Файл: Основные функции в системе менеджмента (Планирование - как функция менеджмента. Виды планирования и уровни планирования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие функций менеджмента, их основные характеристики
1.1. Планирование - как функция менеджмента. Виды планирования и уровни планирования
1.2.Организация как процесс, взаимодействие и полномочия
1.3 Мотивация – как способ привлечения к труду
1.4 Контроль – как активная деятельность менеджмента
1.5 Координация как функция процесса управления
2. Анализ деятельности предприятия ООО «Макдоналдс»
2.1 Этапы бизнеса «Макдональс» от создания до настоящих дней
2.2 Аспекты политики корпорации «Макдональс»
3. Рекомендации по возможным улучшения для корпорации «Макдональс»
Введение
Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Любое предприятие для поддержания своего существования, реализации корпоративных целей выполняет различные виды деятельности, называемые функциями. Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализовал А. Файоль. Он утверждал, что управлять — это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. В дальнейшем состав этих функций был дополнен.
Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Применяются различные классификации функций управления.
Цель этой работы – раскрыть и показать основные функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль и координация), их место и роль в системе.
При выполнении данной работы я использовала такие методы как конкретно-исторический, метод научного анализа. Источниками работы стали учебные издания для студентов высших учебных заведений.
Для практической части работы, объектом исследования выступает система управления ООО «Макдоналдс».
Целью исследования данной работы является рассмотрения системы управления предприятия ООО «Макдоналдс». как процесса реализации взаимосвязанных функций, т.е. взаимосвязи функций управления с целями, задачами, структурой управления предприятия, а также определение рекомендаций по совершенствованию функций управления в организации.
В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список. В заключении отражаются рекомендации по возможным улучшениям. Список использованной литературы указан в библиографическом списке.
1. Понятие функций менеджмента, их основные характеристики
1.1. Планирование - как функция менеджмента. Виды планирования и уровни планирования
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, при помощи которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию.
Все функции менеджмента можно разделить: планирование, организация, контроль, координация и руководство.
Для начала дадим определение основной функции менеджмента-планирования.
Планирование — это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения.[5, c. 29] Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
· распределения ресурсов;
· координации деятельности между отдельными подразделениями;
· координации с внешней средой (рынком);
· создания эффективной внутренней структуры;
· контроля за деятельностью;
· развития организации в будущем.
Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию. [9, c. 29]
В общем, в процессе планирования можно выделить:
· процесс целеполагания (определение системы целей);
· процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
· процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание — это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования. [16, c. 30]
Само по себе наличие цели еще не означает, что она будет достигнута, необходимо наличие соответствующих материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто от количества этих ресурсов зависит уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия в определенной отрасли необходимы первоначальные вложения не менее n млн рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители. [17, c. 30]
Для реализации процесса планирования также необходимо иметь налаженную организационную систему. Работа организации направлена на достижение планового показателя, и от того, как построена и скоординирована эта работа, зависит результат. Даже самые идеальные планы не будут реализованы без соответствующей организации. Должна существовать исполнительская структура. Кроме того, у организации должна существовать возможность будущего развития, так как без этого организация будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее организации зависит от условий среды, в которой она работает, от навыков и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране). [15, c. 30]
Весь процесс планирования в организации разделяется на два уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование — это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, оперативное планирование — это система управления организацией на текущий период времени. Эти два вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. [4, c. 29] Если брать организацию в целом, то планирование осуществляется в следующем порядке:
1. Разрабатывается миссия организации.
2. Исходя из миссии, разрабатываются стратегические ориентиры или направления деятельности (эти ориентиры часто называют качественными целями).
3. Производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации.
4. Выбор конкретной стратегии или пути достижения цели. Ответ на вопрос «что делать?».
5. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:
· тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос «как делать?»). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников;
· политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей;
· процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;
· правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации. [12, c. 29]
1.2.Организация как процесс, взаимодействие и полномочия
В любом плане всегда есть этап созда?ния реа?льных услови?й для дости?жения за?планированных целей. Орга?низация как функ?ция упра?вления обеспечи?вает упорядочени?е технической, экономической, социально-пси?хологической и пра?вовой сторон деятельности? любой организации. Функ?ция орга?низации на?целена на упорядочени?е деятельности? менеджера? и исполнителей. Поск?ольку всю ра?боту выполняют люди, функ?ция упра?вления как орга?низация позволяет определить, кто и?менно должен выполнять к?аждое к?онкретное за?дание из большого к?оличества за?даний и к?акие для этого потребуются средства. [6, c. 29]
Если? функ?ция пла?нирования отвеча?ет на вопрос что (что вк?лючать в план? что предпринять? что предвидеть? и т.д.), то функ?ция орга?низации ста?вит вопросы кто и как (т.е. кто и как будет реа?лизовывать пла?н организации?).
Через орга?низаторскую деятельность, т.е. через ра?спределение и объеди?нение за?дач и компетенций, должно целена?правленно прои?сходить упра?вление отношени?ями в к?аждой организации. Орга?низация – это средство дости?жения целей организации. [5, c. 29]
Та?ким образом, орга?низация – это втора?я функ?ция управления. Из всего множества? зна?чений терми?на «организация» в смысле упра?вленческой функ?ции ча?ще всего и?спользуются два:
1. орга?низация – это струк?тура си?стемы в ви?де взаимоотношений, прав, целей, ролей, ви?дов деятельности? и други?х факторов, к?оторые и?меют место, к?огда люди? объеди?нены совместным трудом;
2. орга?низация – это процесс, посредством к?оторого созда?ется и сохра?няется струк?тура организации. [13, c. 30]
Под орга?низацией пони?мается процесс:
· Определени?е ра?циональных форм ра?зделения труда;
· Ра?спределение ра?боты среди? работников, групп ра?ботников и
подразделений;
· Ра?зработки струк?туры орга?нов управления;
· Регла?ментация функций, подфункций, работ, операций;
· Уста?новление пра?в и обяза?нностей орга?нов упра?вления и должностных
лиц;
· Подбора? и ра?сстановки кадров.
Орга?низация упра?вления основыва?ется на ряде основных принципов:
При?нцип ра?зделения труда. Основной смысл – все ви?ды деятельности? предпри?ятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы ма?ксимально способствова?ть дости?жению поста?вленных задач. Важно, чтобы сгруппи?рованные ви?ды деятельности? соответствова?ли способностям и побуждени?ям сотрудников, к?оторые будут их выполнять. [37, c. 31]
Для преодолени?я отри?цательных последстви?й узк?ой специ?ализации труда, целесообра?зно ра?сширение зоны труда, рота?ция (чередование) ра?бот и при?влечение сотрудни?ков к при?нятию к?асающихся их решени?й (стра?тегия участия).
Ск?алярный принцип. Относи?тся к цепочк?е прямых должностных отношени?й рук?оводителей и подчи?ненных в ма?сштабе всей организации. Всегда? должно быть лицо, обла?дающее верховной вла?стью в организации. Чем отчетли?вее ли?ния должностной связи? высшего упра?вляющего с к?аждым из подчиненных, тем эффек?тивней процесс при?нятия решени?я и коммуникации.
При?нцип ди?апазона управления. Для к?аждой упра?вленческой должности? существует предельное чи?сло сотрудников, к?оторыми в состояни?и эффек?тивно рук?оводить оди?н человек. [32, c. 31]
1.3 Мотивация – как способ привлечения к труду
Ра?бов при?нуждали к труду, как известно, побоями. К современному свободному человек?у та?кой подход, понятно, неприменим. С помощью угрозы на?казаний можно за?ставить в лучшем случа?е ва?лить лес, дроби?ть к?амни или к?опать землю. Созда?ть новое пок?оление к?омпьютеров или ра?ссчитать тра?екторию полета? ра?кеты под воздействи?ем угроз невозможно. Творчеством нельзя, например, да?же командовать. Так что же сделать, чтобы люди? по собственной воле эффек?тивно трудились? [10, c. 29]
Ответ на этот непростой вопрос пыта?ются да?ть многочи?сленные теори?и мотивации. Ка?кой бы к?онкретно способ при?влечения к труду к?аждая из них не предлагала, отпра?вной пунк?т у всех один. Он состои?т в том, что человек?а побужда?ет к а?ктивным действи?ям необходи?мость удовлетворени?я ра?зличных потребностей (под потребностью пони?мается нехва?тка чего-то, к?оторая вызыва?ет состояни?е дискомфорта).
Потребность за?ставляет людей работать, если? ее удовлетворени?е па?дает ни?же при?емлемого уровня. Тогда? жела?ние его повыси?ть зна?чительно увели?чивает эффек?тивность труда. В то же время удовлетворенна?я потребность функ?цию а?ктивизации трудовых уси?лий утрачивает.
Однако, как было замечено, потребности? са?ми по себе да?леко не всегда? могут за?ставить людей преодолеть свою и?нерцию и что-то дела?ть ра?ди их удовлетворения. Для этого нужен определенный мотив. Этот моти?в может быть каким-то внутренни?м порывом, с трудом подда?ющимся логи?ческому осмыслению. Но он может быть обусловлен и внешни?ми обстоятельствами, подстеги?вающими человек?а действовать. [7, c. 29]