отличие от остальных юридических наук, изучается не только объективная сторона предмета, но и субъективная. Поскольку предмет науки находится в постоянном движении, скорость которого неуклонно растет, теория государства и права является одной из самых динамичных юридических наук[6].

Предмет науки теории государства и права органически взаимосвязан с предметами других юридических наук и гуманитарных дисциплин в целом.

С незапамятных времен мыслители старались дать ответ на вопрос, что такое государство. Ещё древнеримский философ Цицерон спрашивал и одновременно давал ответ: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?». Несколько иного подхода придерживался известный российский правовед Н.М. Коркунов, утверждая, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[7].

В Х1Х веке обширное распространение получило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный французский юрист Леон Дюги выдвинул четыре элемента, характеризующих государство:

  1. суверенную власть;
  2. определенную территорию;
  3. правительство;
  4. совокупность человеческих индивидов[8].

Русский юрист Г.Ф. Шершеневич, в свою очередь, писал: «Под именем государства понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Приведённое определение, на наш взгляд, достаточно точно отражающее отдельные признаки государства, стало поводом для разнообразных упрощений. Так, одни авторы, опираясь на данное понятие, приравнивали государство к стране, другие — к обществу, третьи — к кругу лиц, занимающихся осуществлением власти[9].

Юрист Ф.Ф. Кокошкин утверждал: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Тем не менее «форма общежития» — форма организации общества, является всего лишь одним из признаков, но не целым государством.

Большие сложности в формулировании определения государства привели к мнению о невозможности раскрытия содержания данного термина. К примеру, М. Вебер писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[10].

Ф. Энгельс, посвятив несколько лет соответствующим исследованиям, дал краткое, но достаточно конфронтационное толкование, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Взяв данное определение, В.И. Ленин привнёс в него некоторые изменения, указав: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[11].

Данные формулировки достаточно обширно использовались в научных работах, однако применять их можно только к таким государствам, где возникает значительная классовая напряженность, а продолжение политического противоборства может привести к разрушению общества. Другими словами, оба определения подходят к деспотическим и императивным государствам[12].

С опорой на современную учебную литературу, можно дать наиболее точное определение государству: «Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок»[13].


Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность — это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института. Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Другими словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого. Именно поэтому данный вопрос относится к довольно дискуссионным[14].

К примеру, приверженцы теории элит, которая получила своё распространение в ХХ веке, полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная. К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители этой теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела — управленцы и так называемые менеджеры. Только управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития. Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа[15].

Многие сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть, исходя из своей сути, обязана быть подлинно народной, осуществлять всю свою деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа[16].

Политическая власть может принадлежать только экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах - такую точку зрения отстаивает марксистская теория. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение[17].

Однако абсолютно любое государство занимается социальными делами и защищает общественные интересы, что выражается, например, в борьбе с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями и преступностью. Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам. Данное соотношение неодинаково, оно меняется в зависимости от исторического периода. Что касается конкретно современного демократического государства, то оно в первую очередь служит всему обществу[18].