Файл: Классификация правовых норм ( Понятие, признаки и структура правовых норм ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право представляет собой основной инструмент регулирования разнообразных по своему характеру и содержанию общественных отношений, определяющим признаком которого является его общеобязательность. В свою очередь, норма права, устанавливающая определенные правила поведения субъектов правового регулирования, представляет собой первичный структурный элемент права. Разнообразие и широта урегулированных правом общественных отношений предполагает существование различных видов правовых норм, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Классификация же правовых норм представляет собой необходимое условие их правильного применения. С учетом изложенного, изучение классификации правовых норм в современных условиях динамичного развития государства и общества и усложнения существующих видов общественных отношений, а также возникновения их новых форм, приобретает как теоретическую, так и практическую значимость.

Указанные обстоятельства определяют актуальность темы данной работы.

Объектом данной работы выступает категория классификации правовых норм.

Предмет данной работы составляет совокупность научных подходов к выделению оснований для классификации норм права.

Цель данной работы — выделить основания для классификации норм права и провести анализ основных их разновидностей.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:

  • Изучить понятие и признаки нормы права.
  • Охарактеризовать структуру правовой нормы.
  • Выделить основания для классификации правовых норм.
  • Проанализировать виды правовых норм.

Достижение поставленной цели и решение поставленных задач обеспечиваются посредством применения ряда научных методов познания, включая методы исторически-правового, сравнительно-правового и системно-структурного анализа, а также методы индукции, дедукции, ряд методов формальной логики.

Эмпирическую основу для данной работы составляет совокупность выработанных в научной среде представлений о классификации и выделении разновидностей правовых норм.

Теоретическую основу для данной работы составляют работы ряда авторов, посвященные изучению рассматриваемых вопросов, в том числе С.В.Бошно, Н.В.Малиновской, В.Д.Перевалова и С.Г.Соловьева.

Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и включает в свое содержание введение, две разделенные на параграфы главы, посвященные последовательному решению поставленных задач, заключение и список использованных источников.


Глава 1. Понятие, признаки и структура правовых норм

1.1. Понятие и признаки правовой нормы

В научной среде существует значительное количество определений правовой нормы, в силу чего целесообразным представляется проведение исторически-правового анализа развития представлений о содержании рассматриваемой категории.

В дореволюционной правовой теории Н.М.Коркунов определял юридические нормы как правила должного, составляющие сущность государственного веления[1]. В свою очередь, С.А.Муромцев формулировал определение юридической нормы как правила, определяющего должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписанные властью и отраженные в обычаях, законах или правовой доктрине[2]. Г.Ф.Шершевич в процессе толкования сущности закона указывал, что его содержание составляет норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном порядке[3].

Сравнительный анализ приведенных определений позволяет констатировать, что общепринято в дореволюционной теории государства и права правовая норма определялась как правило, которое устанавливает определенные обязанности, закрепляет определенные правомочия и исходит от государства.

В советской правовой теории вопрос относительно определения понятия и содержания правовой нормы также сохранял дискуссионный характер. Так, П.И.Стучка рассматривал категории правовой нормы и закона как тождественные, определяя их как исходящее от государства обязательное правило[4]. При этом автор указывал, что если система общественных отношений представляет собой материальный структурный элемент права, то систему правовых норм следует рассматривать в качестве идеального ее элемента.

А.П.Коренев рассматривал правовую норму как модель и возможность оптимального поведения[5]. Л.И.Спиридонов сформулировал определение правовой нормы как общеобязательного правила поведения, выступающего в качестве меры свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, обеспеченное механизмом принуждения государственной власти[6]. Сходное определение сформулировано также Н.А.Лопашенко, который полагает, что правовая норма представляет собой общеобязательное для исполнения или руководства при совершении действий положение права, выраженное в форме правила поведения, включая ответственность за его нарушение, либо в форме принципа как правоположения, закрепляющего важнейшие правовые понятия[7].


В современной теории государства и права, для которой характерно понимание права с позиций позитивизма, общепринятым является определение нормы права как общеобязательного формально закрепленного правила поведения, устанавливающего права и обязанности субъектов общественных отношений и направленного на их правовое регулирование, которое устанавливается и охраняется государством[8].

Нормы права представляют собой первичный структурный элемент правовой системы, который, однако, с содержательной и структурной точек зрения сам может являться сложным и системным явлением. Нормы права, будучи клеточками правовой системы, в содержательном и структурном плане сами выступают сложными системными явлениями. К числу важнейших признаков норм права в государственно организованном обществе следует отнести, в первую очередь, государственно-властный характер нормы права. Обратим внимание на тот факт, что данный признак свойственен также для норм права, принятых в ходе референдума. Принятые уполномоченным органом государственной власти либо санкционированные им нормативно закрепленные нормы права приобретают признаки общеобязательности и защищенности. Воля законодателя, которая основана на волеизъявлении народа как единственного источника государственной власти, будучи отраженной в принятых в установленном порядке правовых нормах, в свою очередь, придает им признаки легальности и легитимности.

В силу своей природы и социальной функции для норм права характерен также такой признак, как нормированность. Данный признак в определенной степени отражает и корректирует меру внешней свободы субъекта права. Правовая норма определяет пределы правомерного поведения и устанавливает санкции в случае их нарушения.

Правовая норма представляет собой первичное средство для разрешения противоречий между потребностями и ожиданиями индивидов, фактическим условиями общественной жизни и целями законодательного регулирования. В качестве результата такого разрешения выступают права и обязанности субъектов правоотношений.

Признаком нормы права следует признать также ее формальную определенность, которая позволяет обеспечить равенство субъектов правового регулирования.

Помимо указанных, признаком правовых норм следует признать также их определенность, которая может быть подразделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя определенность правовых норм находит свое внешнее выражение в структуре правовых норм, закреплении ими прав и обязанностей субъектов общественных отношений, в то время как внешняя определенность правовой нормы отражается в их закреплении в письменной форме в принятом в установленном порядке нормативно-правовом акте.


Наконец, признаком правовых норм выступает системность, выражающаяся во внутреннем структурном строении правовых норм, их взаимодействии, а также взаимообусловленном характере правовых отраслей и институтов.

В соответствии с изложенным становится возможной формулировка определения правовой нормы как общеобязательного формально-определенного правила поведения, которое отражает пределы свободы индивида, устанавливается и обеспечивается государством, нормативно закрепляется в опубликованном в установленном порядке нормативно-правовом акте и направленного на регулирование общественных отношений посредством закрепления их субъектов определенным объемом прав, обязанностей и правомочий.

1.2.Структура правовых норм

Итак, правовая норма представляет собой одну из основных правовых конструкций, играющих роль основы для построения теории права в целом. Особенности конструкции правовой нормы обуславливают особенности подхода к определению ее сущности, а также структурирование правовой системы.

Норма права представляет собой сложную по своему составу правовую категорию, которая может быть отнесена как к функциональному, так и к структурному рядам правовых категорий[9]. Будучи одним из основополагающих структурных элементов теории права, категория нормы права является одной из ведущих как в теории права, так и в практике правового регулирования и правоприменения. С учетом особенностей юридической техники, применяемой в процессе разработки нормативно-правовых актов, установление сущности правового предписания, отраженного в той или иной правовой норме, может быть осуществлено исключительно при условии последовательного установления логических структурных элементов нормы права. Последнее, в свою очередь, предполагает осознание модели конструирования, нашедшей свое внешнее выражение в конкретной норме права.

Вопросы структуры нормы права представляли собой предмет активных дискуссий еще в дореволюционной правовой теории, причем к числу наиболее дискуссионных уже на тот момент мог быть отнесен вопрос относительно включения санкции в структуру правовой нормы[10]. Так, Н.М.Коркунов, отрицавший признание принуждения в качестве основного свойства права, полагал, что структура правовой нормы включает в себя два структурных элемента. Принуждение же автор рассматривал как самостоятельную разновидность правовых норм[11]. Данный тезис основывался на представлении Коркунова о сущности правовой нормы, направленной, по мнению автора, на разграничение конфликтующих интересов. Отсутствие такого разграничения влечет за собой нарушение интересов, следствием чего выступаету возникновение вследствие правонарушения новых интересов, обеспечиваемых иными нормами права, в связи с чем автор выделял санкции в качестве самостоятельной группы правовых норм, классифицируя их в соответствии с правовым последствиями правонарушения.


Мнение о том, что санкцию не следует рассматривать в качестве обязательного структурного элемента нормы права, высказывал также В.М.Хвостов, который определял норму права как норму поведения, санкционированную и гарантированную государственной властью[12]. Ученый полагал, что даже при условии воздействия иных мотивирующих факторов сущность правовой нормы формируется именно принуждением, указывая, что следует, однако, учитывать тот факт, что нормами права урегулированы как отношения между подвластными субъектами, так и государственное устройство и взаимодействие органов государственной власти в силу чего отдельные нормы права, по мнению автора, могут существовать, не включая в свою структуру санкций, поскольку отсутствует орган, который может ее реализовать. Примером таких норм ученый считал нормы, определяющие статус высших органов государственной власти. Соблюдение данных норм основано исключительно на авторитете верховной власти, от которой они исходят.

В дореволюционной правовой теории выделялось также направление,в рамках которого в качестве структурного элемента правовой нормы рассматривалась ее гипотеза. В частности, И.В.Михайловский, формулируя определение нормы права как общего правила, регулирующего определенные общественные отношения, полагал, что необходимыми для нее являются лишь два элемента — описание конкретных жизненных обстоятельств, урегулированных правовой нормой, и отношения к ним существующего правопорядка. Вместе с тем автор указывал, что и эти структурные элементы существуют в правовой норме не во всех случаях. Выделяя категорические и гипотетические правовые нормы, автор полагал, что в последних наличие факта и предписания лишь предполагается[13].

Структура нормы права, включающая в свое содержание гипотезу, диспозицию и санкцию, впервые была обоснована лишь в СССР С.А.Голунским и М.С.Строговичем. Данная концепция основывалась на представлениях юридического позитивизима о государственном убеждении как отличительном признаке права, в силу чего авторы концепции полагали, что санкции могут следовать из духа закона, даже не будучи закрепленными в его букве[14].

В свою очередь, сторонники позиции о двухэлементной структуре правовой нормы полагали, что обязательным является наличие в ней гипотезы и диспозиции, не отрицая обеспеченности правовой нормы государственным принуждением, однако указывая, что меры принуждения не во всех случаях могут быть указаны в санкции непосредственно правовой нормы, поскольку правовая норма может выступать объектом охраны другой нормы[15].