Файл: Рассмотрение понятия юридической ответственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и

положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных

категорий работников также и другие дисциплинарные взыскания. Например, Уставом о дисциплине работников морского транспорта предусмотрены: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод на судно более низкой по оплате труда группы командного состава или на береговую работу с учетом профессии (специальности) на срок до одного года и др.

Перечень дисциплинарных взысканий, установленный законодательством, является исчерпывающим. Право наложения дисциплинарных взысканий по правилам внутреннего трудового распорядка принадлежит руководителю предприятия, учреждения.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться

тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен,

предшествующая работа и поведение работника [12, с. 83].

До наложения взыскания от нарушителя дисциплины должны быть затребованы письменные объяснения. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (в этот срок не входит время болезни работника или пребывания его в отпуске, а также время производства по уголовному делу). За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

2.4 Дисциплинарная ответственность

Наряду с дисциплинарным взысканием к нарушителю трудовой

дисциплины администрация может (а в ряде случаев обязана) применить и

другие меры правового воздействия. Например, уменьшение прогульщикам

продолжительности ежегодных отпусков, лишение премий и др.

В установленных случаях для наложения дисциплинарного взыскания

требуется предварительное согласие компетентных органов. Так, на рабочего или служащего, избранного в состав профсоюзных органов, нельзя наложить дисциплинарное взыскание без предварительного согласия профсоюзного органа, членом которого он является.

При этом с профсоюзным органом согласуется вопрос не только о

допустимости наложения дисциплинарного взыскания, но и о выборе

конкретного его вида.

Дисциплинарное взыскание объявляется в приказе (распоряжении) и

сообщается работнику под расписку. Отказ работника удостоверить своей


подписью факт предъявления ему приказа или распоряжения не имеет

юридического значения и не влияет на действительность объявленного

взыскания. Дисциплинарные взыскания (кроме взыскания в виде увольнения с работы) в трудовую книжку не заносятся [25, с. 127].

Если в течение года со дня наложения взыскания работник не будет

подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не

подвергавшимся дисциплинарному взысканию, т.е. через год взыскание

снимается автоматически. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до истечения года применившим его органом или должностным лицом по

собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

Администрация вправе вместо наложения дисциплинарного взыскания

передать дело о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Трудовые споры работников по поводу наложения

дисциплинарного взыскания рассматриваются в обычном порядке комиссиями по трудовым спорам предприятия, учреждения, организации и районным (городскими) судами.

Таким образом, дисциплинарная ответственность - вид юридической

ответственности, основным содержанием которой выступаю т меры

(дисциплинарное взыскание), применяемые администрацией учреждения,

предприятия к сотруднику (работнику) в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

3 Современные проблемы юридической ответственности

Время, которое называется переходным периодом, характеризуется

переходом от одного состояния государственности, экономики, социальной

сферы в качественно новое состояние.

В общественных отношениях переходного периода содержатся элементы прежнего, настоящего и будущего общественного строя, идет противостояние старого и нового. Эти черты переходного периода характерны и для права:

йствуют многие законы, принятые до перестройки, и принимаются новые

нормативные акты, в той или иной степени свидетельствующие о началах

становления правового государства и рыночных отношений.

Переходный период должен стать этапом к построению гражданского

общества и правового государства, где последнее гарантирует и защищает


общечеловеческие ценности личности, а закон соответствует праву как мере

всеобщей и юридически равной для всех свободы. Такая свобода для граждан может быть выражена в законе через принцип «дозволено все, что не запрещается законом» [26, с. 115].

За пределами запрета каждый может действовать в соответствии со

своими индивидуальными интересами, не опасаясь наказания и вмешательства государства в личную свободу и жизнь. Нарушение, игнорирование правового запрета должно влечь юридическую ответственность. Таким образом, правовые запреты приобретают важнейшее значение в системе законодательства.

Внешне запрет может казаться недемократической формой

регулирования, но в действительности является правовым средством

осуществления свободы, поведения, поскольку предоставляет полную и равную для всех свободу за пределами запрета. По выражению B.C. Нерсесяна, запрет имманентен правовой регуляции.

Конечно, важно установление границ и содержания запретов:

запрещаться должно общественно вредное, несправедливое, попираю щ ее

общечеловеческие ценности. Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах определяет, что государство может

устанавливать только такие ограничения прав граждан, которые определены

законами, и только постольку, поскольку это совместимо с природой прав, и

исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в

демократическом обществе.

Принципу «незапрещенное дозволено» корреспондирует принцип

«дозволено разрешенное законом». Последним определяется правовое

регулирование сферы публично-властных отношений. Органам

законодательной, исполнительной и судебной власти, управления и суда

дозволено то, что прямо разрешено законом, определяю щ им их статус,

компетенцию, правомочия. В частности, эти органы вправе устанавливать

запреты, которые позволяет им закон и которые не посягаю т на права и

свободы граждан, гарантированные законом, и ответственность за их

нарушение.

Преступить установленный законом запрет или выйти за пределы дозволенного законом - значит совершить правонарушение - общественно

опасное, вредное, виновное деяние, которое неминуемо должно влечь

юридическую ответственность. Если запреты не сковываю т свободу и

инициативу граждан, то и ответственность за нарушение запретов направлена не на подавление свободы, а служит гарантом и защитой свободы и прав личности [17, с. 184].


За рассматриваемый период принято много законов, внесены изменения в ранее действовавшие акты. Множественность законов - очевидно, неизбежная черта переходного периода как реакция на перемены в жизни общества. Весь массив законодательства переходного периода трудно обозрим. В последующем изложении предпринимается попытка обзора законодательства о юридической ответственности, в частности некоторых новых норм, регулирующих отношения ответственности, которые приняты за рассматриваемый период.

Принципиально важной является проблема юридической ответственности государства перед своими гражданами. Тоталитарное государство осуществляло полный контроль над жизнью общества, его гражданами.

Считалось, что оно дарует гражданам определенные права, устанавливает

границы свободы, определяет обязанности и отмеряет ответственность за их

нарушение «от имени народа». При таком режиме вопрос об ответственности самого государства перед гражданами, о справедливости отношений государство - гражданин был как бы неуместен. Этот вопрос стал актуальным в связи с провозглашением перестройки и курса на построение правового государства, а также в связи с изменениями в международных отношениях.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 1990 г.

приняло Парижскую хартию для новой Европы, подтвердившую неотъемлемость и гарантированность законом прав и свобод человека, признавшую , что их уважение и защита - первейшая обязанность правительств, их полное осуществление - существенная гарантия против обладаю щ его чрезмерной властью государства, которая не в ущерб гражданам может быть ограничена посредством демократических институтов: подлинно свободными выборами представительных органов, подотчетностью и подконтрольностью всех должностных лиц перед населением, безусловным неограниченным правом граждан на обращение в суд за защитой своих прав и другими способами, в число которых входит установление ответственности государства перед гражданами [6, с. 131].

Декларация прав и свобод человека и гражданина провозглашает:

«Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда,

причиненного незаконными действиями государственных органов и их

должностных лиц при исполнении служебных обязанностей». Аналогичное

положение содержится в Конституции Российской Федерации [1]. Тенденция ответственности государства получает постепенное, эволюционное развитие в законодательстве переходного периода.


Проблема ответственности государства связана с институтом отмены в

демократическом судебном порядке незаконных актов, ущемляю щ их права,

свободы граждан и интересы юридических лиц. Издание незаконного акта

государством - это превышение власти, злоупотребление правом издавать

властные постановления, это правонарушение в сфере правотворчества и

правоприменения.

Как и всякое правонарушение, оно должно влечь юридическую

ответственность, которая выступает в форме отмены незаконного акта и

дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Претерпевание ответственности состоит в умалении авторитета, престижа, уважения виновного органа и должностного лица, а в соответствующих случаях - и в возмещении причиненного ущерба.

В конституционном и гражданском законе получила отражение проблема злоупотребления правом, согласно которой осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать прав и свобод других лиц. Как видно из этой формулы, злоупотреблять правом запрещается гражданам при совершении ими действий, имеющих юридическое значение. В таком изложении и значении проблема злоупотребления правом представляется неприемлемой. Она колеблет гражданский правопорядок, делает неопределенной границу всех гражданских прав и свобод [23, с. 83].

Граждане узнаю т о своем действительном праве не из закона, а лишь

после совершения определенных действий и после их оценки властным

органом, и таким образом личность подпадает под зависимость от государства.

Властвует не закон, а усмотрение властного органа, должностного лица.

Такое положение противоречит принципу «гражданину дозволено все,

прямо не запрещенное законом». В общей формуле о злоупотреблении как раз не содержится никакого конкретного, строго определенного запрета. Если какое-то право, свобода действительно способны противоречить интересам других, то, очевидно, такое право должно быть ограничено в конкретном законе.

Например, гражданин обладает свободой слова, но эта свобода ограничена законом, запрещающим распространение сведений ложных,

позорящих честь и достоинство других лиц. И если гражданин не преступит

этого запрета, то он действует правомерно, а при нарушении запрета совершает правонарушение и несет ответственность. Или правомерное или

противоправное поведение, но в обоих случаях для применения формулы о

злоупотреблении правом нет места. Однако эта формула может быть обращена к властным структурам, когда они ограничивают права граждан, устанавливая несправедливые неправовые запреты.