Файл: Органы государственного управления(Сущность и общая характеристика органов государственного управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система государственного управления является специфическим видом правительственной деятельности. Она имеет свои особенности, которые позволяют отличить ее от прочих проявлений власти, а также от другой управленческой деятельности различных общественных объединений и прочих формирований (коммерческих структур, трудовых коллективов и прочих).

Структура государственного управления считается разновидностью социального регулирования. С ее деятельностью традиционно связывают образование особой юридической отрасли – административного права.

Целью курсовой работы является характеристика органов государственного управления, а также определение их функционала, полномочий и разновидности.

Задачами курсовой работы являются:

- определение сущности и общая характеристика органов государственного управления;

- изучение видов органов государственного управления;

- общая характеристика Конституционного суда РФ, как элемента судебного органа управления.

Объектом курсовой работы являются государственные органы Российской Федерации.

Предметом исследования является деятельность органов государственного управления.

В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы: аналитический, графический, сопоставление, исследование и др.

В процессе изучения литературы, были рассмотрены работы таких авторов, как: Атаманчук Г.В., Бачило И.Л., Глазунова Н.И., Добрынин Н.М., Игнатов В.Г., Пихои Р.Г., Уткин Э.А.

1. Сущность и общая характеристика органов государственного управления

1.1 Понятие органов государственного управления, их черты и признаки

Государственное управление – это неотъемлемая часть социальной управленческой деятельности, на которую в большинстве своем и распространяются нормативы административного права.

Органы государственного управления - один из секторов внутренней экономики, состоит из юридических субъектов, обладающих законодательной, судебной или исполнительной властью, которая распространяется на другие институциональные единицы, расположенные в пределах экономической территории страны. [5]


Признаки государственного управления в широком смысле - контроль над делами государства, который осуществляется всеми государственными органами в каждой ветви власти, а в узком смысле - это непосредственная организация социальных общественных процессов исполнительной деятельностью.

Основные признаки государственного управления:

  1. Осуществление единой власти государства, имеющее компетенционную и функциональную специфику, которая зримо отличается от остальных форм реальной власти.
  2. Исполнительно-распорядительный характер деятельности, где основное направление - исполнение, то есть реальное проведение законов и нормативных актов в жизнь, что может быть достигнуто за счёт использования юридических и властных полномочий, которые необходимы.
  3. Государственное управление, признаки, принципы которого являются прерогативой специальных субъектов, которые обозначены исполнительно-распорядительными или специальными органами власти.
  4. Исполнительная деятельность, которая осуществляется повседневно и непосредственно руководством хозяйственного, социально-культурного или административно-политического строительства.
  5. Деятельность подзаконна и осуществляется на основе и на исполнении закона, по отношению к деятельности законодательной государственное управление вторично.
  6. Правотворчество возможно только предусмотренное действующим законодательством, если правоприменение сочетается с правоустановлением.
  7. Деятельность является организующей и носит организационный и распорядительный характер.
  8. Управляющая деятельность в своём процессе реализует функции государства.
  9. Деятельность осуществляется сугубо уполномоченными управленческими субъектами.
  10. Субъектами государственного управления являются должностные лица государственных органов, наделённые властными полномочиями.
  11. Объектами государственного управления являются предприятия и организации, а также граждане, не имеющие властных полномочий.
  12. Государственное управление всегда присутствует там, где есть совместная деятельность общностей или отдельных людей.
  13. При помощи государственного управления обеспечивается воздействие на участников совместной деятельности в сторону упорядочивания отношений.
  14. Государственное управление всегда нацелено на определённый управленческий результат.
  15. Присутствуют одновременно и субъект, и объект управления.
  16. Субъект управления имеет властный ресурс.
  17. Объект управления подвластен субъекту.
  18. Государственное управление всегда ограничено рамками определённого механизма. [8]

Понятие и признаки государственного управления можно охарактеризовать как проявление совместной деятельности людей, организацию их в соответствующие коллективы для этой цели и организационное оформление этих коллективов. Кроме того, такая совместная деятельность упорядочивается, придаётся согласование индивидуальных действий всех участников, оказывается влияние на их волю и поведение.

Государственное управление обязательно имеет власть, базируясь на подчинении в управленческих отношениях, оно располагает особым аппаратом для реализации своей воли посредством организационно оформленных групп. Социальное управление - это основа власти, одним из фрагментов которого является государственное управление, рядом с которым функционируют и другие виды управления:

- органы местного самоуправления,

- объединения граждан,

- сфера производства с собственным управлением,

- управление в семье, которое тоже имеет своё понятие и признаки. [11]

Государственного управления это может коснуться только в случае нарушения законодательства в ходе деятельности всех перечисленных систем социального управления.

Сфера деятельности государственных органов - нормативы административного права. Это подзаконная юридически обоснованная деятельность распорядительного и исполнительного характера, направленная на реализацию законодательства и исполнение на практике всех функций и задач государства, посредством чего и возможно организовать общественные отношения в социально-культурном, экономическом, административном и политическом строительстве. Одна из ветвей государственной власти - исполнительная.

Роль и место каждого фрагмента социального управления определено законами, которые претворяет в жизнь государственная власть. Признаки системы государственного управления определяются достаточно широко: специфика функций и компетенций в осуществлении единой власти, когда в результате распорядительной и исполнительной деятельности проводятся в жизнь законы и нормативные акты, заключённые внутри них. Это было бы невозможно при отсутствии определённых полномочий, которые юридически оформлены и облечены властью. [9]

Специфические признаки органа государственного управления представлены на рис. 1.

Рис. 1. Специфические признаки органов государственного управления [10]

Основная функция органа управления - направление всей управленческой деятельности государства для исполнения поставленных государством задач и достижения целей, определённых тоже государством. Вся эта деятельность целиком и полностью находится в нормативах административного права. Признаки, функции государственного управления можно рассматривать в двух направлениях: по направленности и месту влияния на социальные и внутриорганизационные функции и по содержанию, объёму и характеру влияния на вспомогательные, специальные и общие.


Общие функции государственного управления представлены на рис. 2.

Рис. 2. Общие функции государственного управления [16]

Специальные функции принадлежат конкретным субъектам: президенту, главам государственных администраций и т. д. Вспомогательные же предусмотрены для реализации специальных и общих функций, а именно:

- текущее и стратегическое планирование,

- стимулирование и финансирование,

- кадровое управление и обеспечение и многое другое из того, чем оперирует государственное управление. [6]

В завершение необходимо отметить, что организующее и регулирующее целенаправленное воздействие государства посредством системы его органов и его должностных лиц на деятельность и отношения людей, а также на общественные процессы как вариант социального администрирования - вот признаки государственного управления. Это особый тип воздействия на людей другими людьми, владеющими информацией, для того чтобы упорядочить социально-значимые процессы, обеспечить устойчивое развитие социальных систем.

1.2 Свойства органов государственного управления и виды организации органов государственного управления

Органы государственного управления обладают следующими специальными свойствами:

- основным и наиболее важным специальным свойством органов государственного управления является то, что они специально предназначены для осуществления государственного управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти);

- органы государственного управления самые многочисленные по сравнению с иными государственными органами и имеют наиболее разветвленную структуру. В одной административной территориальной единице (районе, городе, области) их может быть несколько десятков, в то же время - один орган прокуратуры, один-два судебных органа. Органы государственного управления образуются с учетом особых принципов - отраслевого, функционального, линейного, которые не могут применяться при образовании органов прокуратуры и судебных органов, не говоря уже о законодательном органе;


- в построении систем органов государственного управления наиболее выражена иерархическая организация:

а) вертикальная;

б) горизонтальная;

в) смешанная или горизонтально-вертикальная. [12]

Вертикальная организация имеет место там, где все органы, входящие в нее, подчинены центру (например, органы железнодорожного, воздушного транспорта, налоговые органы). Вероятно, вертикальная организация действует и в так называемой президентской вертикали.

Горизонтальная организация существует в том случае, когда органы, находящиеся в административно-территориальной единице, подчиняются только соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. К ним следует отнести юридическую службу исполнительных комитетов, отделы записи актов гражданского состояния (загсы), отделы (управления) по учету и распределению жилой площади, отделы (управления) капитального строительства, отделы организаторской и кадровой работы.

Наиболее широко распространены смешанные организации. В такую организацию входят органы, находящиеся в так называемом двойном подчинении, т.е. по горизонтали и по вертикали. К ним относятся органы культуры, по труду и социальной защите, по делам молодежи, внутренних дел, образования, торговли, сферы обслуживания и др. Все названные органы находятся в подчинении местных исполкомов, структурными единицами которых являются, а также аналогичных вышестоящих органов, включая соответствующие органы в центре. [17]

Иерархическая организация тесно связана с принципами централизации и децентрализации. В вертикальной организации преобладает принцип централизации и в меньшей степени - принцип децентрализации. В организации горизонтального характера господствующим является принцип децентрализации. В смешанной организации должен преобладать принцип децентрализации. Децентрализация предназначена для того, чтобы на основе интересов центра учитывались местные условия и особенности, больше проявлялась местная инициатива, существовало разнообразие приемов и средств движения к общей цели.

Смешанная организация предполагает четкое нормативно-правовое разграничение полномочий органов на горизонтальном и вертикальном уровнях. В случае отсутствия такой регламентации нередко превалирует централизация, что является нежелательным.

Без централизации не может быть государственного управления. Преимущества ее заключаются в придании управлению единства, в недопущении местничества, т.е. соблюдения только своих узкоместных интересов в ущерб общему делу.