Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы государства ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
«Предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство»[21]. Федерация стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации.
Наибольшую часть территории федеративного государства занимают части, субъекты федерации. Наряду с субъектами в состав многих федераций входят и другие территории: федеральный округ – это, как правило, столица с находящимися по близости окрестностями, федеральные территории, а также федеральные владения. Федеральные территории могут находиться под управлением федеральных властей, а могут иметь и ту или иную степень самостоятельности и самоуправления.
Наиболее продуктивным раскрытием и освещением темы федеративного устройства, по мнению М.Н. Марченко является путь: «…решения вопроса об определении понятия федерации с помощью выделения и анализа её специфических признаков, её черт».[22]
Различные авторы, относят разные признаки, присущие федерации, однако можно выделить наиболее общие признаки, характерные для всех авторов. Принято выделять следующие признаки федерации:
1. Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов. Данный признак означает, что каждый субъект, вступивший в федерацию, имеет право, создавать свои нормативно-правовые акты.
К примеру, в Российской Федерации, в части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации указывается: «…что республика имеет свою конституции и законодательство, которое регулирует широкий круг общественных отношений, возникающих при решении вопросов, как отнесенных к предметам совместного ведения в Российской Федерации, так и исключительного республиканского ведения»[23];
2. Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации;
Данный признак означает, что наряду с высшей федеральной властью, которая существует в стране, свою власть вправе осуществлять субъекты федерации;
3. Наличие двух систем законодательства: общефедеральной и субъектов федерации;
Данный признак означает, что помимо федерального законодательства, которое зачастую представлено в виде Кодексов, Федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, существуют законодательные акты субъектов федерации, которые наряду с федеральным законодательством имеют юридическую силу на территории данного субъекта;
4. В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов:
При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
5. Допускается наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
6. Двухканальная система налогов;
7. Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов;
8. Единство экономического пространства – наличие общефедеральной налоговой и денежной систем;
9. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.
Для того, чтобы более подробно разобраться в федеративной форме государственного устройства, прежде всего, следует выделить ряд основополагающих принципов образования и функционирования федеративной системы.
Государственная целостность как один из важнейших принципов состоит в том, что федерация состоит из республик либо штатов, государственно-территориальных и национально-государственных образований, «созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти»[24]. Однако они являются одним целым государством, а не отдельными государствами в составе федерации, таким образом, принцип государственной целостности, означает объединение всех субъектов, под единым государственным руководством. Единство системы государственной власти заключается в том, что на всей территории федеративного государства осуществляется взаимосвязанная единая политика по управлению государством в рамках федерации. Также это предполагает стремление субъектов федерации к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в целостности федерации.
Равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала. Данный принцип означает, что все субъекты (республики, автономные области), находящиеся в составе федерации имеют равные права, независимо от занимаемой территории в составе федерации и населения, проживающего на данной территории.
Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами. Данный принцип, прежде всего, направлен на решение возникающих вопросов федерации, с учетом мнения всех субъектов входящих в состав федерации. Более того, даже если мнение отдельных субъектов по конкретному вопросу не совпадает с мнением большинства субъектов, остальные должны прислушиваться и решать возникающие конкретные, к примеру, правовые задачи с учетом мнения отдельных субъектов. Тоже самое, касается взаимодействия между гражданами и субъектами федерации. Взаимодействие между различными государственными организациями и гражданами, своего рода, властными центрами, законные полномочия которых гарантируются основным Законом государства.
Широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах.
«Соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеральными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями»[25]. Права и свободы граждан должны строго соблюдаться в соответствии с законом. Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках основного закона страны и текущего законодательства, когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов. Единство системы государственной власти - это одна из гарантий государственной целостности федерации.
Единство системы государственной власти должно выражаться в наличии единого высшего органа или системы таких органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Таким образом, в заключении, хотелось бы отметить, что федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают государственным суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации.
Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого. Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация).
С развитием общества и усложнением государственного устройства, на место простых, единых, унитарных государств, стали приходить сложные федеративные государства, со сложной формой правления.
В научных исследованиях получило довольно большое распространения «разработка и применение различных моделей федераций, которые вызвали острую дискуссию по многим методологическим вопросам»1, среди которых и сама необходимость классификации этого явления. Некоторые авторы отвергали наличие типов и моделей федераций. Например, такой учёный как В.Г. Вишняков считал, что федерация, являясь единым целым государственным образованием, не может строиться по разным моделям. [26]
Такой подход к данному вопросу является достаточно дискуссионным и спорным. Он ограничивает возможность научного познания и разнообразие федеративного устройства.
Существовали и отличные от данной точки зрения мнения. Такой учёный как Э.В. Тадевосян утверждал, что «модели федерализма можно классифицировать совершенно по-разному. И нельзя не признать то, что существует большое множество разновидностей федеративных систем, которые отличаются друг от друга по различным критериям»1. Таким как: организация, функционирование, а также развитие. [27]
В свою очередь, федеративные государства, также можно разделить на различные виды. Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно, поскольку в чистом виде не существует ни территориальной, ни языковой модели федерации, поскольку в разных видах федераций, присутствуют черты того или иного вида государственного устройства. Любая федерация имеет черты унитаризма и, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма.
К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, имеет широкие полномочия, а также семнадцать автономных областей приближают Испанию к федеративной форме государственного устройства.
Федеративное государственное устройство, безусловно, очень неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности. Федеративное государство зачастую определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.
Тем не менее, можно выделить ряд одинаковых черт, в соответствии с которыми федерации делятся на определенные виды.
По способу создания федерации принято подразделять на следующие виды: договорные, конституционные, договорно-конституционные, учредительные. Рассмотрим данные виды более подробно.
Договорные федерации создаются на основе соглашения, договора или учредительного пакта. Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре. Примером могут служить Соединенные Штаты Америки.
«Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета»[28].
Конституционные федерации как правило, учреждаются путем принятия конституции, реформирования государства из унитарного в федерацию. Учреждается путем поправок вносимых к конституции. Например, в Бельгии в 1993 году были внесены поправки, закрепляющие федеративное устройство. Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства. Примером могут служить Германия или Бразилия.
Договорно-конституционные сочетают договорные и конституционные основания возникновения, их большинство - Соединенные Штаты Америки, Германия, Швейцария, Российская Федерация.
Индия одна из самых крупных стран мира, как по территории, так и по количеству населения проживающего в ней. Индийский федерализм был установлен в два основных этапа. Первый – это принятие Конституции Индии Учредительным собранием в 1950 году. И второй этап – принятия Закона о реорганизации штатов 1956 года. В результате чего Индийская федерация начинает строится в соответствии с языковым принципом и разрешает разные формы автономии. В данной федерации имеет очень большую степень централизации.
Асимметричная федерация – асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В Соединенных Штатах Америки помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента Соединенных Штатов Америки). В Индии есть шесть «союзных территорий», статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.
Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым.
В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами, для первого штата сделано много исключений из конституции, права мелких штатов урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями