Файл: Формы государственного устройства (Понятие формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Форма государственного устройства раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

С учетом сказанного принимая за основу определение В.В. Иванова, мы понимаем государственное устройство как внутреннюю территориальную организацию государства, то есть способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.

ГЛАВА 2. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО И УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1. Федеративное государство

На протяжении многих веков, люди, населявшие определенный континент или материк объединялись для того, чтобы создать мощные союзы, способные противостоять внешним агрессорам, вторгавшимся в их обособленное пространство. Таким образом, постепенно стали появляться прообразы первых городов-государств.

Федерализм как форма организации общественных отношений в рамках определенной государственности используется человечеством уже на протяжении более двухсот лет.

Первые федерации возникают в ходе буржуазных революций или на осколках, остатках империй.

Исторически федерации возникали двумя способами: договорными и конституционными. При договорном способе независимые государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так Соединённые Штаты Америки и Швейцария возникли в результате объединения независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации Независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 году они в 1777 году образовали «вечный союз» подписав «Статьи Конфедерации».


Соединённые Штаты Америки образовались в результате войны между английскими колонистами против метрополии в 1775 – 1783 годах. В 60 годах XVIII века нарастает активное сопротивление колоний против колониального господства Великобритании, которая стремилась противостоять стремлению к самостоятельности и экономической независимости североамериканских колоний. Вопрос об отделении от Англии еще не возникал. В то время требования колонистов ограничивались, лишь желанием получить такой же политико-правовой статус в колониях какой был в самой Великобритании. В 70 годах требования колонистов становятся более радикальными, за их основу берется естественно-правовая доктрина, возникшая в то время в Западной Европе. Наиболее большое влияние на формирование и становление политико-правовой мысли в Английских колониях были трактовки естественно-правовой теории такими деятелями, философами и мыслителями как: Томас Гоббс, Джон Мильтон, Джон Локк, Франсуа-Мари Аруэ Вольтер, Шарль-Луии де Секонда Монтеске, Жан-Жак Руссо.

Следует упомянуть такого человека как Александр Гамильтон (1757 – 1804 года), оказавший большое влияние на содержание Конституции Соединённых Штатов Америки 1787 года. Он был видным политическим деятелем того периода, а также членном Конституционного конвента.

Во время подготовки Конституции Соединённых Штатов Америки в стране разгорелось острое противостояние между сторонниками федерации и республиканцами. А. Гамильтон принадлежал к числу наиболее значимых и важных лидеров федералистов, которые считали, что федеративное устройство государства справится со слабостью конфедеративной организации Соединённых Штатов Америки, закрепленной в «Статьях конфедерации» 1781 году. Он считал что центральная власть должна быть сильной, и только она сможет создать нерушимое влиятельное государство. Гамильтон утверждал, что федерация будет ограждением, цель которого заключается в ограждении государства от внутренних волнений и народных восстаний.

Были и другие активные участники, сторонники федерализма о которых можно упомянуть. Это Джон Адамс (второй президент Соединённых Штатов Америки), Джеймс Мэдисон (один из основных авторов Билля о правах и четвертый президент Соединённых Штатов Америки, правда, перешедший от федералистов к республиканцам), Джон Джей (председателя Верховного суда). Свои идеи и взгляды они изложили в политическом эссе «Федералист», оказавшим большое влияние на людей того времени. В этом произведении авторы отстаивали идеи сильной центральной федеральной власти. В 1787 году была принята конституция Соединённых Штатов Америки, которая не ликвидировала автономию штатов, но противопоставила ей единую, сильную центральную власть. Таким образом, конфедерация превратилась в федеративное государство. Швейцарский федерализм же возникла еще в 1291 году на основе союза трех кантонов и стала первой федерацией в истории.


Конституционные федерации, создавались на основе конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Так Германия стала федерацией после принятия в 1949 году своего основного закона. Конституция была построена на началах федерализма: федерация и ее субъекты «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга»[18]. Каждая из земель имела свой парламент (ландтаг) и свое правительство.

История развития и становления, положение федераций и ее частей, субъектов в каждом случае имеют свои особенности. Анализ этих особенностей дал ученым – государствоведам, основание выделить различные концепции федерального устройства.

В основе концепции координированного федерализма, лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления, рассматриваются как независимые друг от друга, обладающие одинаковым статусом и строго разграниченной компетенцией. «Однако, в чистом виде эта концепция не действует ни в одной стране, так как невозможно полностью разграничить предметы ведения между федерацией и ее субъектами»[19].

Более распространенной является концепция кооперативного федерализма. В ее основе – взаимодействие и взаимозависимость федерации и ее субъектов, при осуществлении ими своих полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизм вертикального и горизонтального сотрудничества. Для этого создаются региональные объединения групп субъектов федерации, особые федеральные органы, которые имеют своей задачей сглаживать возникающие между центром и регионами противоречия.

Концепция договорного федерализма основана, как уже отмечалось раньше, на том, что федерация возникла и существует как объединение государств, которые передали основанному ими государству часть своих полномочий. Сторонники этой концепции утверждают, что объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет, имеют право на изменение федеральной конституции и выход из состава федерации.

В основе концепции дуалистического федерализма, лежит теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета самой федерации и суверенитета ее субъектов. Эта теория нашла свое применение в социалистическом праве.

Истоки федерализма берут свое начало в Англии в восемнадцатом веке. В отношении государства слово «federalism» стало впервые употребляться именно там.


Началось всё с освоения новых земель. К середине 18 века было захвачено большое количество территорий: Часть островов Вест-Индии, окончательно присоединили Ирландию, значительно расширились владения в Северной Америке. Хотя самое большое распространение своего влияния и приобретение новых колоний Англия получила в результате семилетней войны с Францией (1756 – 1763). К середине 19 века была сформирована огромнейшая колониальная империя среди Европейских стран.

Распад британской колониальной империи и создание отдельных, независимых государств начинается после первой мировой войны. В это время начинается колониальный кризис в Англии. Начинаются крупные волнения в британских колониях и зарождение протестных движений. В результате этого процесса колонии начинают освобождаться и получают самостоятельность. Афганистан с 1922 года, Ирландия с 1921 года, Египет с 1922 года. К концу 1930 годов полностью получили независимость бывшие британские колонии: Австралия, Канада, Новая Зеландия и другие страны.

В конце девятнадцатого начале двадцатого веков популярность федерализма в мире значительно возросла, и это обоснованно, ведь в начале девятнадцатого века федерализм стал широко распространенным понятием не только в политической и правовой литературе, но и в средствах массовой информации. «К тому же, немаловажную роль в данном процессе сыграла активизация процессов национального самоопределения буржуазных государств»1. В наше время, внимание к федерализму не ослабевает, поскольку данная форма государственного устройства тесно связана с жизнью миллионов людей по всему миру. [20]

Современное значение термина федерализм сформировалось в годы революции в Америке. В 1788 году появились политические исследования Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея в нью-йоркской газете «Интендент джорнэл», собранные в сборник статей под заголовком «Федералист».

В научной и учебной литературе такой термин как федеративное государство является и понимается весьма неоднозначно. Существуют множество различных определений федерации.

Так, часть ученых считают, что федеративное государство или федерация, является одной из основных форм организации государства, имеющая сложную структуру, которая состоит из нескольких государств или государственно подобных образований, обладающих конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов ведения и полномочий общего государства в целом.


С точки зрения других авторов федерация, является более сложным государством, по сравнению с унитарным. Составными элементами этого государства, в разных странах именуемые по-разному, но чаще всего субъектами федерации, обладают определённой или частичной политической самостоятельностью. И им присущи ряд характерных признаков и черт государства.

Наиболее последовательно концепцию федерации как совокупности государств, или государственно подобных образований, обосновал В.Д. Перевалов, который рассматривал федерацию, как сложное, составное союзное государство, части которого являются государствами или государственно подобными образованиями, обладающими суверенитетом. В.Д. Перевалов тем самым обосновывает концепцию полного суверенитета субъектов федерации, таким образом отождествляя субъект федерации с самим государством.

Некоторые авторы определяют федеративное государство, как единое союзное государство, состоящее из двух и более относительно самостоятельных государств и государственных образований, которые будучи составной частью, субъектом федерации, имеют своё собственное административно-территориальное деление.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, о том, что федерация как форма государственного устройства – представляет собой сложное, составное, состоящее из нескольких относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, обладающими признаками государственности, суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое.

При этом следует отметить, что вхождение в состав федерации должно быть добровольным, формальным. Государства или государственно подобные образования, обладающими признаками государственности, имеют право на выход из состава федерации. Также как и вход он должен быть добровольным и иметь согласие федеральной власти.

Субъект федерации не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли.

Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.