Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ ( Теоретические основы финансового управления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы является весьма актуальной, так как в современных экономических условиях управление финансами становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.

С помощью финансов может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных звеньев экономики, ограничиваться деятельность монополий, могут смягчаться потери просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные мероприятия поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на темпы экономического роста и эффективность хозяйствования в целом, на обеспечение непрерывности воспроизводства.

Целью курсовой работы является изучение вопроса управления финансами в Российской Федерации и направлений его совершенствования.

Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. изучить сущность и методы управления финансами;
  2. изучить субъекты и объекты управления;
  3. охарактеризовать систему государственных органов управления финансами;
  4. рассмотреть направления финансовой политики для стабилизации социально-экономического развития;
  5. методы и критерии эффективности управления финансами в РФ

Объект представленного исследования – финансы в РФ.

Предмет исследования управление финансами.

В качестве основных методов анализа в процессе исследования использовались: индексный метод, метод вертикального и горизонтального анализа, методы сравнений и группировок, а также другие.

Степень разработанности проблемы. Трактовке сущности и функций финансов предприятий, обоснованию поиска новых рыночных методов использования их финансовых ресурсов посвящены работы: Аксенов, А.П., Базилевич А.И., Баскакова О.В., Быстро О.Ф., Барышникова Н.С., Бычков В.П., Волков О.И., Грибов В.Д., Донцова Л. В., Никифорова Н. А, Екимова К.В., Жиделева В.В., Зимин А.Ф., Ковалев В.В.

ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового управления


1.1 Сущность и методы управления финансами

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Важной областью управленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов, как: финансы организаций, страховые отношения, государственные финансы и финансы домашнего хозяйства. Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, является финансовым аппаратом[4, с.538].

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи и единые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такие важнейшие функциональные элементы, как планирование, оперативное управление, контроль.

Планирование занимает одно из принципиальных мест в системе управления финансами. При планировании хоть какой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрывает возможности роста финансовых ресурсов, обрисовывает направления их более действующего использования. Плановые решения принимаются на базе исследования финансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности[8, с.752].

Оперативное управление представляет из себя комплекс мер, которые вырабатываются на базе оперативного исследования складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих задач получения большего эффекта при минимуме издержек с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. Контроль как элемент управления делается в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять настоящие характеристики по использованию денежных ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста валютных ресурсов и более действующего их использования. Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов с целью реализации целевых программ и др. Оно делается органами городского и хозяйственного управления: Федеральным Собранием России, Администрацией Российского президента, Министерством финансов РФ, Министерством финансового развития и торговли РФ и другими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы: Министерства финансов РФ, валютных органов субъектов России и местных властных структур, которые управляют внебюджетных фондов, страховых компаний, денежных служб компаний[14,с.104].


При выработке управленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и при оперативном управлении учитываются требования финансовых и законодательных законов, характеристики финансового исследования, как итогов прошедшего хозяйственного периода, так и перспектив, употребляются экономико-математические методы и автоматизированные системы управления деньгами, рациональное сочетание финансовых и административных методов управления.

В нашей стране в аспектах финансовых изменений неоправданно недооценивается скопленный ранее опыт управления средствами, положительно влиявший на экономику в прошедшем. В управлении фактически не находят подабающего внедрения такие финансовые рычаги, как плата за землю, долгие характеристики амортизационных отчислений, удельные суровые вложения и другие. Слабо развиваются формы государственного кредита, применение субвенций, целевых субсидий из бюджета. Финансово-кредитный кризис августа 1998 г. потребовал разработки и реализации новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиально новые методы управления финансами. Они должны обеспечить усиление муниципального действия финансов на развитие реального сектора экономики, способствовать росту продуктивности публичного производства и социальной сферы.

1.2 Объекты и субьекты управления

Финансовая система представляет из себя финансовые отношения, которые существуют в рамках этой финансовой формации. Финансовая система – совокупность разных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и употребляются фонды денег. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов[11,c.240].

Построение финансовой системы основывается на последующих принципах:

1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы собственных задач (государственный бюджет выражает распределительные отношения между страной, предприятиями и жителями; деньги компаний выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов созданных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2) Единство финансовой системы – предопределяется единой финансовой и политической основой страны. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями случается на базе единых нормативных и законодательных актах.


3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями[6,c.64].

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, также некими группами и слоями жителей.

Государственные финансы – это отношения из-за распределения и перераспределения всеохватывающего общественного продукта (СОП) и части государственного богатства, которые соединены с формированием денежных ресурсов страны и внедрением их на издержки по расширению производства, ублажения возрастающих общественно-культурных потребностей общества, потребностей обороны и управления. В сфере государственных финансов выделяются звенья: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит[10,c.256].

Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы. Он представляет из себя форму образования и использования централизованного фонда средств для обеспечения функций органов гос власти. В нем сосредотачивается существенная часть денежных ресурсов страны; в руках страны концентрируется главная доля СОП и муниципального дохода (НД) (в Российской Федерации до восемьдесят процентов средств централизуется). Бюджет России как финансовый план страны основывается на показателях прогноза экономического роста и общественного сектора государства на очередной год. Общие характеристики и структура доходов и издержек органически соединены с размерами общественного продукта и муниципального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-денежной политикой страны.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и местными органами гос власти и местными административными органами для аккумуляции денег, которые направляются на выделение денежных средств затрат, не включаемых в бюджет. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно соединить в три группы[13,c.352].

1-ая включает внебюджетные фонды соцстрахования, которые имеют общегосударственное значение (Пенсионный фонд Россия, Фонд соцстрахования Россия, Государственный фонд занятости жителей Россиb, Фонд обязательного мед страхования).

2-ая группа обхватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на общегосударственном уровне для выделения денег издержек на НИОКР, соц и вещественно-техническое обеспечение некоторых органов). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.


Как финансово-экономическая организация внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве экономиста, приобретая городские ценные бумаги с целью получения дохода и роста денежных ресурсов. Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, которые хозяйствуют субъектами, физическими лицами, нерезидентами и заграничными государствами, с другой, из-за получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения. Доп денежные ресурсы правительство привлекает способом реализации на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов городских ценных бумаг. Государственный кредит употребляется также в целях урегулировании валютного обращения в стране.

Государственный кредит работает в последующих формах: госкредиты, гарантированные кредиты. Госкредиты исполняются методом эмиссии и размещения ценных бумаг, получения зарубежного займа. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязанности общегосударственного кабинета министров под займы, которые получаются органами исполнительной руководство регионов Российской Федерации или хозяйствующими субъектами. В согласовании с уровнем государственного управления денежные отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья: федеральные финансы; финансы регионов России; местные финансы[15].

Финансы компаний разных форм принадлежности, являясь основой единой денежной системы государства, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и государственного дохода. Деньги компаний представляют собой валютные отношения, которые связаны с образованием и распределением денежных доходов и скоплений и их внедрение на реализация обязанностей перед финансово-кредитной системой и выделение денежных средств издержек по расширенному воспроизводству, соц обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Деньги хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья: деньги коммерческих компаний и организаций; деньги некоммерческих компаний.

Финансовые отношения этих 2-ух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации коммерческой деятельности, формированием доходов и затрат, владения собственностью, выполнением обязательств, налогообложением. Денежные ресурсы компаний представляют собой валютные доходы и накопления (свои средства), также валютные поступления снаружи (привлеченные и заемные средства), которые используются ими для производства и реализации продуктов и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.