Файл: Основные функции и принциы в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Менеджмент представляет собой способ использования и моделирования систем социально-экономической сферы, при котором главенствующим звеном выступает эффективность ресурсораспределения. Главной задачей менеджера является формирование системы, способной к самоорганизации, которая сможет развиваться и воспроизводиться при любых обстоятельствах. Для данной цели применяются прогрессивные управленческие подходы и передовые технологии. Главным критерием качества выступает эффективность, иными словами возможность достигать целей, используя минимальное количество ресурсов.

Управление представляет собой целенаправленную человеческую деятельность, которая направлена на упорядоченность производства и трудовых процессов. Осуществлять управление можно различными объектами и субъектами: людьми, автомобилями, проектами, базами данных, юридическими лицами. Современная наука противопоставляет управление менеджменту, как систему отживших инструментов. Когда проект успешно функционирует, то это свидетельствует об отлично отлаженном менеджменте. В случае, если отмечаются сбои в осуществлении решений и надобности их продавливания, то заявляют о наличии «ручного управления».

Для эффективного корпоративного управления необходимо сочетание основ управления и менеджмента на основе функций и принципов менеджмента, чем и обоснована актуальность темы исследования.

Основам управления, менеджмента, его функциям и принципам посвящено уже довольно значительное количество работ.

Эволюцию управления и менеджмента рассматривали такие исследователи, как Э.В. Алехин, П. Друкер. Г. Кунц, В.И. Курбатов и др.

Сущность менеджмента организаций исследовали И.И. Мазур, М. Мескон, Е.С. Машошина, А.А. Решетникова и др.

Принципы и функции менеджмента изучены М. Гордеевым, Н.В. Деминой, В.В. Захарченко, П.В. Ореховским и др.

В то же время, современные тенденции в системе менеджмента организаций выявляют необходимость определения новых функций, что обусловило дальнейшее исследование темы.

Объект исследования - система менеджмента и управления организациями.

Предмет исследования - функции в системе менеджмента.

Цель - изучение функций и принципов менеджмента.

Задачи исследования:

- охарактеризовать сущность и развитие понятия «управление»;

- описать развитие менеджмента и его связь с процессом управления;

- изучить функции менеджмента современных организаций;


- исследовать основные принципы менеджмента организаций.

Методы исследования: классификация, описание, исторический, системный подход, табличный, графический и др.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список используемых источников.

1. Управление и менеджмент: эволюция и взаимосвязь понятий

1.1. Сущность и развитие понятия «управление»

Управление, как целостная наука, сформировалась только к XX в., этому способствовала пятая управленческая революция, так называемая, «бюрократическая» революция, «Рациональная бюрократия» – ее основная концепция[1]. Разделение труда, четкое определение должностных обязанностей, введение стандартов и норм, формирование иерархических структур, делегирование ответственности менеджерам способствовали обеспечению эффективности управления. Профессиональные менеджеры становятся социальной силой.

С середины ХХ века и да нашего времени продолжается шестая управленческая революция, под названием «тихая управленческая революция» или новая управленческая парадигма[2].

Наибольшим тому доказательством служило появление различных школ управления. Первым менеджмент как науку рассматривал Ф. У. Тейлор (1856 – 1915), он впоследствии и стал основоположником научной школы управления. Его интересовала не эффективность человека, а эффективность работы организации. Нормирование труда, организация деятельности рабочих на несколько дней вперед, четкий регламент и стандарты, стимулирование рабочих – это основные вопросы, над которыми работал Тейлор. Его именуют «Отцом научного менеджмента». В этом же направлении работали Фрэнк Гилбрет (1868 – 1924) и Лилиан Гилбрет (1878 – 1972), Генри Гант (1861 – 1919), Гарингтон Эмерсон (1853 – 1931).

Административная школа управления (1920 – 1950) – разновидность научной или классической школы управления. Основоположник – Анри Файоль (1841 – 1925). Первым рассматривал организацию как единое целое. Особое внимание уделял роли и функциям менеджеров, занимался изучением непосредственно управленческого труда[3].


Принципы управления, разработанные французом А. Файолем, сводятся к следующему: существование авторитета и ответственности власти, единства командования и руководства, порядка, справедливости, доброты и порядочности, инициативы и поощрения за труд[4].

Большой вклад в развитие административной школы управления внесли также М. Вебер (1864 – 1920), предложивший концепцию «рациональной бюрократии», М. Блюмфильд, которому принадлежит концепция «менеджмента персонала».

Разработки административной школы управления стали платформой для дальнейшего изучения способов повышения эффективности организации с помощью грамотного управления. Недостатком классического подхода было игнорирование человеческого фактора как основного элемента эффективности организации. В ответ на это в 30-х годах XIX появляется школа человеческих отношений (поведенческая школа), в ее основу заложены основы психологии и социологии. В учениях данной школы внимание сосредотачивалось на человеке (работнике), на поведении и взаимодействии людей между собой в процессе работы. Родоначальник школы «человеческих отношений» – психолог Э. Мэйо (1880 – 1949). Он считал группу рабочих социальной системой, в которой есть своя система контроля, и, воздействуя на эту систему, можно усовершенствовать результаты труда. Движение «человеческих отношений» делало акцент на людей, а движение научного управления – на заботу о производстве[5].

В этом направлении двигались и другие исследователи: М. П. Фоллет (1868 – 1933) разработала теорию лидерства и стили руководства, первая определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц»; А. Маслоу классифицировал потребности личности; Д. Мак Грегор дал характеристику работников (теории X и Y)[6].

Значительно позже появляется «эмпирическая» школа управления (с 40-х – 50-х гг. до нашего времени). Представители данного направления – опытные менеджеры и руководители крупных бизнес-компаний, которые заняты практикой управления. Представители данной школы работали над проблемой централизации и децентрализации в управлении, делегирования полномочий и т.д. Особый вклад в развитие менеджмента внес П. Друкер. Им была создана «концепция управления по целям», обоснована необходимость изучения менеджмента в учебных заведениях.

С наступлением информационного периода в управлении (начало 1960 г. и по сей день) появляется «количественная школа» (или управленческая). Царил послевоенный период, наука управления стремительно развивалась, нужны были новые методы и способы анализа, моделирования и прогнозирования различных управленческих ситуаций. Исследователи, придерживавшиеся теории данной школы, решают применить количественный подход к управлению, в результате основной упор делают на знание математики и компьютера. По их мнению, весь процесс управленческой деятельности можно выразить математически. Без применения математических, компьютерных и инженерных знаний теперь сложно представить любой процесс управления. Недостатком теории «количественной школы» управления было безразличие к человеческим факторам, взаимодействию людей в коллективе, рабочего принимали за робота, который должен был точно выполнять свои обязанности. Представители: Саймон Г., Аккоф Р., Чечмен У., Марч Д., Лоуренс Н. и Лорш Д, Гэлбрейт Дж и др.[7].


Сегодня мы можем видеть, что современный менеджмент объединяет теории различных школ управления, поглощая самые действенные и эффективные способы управления.

На рисунке 1 показаны моменты, которые может включать в себя содержание процесса управления.

Рисунок 1. Моменты содержания процесса управления

Под целью понимается требуемое состояние системы и идеальный образ желаемого.

Э.М. Коротков выделил, что под управленческим решением понимается путь разрешения проблемы, в том числе организация работы по выполнению данного решения проблемы[8].

В.И. Гончаров утверждает, что экономическое содержание процесса управления подразумевает применение и оценку присутствия ресурсов, в том числе их распределение по этапам[9].

На рисунке 2 показа основные этапы процесса управления.

Рисунок 2. Основные этапы процесса управления

В целом, развитию менеджмента предшествовало множество этапов развития управленческой науки. С течением времени взгляды менеджеров менялись. Одни склонны были использовать старые приемы и методы, которые работали и были проверены временем, другие – находились в постоянном поиске новых способов улучшения качества управления.

1.2. Развитие менеджмента и его связь с процессом управления

Менеджмент – процесс эволюционный, существовал всегда там, где люди работали группами. В переводе с английского дословно «to manage» означает «управлять в сфере хозяйства», а «management» – управление, ведение, заведование организацией, группой людей[10]. Значит, менеджмент – это управление организацией, которая хозяйствует (функционирует) в условиях рынка.

Существует огромное множество трактовок понятия «менеджмент». Н. М. Мартыненко в своей книге «основы менеджмента» определяет менеджмент как совокупность видов управленческой деятельности (не труда), направленных на эффективное использование ресурсов для достижения определенных совместных целей[11].

В учебнике Семенова А. К., Набокова В. И. «Основы менеджмента» дается такое определение менеджмента: «Менеджмент – это практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, которая преследует цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; современная практика позиционирует также как руководящий состав организации»[12].


Комаров М. А. отмечает, что менеджмент в упрощенном понимании – это способность руководящего достигать поставленных целей благодаря планированию, организации, мотивации и контроля деятельности других работников[13].

Мескон М. менеджментом называет управление коммерческими, хозяйственными организациями[14]. Советует применять этот термин к любым типам организаций, если речь не идет о государственных органах.

Уткин Э. А. определяет менеджмент как систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции с целью получения прибыли[15].

Гордеев М. отождествляет понятия «менеджмент» и «управление». Менеджмент (или управление) – процесс достижения намеченных целей благодаря использованию труда людей. Подчеркивает, что менеджмент состоит из организации, руководства, искусства общения с рабочими, способности определять цели и находить возможности для их достижения[16].

Однако, не стоит ассоциировать понятие «менеджмент» с понятием «управление». Словари русского языка трактуют управление как: действие по управлению различными техническими средствами, направлять деятельность кого-либо, руководить, орган администрации внутри какого-либо учреждения, административное учреждение[17]. Следовательно, мы можем определить, что термин «управление» имеет более широкое значение, чем термин «менеджмент», который подразумевает управление лишь социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, организации или компании. Основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, а, значит, и термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью[18]. Для других целей используются другие термины: government administration – государственное управление и public administration – общественное управление. Так или иначе, если какие-либо организации хотят достичь поставленных целей при минимуме затрат, им также стоит использовать методы и принципы менеджмента[19].

Дать точное определение менеджмента достаточно сложно и, наверное, невозможно. В наше время термин «менеджмент» применяется и в сфере социальных и политических отношений, его можно применять к любому типу организаций, главное, необходимо помнить, что термин «менеджмент» применим только в том случае, если объект управления – это отдельный человек, коллектив людей, которые работают в организации.