Файл: Органы государственного управления(Сущность и общая характеристика органов государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем централизация содержит в себе и негативные моменты: удаляет органы управления от объектов управления, от населения, следовательно, от досконального знания его потребностей и надежд. Кроме того, она может вести к бюрократическому централизму, авторитаризму в управлении.

Децентрализация, не допускает подобных негативных моментов в управлении. До этой причине иерархическая организация должна строиться на разумном сочетании централизации и децентрализации.

1.3 Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления

В общеупотребительном понимании слово «принцип» означает основополагающие идеи, побудительные мотивы, лежащие в основе совершаемых действий или поступков. Это выражение широко используется во всех сферах общественной деятельности и в научных направлениях. Оно применяется при характеристике деятельности людей, государственных и общественных структур, а также в технических отраслях.

Принципы государственного управления указывают на его основополагающие черты, сущностные характеристики. Они позволяют определить основания, содержание и значение самого государственного управления, а также юридические характеристики данного вида государственной деятельности. [7]

Следует согласиться с точкой зрения профессора А.П. Коренева, который в системе управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государства выделял следующие принципы: общие (социально-правовые) и организационные.

К общим принципам относятся исходные положения, имеющие обще социальный характер. Они реализуются независимо от статуса субъекта государственно-управленческой деятельности (рис. 3).

Рис. 3. Общие принципы государственного управления [15]

Рассмотрим подробнее каждый принцип.

Законность, т.е. строгое и неуклонное соблюдение и исполнение всеми субъектами и объектами государственного управления действующих на территории России правовых предписаний.

Объективность. Содержанием принципа является изучение имевших место закономерностей общественного развития и на их основе научное определение путей и способов дальнейшего совершенствования процесса государственного управления. Этот принцип противопоставляется субъективизму и волюнтаризму.


Конкретность, т.е. осуществление государственного управления применительно к конкретным жизненным обстоятельствам с учетом разнообразных форм проявления действий объективных законов общественного развития на основе достоверной информации об истинном состоянии объекта управления.

Эффективность, т.е. стремление к достижению целей государственного управления с применением минимальных затрат сил, средств и времени.

Сочетание централизации и децентрализации имеет особое значение в государствах с федеративным устройством. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственного управления и органами власти субъектов РФ осуществляется на основе Конституции (ст. 71 и 72), Федеративного договора и иных актов о разграничении компетенции между указанными субъектами. [1]

Законодательство РФ в соответствии с рекомендациями Совета Европы (Хартия местного самоуправления, 1985) признает и гарантирует функционирование органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельно решают вопросы местного значения. Этим достигается сочетание интересов государства и формируемых при непосредственном участии населения органов местного самоуправления.

Организационные принципы определяют систему государственного управления, компетенцию и порядок взаимодействия ее звеньев. Они включают в себя следующие два вида принципов.

1. Общие организационные принципы

Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную власть. В соответствии с ним образуются соответствующие органы для реализации определенного вида государственно-управленческой деятельности (здравоохранения, культуры, внутренних дел и т.д.).

Территориальный принцип, лежащий в основе формирования аппарата государственной (в большей степени исполнительной) власти в соответствии с административно-территориальным делением страны.

Линейный принцип. При его осуществлении каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

Функциональный принцип обуславливает развитие межотраслевых связей. В этом случае субъект управления в рамках конкретной функции вправе осуществлять нормативное, методическое руководство, а также контроль и административное принуждение. Функциональная подчиненность состоит в подчинении в какой-то части деятельности, в рамках определенной функции (Центральный банк России, Счетная палата России и подобные структуры в субъектах РФ, органы прокуратуры, Центризбирком России и т.д.). [14]


Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов РФ, региональных органов исполнительной власти. Этот принцип положен в основу формирования большинства федеральных органов исполнительной власти.

2. Внутриорганизационные принципы

Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником; урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности.

Ответственность субъектов исполнительной деятельности за результаты работы тесно связана с принципом рационального распределения полномочий.

Сочетание единоначалия и коллегиальности выражается в решении важнейших вопросов государственного управления коллегиальными органами. Вопросы текущего (оперативного) характера решаются единолично компетентным должностным лицом. Это обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способностей и опыта руководителя, повышает его персональную ответственность.

Таким образом, государственное управление можно рассматривать в широком, собственном и узком понимании. Его характерными чертами в собственном смысле слова являются: непосредственная связь с государством; исполнительный, распорядительный и общегосударственный характер; подзаконность; непрерывность и оперативность; ярко выраженное организационное содержание. [5]

Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Эти наиболее принципиальные его черты и составляют основы конституционного строя, на которых основывается деятельность органов государственной власти России.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.

Чтобы обеспечить реализацию принципа разделения власти, не только в верхних ее эшелонах, но и во всей иерархии, предусматривается соединение этого принципа с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.


Правовое государство – это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу прямое действие и применяется на всей территории России.

Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Государство реализует свои властные правомочия главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм.

Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются на ряде принципов, среди которых необходимо назвать следующие два:

- принцип народного суверенитета, означающий, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ;

- власть народа осуществляется в двух основных формах: непосредственной и представительной. Высшим непосредственным выражением народовластия в РФ являются свободные выборы и референдум. [9]

Особое место в системе органов государственной власти нашей страны занимает Президент Российской Федерации. По своему правовому статусу он обладает широкими полномочиями и оказывает существенное влияние как на внутреннюю политику государства, так и на его внешнеполитический курс. От личности Президента РФ во многом зависит состояние Вооруженных Сил РФ, Верховным Главнокомандующим которых он согласно Конституции Российской Федерации является.

Избирательное право представляет собой по существу совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, цветного самоуправления и на выборные должности исполнительной власти, а также порядок осуществления этого права. Таким образом, избирательное право позволяет реализовать международные нормы на право граждан принимать участие в управлении своей страной через свободные справедливые выборы.

В развитие Конституции Российской Федерации законодателем был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», который вступил в силу 10 декабря 1994 года. Этот Федеральный закон устанавливает основы избирательного процесса в России, реализует избирательные стандарты, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению.


2. Виды органов государственного управления

2.1 Классификация органов государственного управления

Структура органов государственного управления в РФ представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура органов государственного управления в РФ [15]

Согласно рисунку власть в РФ подразделяется на два вида: государственная власть и местное самоуправление.

В свою очередь к государственной власти относится Президент, законодательная, исполнительная и судебная власти.

В непосредственном подчинении Президента РФ находится администрация Президента, Совет Безопасности и Государственный совет.

Законодательная власть включает в себя Совет Федерации и Государственную думу.

Исполнительная власть подразумевает под собой Правительство Российской Федерации, к которым относятся: Федеральные министерства, Федеральная служба и Федеральные агентства.

Судебная власть подразделяется на два направления: Федеральная судебная власть и Судебная власть субъектов РФ.

В свою очередь, Федеральная судебная власть состоит из Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.

Судебная власть субъектов РФ включает в себя Институт мировых судей и Конституционно-уставные суды.

Структура аппарата Президента РФ представлена на рис. 5.

Рис. 5. Структура аппарата Президента РФ

Деятельность органов государственной власти осуществляется на основании ряда документов, представленных на рис. 6.

Рис. 6. Нормативное регулирование деятельности органов государственного управления в РФ

На основании рисунка можно сказать, что нормативно-правовое регулирование деятельности органов государственной власти в РФ имеет 4-х уровневую систему.

На первом уровне находятся Законы РФ и Кодексы РФ.

На втором уровне находятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты субъектов РФ.

На третьем уровне находятся приказы и распоряжения федеральных органов исполнительной власти.