Файл: Классификация правовых норм ( Понятие, признаки и структура правовых норм ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С.С.Алексеевым была выработаа концепция структуры правовой нормы, основанная на их классификации. Автор обращал внимание на тот факт, что, в связи со специализацией права, не может быть сформулировано универсального определения правовой нормы. Концепция Алексеева в дальнейшем получила развитие в работах В.Н.Протасова, который с позиций системного подхода обосновал необходимость анализа как структуры правовой нормы, так и ее состава, допуская возможность существования двухэлементных и трехэлементных правовых норм. Вместе с тем автор полагал, что наиболее полным является представление о структуре нормы права как совокупности четырех элементов, включающей в себя гипотезу, диспозицию, санкцию и условия применения правовой нормы[16].

Глава 2. Классификация правовых норм

2.1. Понятие и содержание классификации правовых норм

Научно обоснованная классификация правовых норм обладает как теоретической, так и практической значимостью. В первую очередь, следует отметить, что классификация норм права позволяет полно и точно определить место и роль каждой из разновидностей правовых норм в существующей правовой системе. Кроме того, классификация позволяет определить функции правовых норм, а также их роль в механизме правового регулирования, пределы и возможности правового регулирования общественных отношений, выявить направления повышения эффективности норм права и тем самым определить пути для совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти[17].

При этом как теоретическая, так и практическая значимость классификации норм права в значительной степени определяются обоснованностью избрания критериев такой классификации.

Могут быть выделены различные критерии классификации правовых норм. Так, в соответствии с функцией, выполняемой правовыми нормами в механизме правового регулирования могут быть выделены исходные нормы, нормы, устанавливающие правила поведения, а также общие и специальные нормы. Выделение общих и специальных норм основывается на отличиях в степени обобщенности предписаний правовых норм, а также сфере их действия. Если общие нормы представляют собой предписания, характерные для общей части определенной отрасли права, действующие в отношении всех либо большинства институтов соответствующей отраслевой принадлежности, то специальные нормы относятся к определенным правовым институтам и регламентируют определенную разновидность общественных отношений с учетом характерных особенностей и условий, расширяя и конкретизируя содержание предписаний общих норм.


Нормы права также могут быть классифицированы в соответствии с предметом правового регулирования и отраслевой принадлежностью.

Отдельные нормы права подразделяются на материальные и процессуальные. Если нормы материального права регламентируют конкретные общественные отношения и определяют поведение их субъектов, а также их правовой статус, то нормы процессуального права представляют собой правила организационного и процедурного характера, которыми устанавливаются формы и порядок реализации материально-правовых норм.

Основанием для классификации правовых норм также может выступать метод правового регулирования. В соответствии с данным основанием нормы могут быть подразделены на императивные, диспозитивные, поошрительные и рекомендательные.

В качестве основания для классификации правовых норм может быть выделен критерий их юридической силы, определяемый в соответствии с субъектом принятия той или иной правовой нормы.

В соответствии со сферой действия правовых норм, они могут быть подразделены на нормы общего и ограниченного действия, а также локальные нормы права.

Нормы права также могут быть классифицированы в соответствии с особенностями их структурных элементов. Так, в соответствии с формой выражения диспозиции правовой нормы могут быть выделены управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы права. В свою очередь, критерий выражения санкции в структуре нормы права позволяет подразделить их на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

К самостоятельной группе правовых норм, выделяемой в соответствии с особенностями изложения диспозиции, следует отнести бланкетные нормы, которые закрепляют лишь общее направление правового регулирования.

В научной среде высказывается мнение о целесообразности выделения в качестве самостоятельной группы правовых норм отсылочных или ссылочных норм[18]. Представляется, однако, что выделение данной группы норм права является безосновательным, поскольку основывается на смешении категорий норм права и статей нормативно-правового акта. Не могут быть выделены отсылочные правовые нормы, однако вместе с тем существует значительное количество отсылочных статей нормативно-правовых актов, применение которых предполагает необходимость отсылки к другой статье того же или иного нормативно-правового акта.

Существуют также иные основания для классификации правовых норм, однако следует учитывать, что одни и те же нормы права в соответствии с определенными задачами теоретического и практического характера могут быть одновременно отнесены к различным их разновидностям.


Практическая значимость классификации правовых норм заключается в обеспечении посредством классификации практической реализации всех возможностей права в развитии и совершенствовании правового регулирования.

2.2. Виды правовых норм

Итак, широкий круг урегулированных нормами права общественных отношений предполагает существование значительного количества оснований для их классификации. Вместе с тем определяющим признаком правовых норм следует признать их обобщающий и абстрактный характер. В наиболее общем виде могут быть выделены нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы и нормы-дефиниции[19].

Под нормами-началами следует понимать предписания, которые закрепляют основы конституционного строя и государственного устройства, а также социально-экономической, политической и государственной сфер общественной деятельности.

В свою очередь, нормы-принципы представляют собой нормативные предписания, которые выражают и закрепляют принципы права. Примером данной группы норм может служить статья 49 Конституции РФ, которая закрепляет принцип презумпции невиновности[20].

К числу установочных норм следует отнести предписания, посредством которых определяются цели и задачи отдельных отраслей и институтов права, а также предмет, формы и средства правового регулирования. Данная группа норм широко распространена в действующем законодательстве. Так, нормы статьи 2 Уголовного Кодекса РФ определяют задачи уголовного законодательства РФ, относя к их числу охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей природной среды и конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества и предупреждение преступлений[21].

Под нормами-дефинициями следует понимать предписания, которые содержат как полное, так и неполное определение правовых категорий и понятий. Так, ряд положений Гражданского Кодекса РФ закрепляет определения таких категорий, как сделка, имя гражданина, юридическое лицо и ряда иных[22]. В свою очередь, статья 14 УК РФ формулирует определение преступления как виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой уголовного наказания[23].


Под нормами-правилами поведения следует понимать нормы, которые содержат указание на взаимные права и обязанности субъектов общественных отношений, условия их реализации, а также разновидность и степень меры реакции государства в отношении правонарушителя. Целенаправленное регулирующее влияние нормы-правила поведения на определенное фактическое общественное отношение придает ему правовой характер, в то время как его участники становятся субъектами соответствующего правоотношения. Тем самым исходные нормы права в нормах-правилах поведения получают дальнейшее развитие и реализацию.

Нормы права также могут быть классифицированы в соответствии со степенью обобщения и сферой действия. Данное основание классификации позволяет подразделить правовые нормы на общие и специальные. Под общими нормами следует понимать предписания, свойственные общей части той или иной отрасли права, распространяющие свое действие на все либо большинство институтов соответствующей отраслевой принадлежности. Отметим, что нормы общего характера могут отличаться как отраслевым, так и межотраслевым значением. Общими, в частности, являются межотраслевые нормы, составляющие институт собственности.

В свою очередь, под специальными нормами следует понимать предписания, относящиеся к отдельным институтам определенной отрасли права, которыми урегулирована определенная разновидность родовых общественных отношений с учетом характерных для них уникальных признаков и условий. Специальные нормы расширяют и конкретизируют положения общих норм, а также определяют условия их реализации и способы правового регулирования общественных отношений.

В соответствии с предметом правового регулирования правовые нормы могут быть классифицированы по отраслевой принадлежности. Традиционно в правовой теории предмет отрасли права рассматривается как характеризующийся наличием качественных особенностей вид общественных отношений, специфика которого обуславливается содержанием тех или иных общественных отношений, требующим соответствующего их правового регулирования. Указанная специфика и выступает в качестве основания для выделения совокупности тех или иных правовых норм в виде отрасли права.

Систематизация права в соответствии с предметом правового регулирования на сегодня выступает в качестве общепринятого основания для его классификации. Использование отраслей права в качестве структурных элементов правовой системы позволяет говорить о сформировавшейся российской концепции системы права как совокупности его отраслей.


В то же время использование в качестве основания для классификации отраслей права содержательного элемента общественных отношений не позволяет в полной мере решить проблему отраслевой систематизации права, поскольку применительно к ряду общественных отношений, включая и частно-правовые, неизбежно возникновение вопроса о принципиальных их отличиях и критериях отграничения от прочих групп общественных отношений. Так, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права собственности, реализацией права на труд и отношения финансовой направленности регулируются нормами различных отраслей права. Однако предмет правового регулирования той или иной специальной отрасли права составляют не собственность, труд или финансы как таковые, то есть не все связанные с ними общественные отношения.

В целях решения указанной проблемы С.С.Алексеевым было предложено разделение составляющих предмет правового регулирования общественных отношений на типичные и нетипичные[24]. В соответствии с данной точкой зрения разнородные по своему характеру общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования различных отраслей права в соответствии со своим характером, степенью значимости и типичности для предмета отрасли права могут быть подразделены на типичные, представляющие собой основу соответствующей отрасли права, и нетипичные. При этом автор указывает, что при исследовании предмета той или иной отрасли права наиболее важным является установление центральных общественных отношений, существование которых и обуславливает существование соответствующей отрасли права и ее специфику правового регулирования. При этом центральное отношение может быть выявлено в любой отрасли права. Так, для конституционного права основу составляют общественные отношения, непосредственно выражающие структуру и принципы организации государственной власти, в то время как в трудовом праве основой являются отношения, связанные с приложением рабочей силы к средствам производства.

В свою очередь, центральное правоотношение, выступающее основой предмета правового регулирования, дополняется рядом иных, включая и нетипичные для той или иной отрасли права, общественных отношений, сопряженных с общественными отношениями, образующими основу отрасли права, совокупность которых и составляет предмет отрасли права.

Анализ содержания предмета правового регулирования любой из составляющих правовую систему Российской Федерации отраслей права позволяет констатировать разнородный характер регулируемых различными отраслями права общественных отношений, наличие которых определяет своеобразие отрасли права. В то же время указанное определение предмета отрасли права обладает рядом недостатков. В первую очередь, оно не предусматривает объяснения причин отнесения нетипичных общественных отношений к той или иной отрасли права. Кроме того, в рамках данного подхода возможно включение тех или иных общественных отношений, носящих нетипичный характер, к числу предмета правового регулирования соответствующей отрасли права на произвольной основе. Наконец, установление центральных общественных отношений, содержание которых и выступает в качестве предпосылки для существования отрасли права, позволяет решить проблемы конституирования новых отраслей права, однако не позволяет установить критерии для их отграничения друг от друга.