Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы государства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Глава 1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие формы государства
Особое внимание в теории государства и права уделяют такому понятию как форма государства. В зависимости от понимания формы государства и формируется представление о самом государстве и назначении его в обществе в целом. Помимо всего, вопросы о роли понятия и особенностях форм государства имеют важное значение не только в теоретическом, а также не менее важны и практическом применении. Для того чтобы понять, что из себя представляет государство как таковое, необходимо определиться с таким понятием как форма государства, из каких элементов она состоит, как эти части взаимодействуют друг с другом.
Форма государства, как правило, служит выражением его сущности и содержания. Для того чтобы дать понятие формы государства, необходимо рассмотреть его основные элементы, его строение, структуру, методы осуществления и взаимодействия государственной власти. Надо понимать, что форма государства постоянно изменяется под влиянием множества, вновь возникающих различных обстоятельств, условий.
Важное значение для становления и развития формы государства имеют различные политические, идеологические, экономические и социальные факторы. Формы государства подвергались изучению уже в древности. По мнению философов Греции, Рима и стран Востока, вопрос о классификации государственных форм являлся одним из важнейших в науке.
В период средневековья в учениях о формах государства, так или иначе, обосновывался божественный источник политической власти. Мыслители (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) в своих политических учениях стремились обосновывать формы государства, исходя не из воли бога, а из деятельности человеческого разума. В их теориях разоблачалась несправедливость власти тиранов, разрабатывались формы государства, наилучшим образом соответствующие принципам естественного права. Монтескье считал, что формы государства зависят от размеров территории, климата страны и других свойств географической среды. Древнегреческий мыслитель, философ Античного мира Платон считал, что идеальная форма правления государства является: «законная власть немногих», имея в виду аристократию. При этом он выделял также и другие формы, такие как «законная монархия», подразумевая царскую власть и «незаконную» - олигархию. Платон считал аристократию идеальной формой государства, он утверждал, что она не вечна и с течением времени государство может прийти в упадок и в связи с этим изменить свою форму. Аристотель считал, что форма государства является системой, которую представляет верховная власть в государстве. Он разделял их по числу лиц, управляющих государством, и выделял следующие формы государства: монархию, аристократию, демократию. По его мнению, существовали «правильные» и «неправильные» формы. К «правильным» он относил вышеперечисленные формы а к «неправильным» - тиранию, олигархию, охлократию. Каждая из форм могла менять и искажаться под воздействием различных условий и из «правильной» перейти в «неправильную». Идеи о форме государства существовали и формировались не только в Античном мире, в таких странах как Древняя Греция и Рим, но также и в других стран. В разные времена и на разных стадиях становления и существования государств. И сейчас в наше время, ученые разных стран, уделяют большое внимание такому понятию как форма государства. «Среди них, до сих пор нет единого мнения о понятии, содержании и видах формы государства»[1]. Форма государства имеет тесную связь с государственной властью. Многие дореволюционные ученые Российской Империи утверждали, что любое государство является не чем иным, как организацией государственной власти, которая выступает в её всевозможных проявлениях и формах. Известный Российский юрист Г.Ф. Шершеневич считал, что вопрос о форме государства есть вопрос о том, «кто является органом власти, или, иначе, кто те лица, чья воля подчинила себе волю всех лиц, живущих в пределах данной территории»[2]. Так же понимал природу формы государства и Н.М. Коркунов. Он писал: «По форме устройства все государства могут быть разделены, как это признается издавна, на монархии и республики, но их различие не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении»[3]. А.Ф. Кистяковский в начале двадцатого века писал, что «если бы воля государства, была властью, то есть если бы оба эти понятия государственной власти и государственной воли были тождественны, то государственная воля оставалась бы властью и в тех случаях, когда государство вступает в частноправовые сделки. Но в действительности это не так. В частноправовых сделках воля государства не является властью, а стоит наравне с волей частных лиц. Поэтому определение власти как воли явно несостоятельно»[4].
В настоящее время в российской науке форму государства обычно рассматривают как единство трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и государственного ( политического) режима.
В различных странах наблюдается большое разнообразие форм государства, поскольку каждое государство имеет свои особенности, характерные черты. Особую роль при этом играет многонациональный состав населения, что может служить предпосылкой федеративного устройства страны. В качестве определяющих могут быть и исторические предпосылки и идеологические факторы.
Форма государства как особый комплексный институт представляет собой совокупность его высших признаков, определяющих порядок формирования и организацию высших органов государства, административно- или национально-территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления государственной власти[5].
В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Наиболее узкая трактовка восходить к Геродоту, Платону, Аристотелю, Полибию и Монтескье.
Ее представители считают, что вид и характер формы правления «зависит от организации верховной власти в государстве» или напрямую с ней связаны. На этой позиции стояли в начале ХХ века такие крупные мыслители, как Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, П.А. Сорокин. Фактический к ней примыкал и Н.М. Коркунов. Среди современных исследователей сторонниками такой точки зрения являются: С.С. Алексеев, К.В. Арановский, Б.А. Страшун и некоторые другие.
А.А. Мишин считает, что « характер формы правления, существующий в данном государстве, зависит от организации верховной государственной власти» и определяется « структурой и правовым положением высших органов государственной власти»[6]. Целый ряд авторов уточняет, что организация верховной власти включает в себя порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
Форма правления является важным элементом и составной частью формы государства. В зависимости от того кем осуществляется и кому принадлежит власть, одному лицу или выборному коллективному органу, можно разделить (подразделить) форму правления на две части: монархии и республики. При монархической форме правления источником власти в государстве и ее носителем будет являться монарх. При республиканской же основным и главным источником власти признается население страны, а ее носителем объявляется выборные государственные органы.
Форма правления есть способ или порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и с населением.
Следует отметить, что разделение форм правления на различные виды, формирует как современная государственная действительность, так и многие другие факторы, которые сформировались исторически. К ним относятся: национальные, религиозные, культурные, экономические и другие.
Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное устройство государства (деление на составные части – административно-территориальные единицы, суверенные государства) и характер взаимоотношений между центральной властью государства и составными частями государства. Это еще один важный элемент формы государства.
Выделяют две основные формы государственного устройства: федеративное государство и унитарное. Так же рассматривают конфедерацию, как особую форму государственного устройства.
Унитарное государство – это единое, целостное государство, состоящее из отдельных административно-территориальных единиц, не обладающие признаками государственности, выступающие от государства в целом.
Унитарное значит простое, неделимое. Административно-территориальные единицы не могут обладать полной политической самостоятельностью. Большое внимание в юридической литературе уделяется унитарной форме государства. Унитарная форма государственного устройства свойственна небольшим по территории государствам. Весьма условными примерами могут быть такие страны как: Дания, Англия, Голландия, Монголия и другие. Их нельзя обозначить как чисто унитарные государства, поскольку их форма является своего рода переходной из унитарного в федеративное государственное территориальное устройство. И, как правило, являются классическими, доктринальными примерами унитарных государств.
Федеративная форма государственного устройства. Федеративное государство – это единое союзное, составное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, имеющие признаки государственности.
Каждый из субъектов или частей федерации, обладает своим собственным административно-территориальным делением. Помимо, федеральных органов, как правило, имеет свои собственные высшие органы государственной власти, судебные, органы управления, фискальные, правоохранительные и другие. Обладает своей конституцией или уставом, а также в нередких случаях законодательством. Некоторыми авторами допускается наличие в субъекте федерации собственных вооруженных, военных формирований и возможность иметь собственное гражданство.
Федеративное устройство значит сложное, составное. Основная причина формирования федеративных государств, большие территории (с помощью унитарной формы государственного устройства сложно контролировать большие территории).
Сейчас в мире насчитывают более 20 федеративных государств. Они располагаются по всему миру: в Европе (Россия, Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки, Сент-Китс, Невис); в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан); в Океании (Соединенные Штаты Микронезии, ПапуаНовая Гвинея); в Африке (Коморские острова, Эфиопия, Нигерия, Танзания); Австралия тоже является федерацией.
В науке также выделяют такую форму государственного устройства как конфедерация. Конфедерация это союз, объединение суверенных государств, которые, как правило, распадаются или переходят в федерацию. Государства, входящие в конфедерацию остаются суверенные (при желании могут всегда выйти). Конфедерация – временное устройство. Государства объединяются в конфедерации для достижения определенных экономических, военных, политических и других целей.
Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами.
Истории известна такая форма устройства государства, как империя.
Империя характеризуется тем, что под властью одного лица императора- объединены обширные территории с различным составом населения, различными национальными и территориальными образованиями.
Эти образования могут иметь неодинаковый статус, но все они подчинены императору, без права выхода из империи.
Создавались империи в основном путем завоевания чужих территорий. В отдельных случаях имело место добровольное присоединение народов к более социальному государству. Для Российской империи характерен и первый, но в большей степени второй путь.
Империя - настолько сложное и многоаспектное явление, что дать ей достаточно полное определение, включающее в себя все ее сущностные характеристики, представляется вряд ли возможным. Государственно-правовые признаки империи:
Во первых, империя есть государство во всех смыслах этого слова, имеющее много общего с другими формами государства. Она обладает всеми его элементами и признаками. В своем внешнем аспекте империя имеет свою территорию, над которой осуществляет суверенитет, что дает возможность отграничить сферу ее властвования от сферы власти других государств и противостоять им. Соответственно, над ней не существует и не может стоять иное охватывающие ее более высокое политическое целое. Во внутреннем отношении она обладает собственной верховной властью, государственным аппаратом, правовой системой, казной, сложной территориальной структурой .
Во-вторых, в отличие от других государств, которые являются формой существования отдельных наций и народов, империя часто выступает как государственно-территориальная форма локальной цивилизации, представляющий собой исторически-культурный тип, то есть такую общность наций и народов, которая занимает определенный географический ареал, имеет общую историю, традиции менталитет и другие.
В-третьих, империя-это всегда государство с большой территорией.
В-четвертых, территориальное пространство империи является неодинаковым, неоднородным как по своим этно-культурным и социально-экономическим свойствам, так и по политико-правовым качествам.
В-пятых, суверенный центр империи образует автономную единицу со своим особым статусом, при реализации имперской власти и управления.
В-шестых, империя всегда есть государство идеократическое, имеющее свою систему базовых ценностей, убеждений и религию.
В-седьмых, это особенности имперского суверенитета, находящее свое проявление в способах организации и легитимации верховной власти, а также распределение суверенных правомочий между верховной властью и периферийными образованиями.
Исходя из вышеперечисленных признаков можно сказать, что империя -это высшее состояние государства, имеющего идеократический характер, выступающего политико-правовой формой локальной цивилизации, сочетающего в своей территориальной организации различные принципы государственного устройства при стойкой тенденции к унитаризму, использующего непрямые способы контроля по отношению к входящим в его состав этнополитическим образованиям и основанного на безусловном духовно-идеологическом авторитете верховной имперской власти[7].
В современном государстве принято выделять еще один элемент формы государства - политический (государственный, государственно-правовой) режим. Под ним понимается совокупность путей, средств, методов, способов и приемов осуществления государственной власти, проявляемых непосредственно в ее действиях, конкретных актах властвования и характере общего воздействия на различные сферы и отрасли общественной жизни.
Некоторые авторы, однако, считают, что понятие формы государства должно включать в себя лишь форму правления и государственное устройство, а политический режим рассматривают как элемент, характеризующий внутренний, содержательный, сущностный аспект государственной деятельности.
Государственный режим выступает как реальное, фактическое проявление организации и осуществления государственной власти, процесс ее действительного функционирования. С точки зрения государственный режим может быть определен как фактический политико- правовой порядок осуществления государственной власти, организуемый и направляемый ее верховным носителем-сувереном.