Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ ( Теоретические основы финансового управления ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы финансового управления
1.1 Сущность и методы управления финансами
1.2 Объекты и субьекты управления
ГЛАВА 2. Государственные органы управления финансами
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами
2.2 Формирование Федерального бюджета на 2020-2022 гг
ГЛАВА 3. Пути совершенствования управления финансами в РФ
3.1 Направления финансовой политики для стабилизации социально – экономического развития
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
Субъектами общего управления деньгами в России являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Кабинет министров России. Президент РФ – регулирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое нормативно-правовые акты, которое было принято Федеральным Собранием. Федеральное Собрание Россия (состоит из 2-ух палат: Совет Федерации и Муниципальная Дума) – устанавливает налоговые платежи, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое нормативно-правовые акты (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.) Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления деньгами. Центральным органом, которые осуществляют реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-валютной и валютной политики в России, организует деятельность остальных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ):
- производит методическое управление в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
- развивает бюджетный федерализм;
- разрабатывает проект федерального бюджета;
- составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
- составляет консолидированный бюджет;
На Министерство финансов возложены последующие функции:
- участие в разработке прогнозов развития экономики и социального сектора РФ на длительный период, среднесрочную и короткосрочную возможности;
подготавливает предложения и реализует мероприятия по улучшению бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
- принимает участие в подготовке предложений по главным фронтам кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за мотивированным исполнением федерального бюджета и за исполнением мотивированных средств бюджета[5,c.30].
Министерство по налоговым платежам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) производят контроль за корректностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и остальных платежей, которые были установлены Российской Федерацией; МНС РФ также производит денежный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам держит под контролем деятельность участвующих фондового рынка, содействуя тем повышению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является принципиальным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ производит вместе с Федеральным казначейством кассовое выполнение бюджета, держит под контролем деятельность остальных кредитных институтов. Счетная палата Российской Федерации – это особый контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денег. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию. Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, денежные органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, руководства внебюджетных фондов, денежные отделы и службы компаний, организаций и заведений, также банки [1].
ГЛАВА 2. Государственные органы управления финансами
2.1 Высшие органы государственной власти управления финансами
Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период. Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами[2,c.256].
Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета. Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики. Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом[16].
2.2 Формирование Федерального бюджета на 2020-2022 гг
Государственный бюджет - это финансовый проект, который верстается финансовыми структурами правительства (в частности министерством финансов). В соответствии с этим проектом планируются расходная и доходная части в казне государства. При этом бюджет бывает закрытого и открытого типа. По открытому, который представляется общественности, можно судить о том, как все расходные статьи скажутся на жизни граждан и экономике страны. Согласно предварительным данным из открытой части можно сказать, что в этом году россиян ждет еще более тяжелые времена и большие лишения[17].
Согласно разработанному Минфином проекту бюджета России на 2020 год в цифрах можно выделить следующие важные аспекты:
- 42,4$ - цена отсечения за баррель нефти марки Юралс;
- 67-68 руб. - прогноз по цене 1-ого долл. США;
- 3% - закладываемый и ориентировочный уровень инфляции;
- 112,863 трлн. рублей - ожидаемый общий объем внутреннего валового продукта;
- 20,379 трлн. рублей - прогнозируемые доходы в госбюджете страны, что на 431 миллиард рублей большем, чем в предыдущем 2019 году. При этом доходы от нефтегазового сектора составят примерно 2,334 трлн. руб.;
- 19,503 трлн. рублей - закладываемый уровень общих расходов в составе госбюджета, что на 1,44 трлн. рублей (1 триллион четыреста сорок миллиардов) больше, чем в 2019 году;
- 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
- 64,4 млрд. долл. - максимальное значение по уровню внешнего долга;
- 3,323 трлн. рублей - секретная часть расходов в структуре госбюджета, что на 323 млрд. руб. больше, чем по предыдущему году.
- более 50 рублей - ожидаемая стоимость за литр бензина с 1 января;
- более 65-70% - закрытая часть расходов на Нацоборону;
- 12 130 рублей - федеральный минимальный размер оплаты труда;
- ≈ 40 тыс. руб. - ожидаемый уровень средней заработной платы по стране[19].
Рисунок 1. Процентное отношение статей расходов к общему бюджету РФ в 2020г, в%
Таблица 1
Структура расходов бюджета России 2020 в цифрах
Наименование расходной статьи |
2020, трлн. руб. |
Соцполитика |
4,999 |
Нацоборона (открытая часть) |
1,068 |
Нацэкономика |
2,551 |
Нацбезопасность (открытая часть) |
1,455 |
Правоохранительная деятельность (с учетом закрытой части) |
5,846 |
Государственный аппарат |
1,455 |
Обслуживание государственного долга |
0,896 |
Субсидии субъектам РФ |
1,008 |
Образование |
0,886 |
Здравоохранение |
0,990 |
Культура, кино |
0,138 |
Охрана окружающей среды |
0,348 |
Средства массовой информации |
0,091 |
Физкультура и спорт |
0,069 |
ЖКХ |
0,248 |
Как видно из таблицы, субсидии региональным бюджета не превышает одного триллиона. Отметим, что по сравнению с предыдущим годом эта статья сократилась примерно на 30 миллиардов.
Приведем графическое изображение представленных статей расходов[18]:
Рисунок 2. Структура расходов бюджета в России 2020, в трлн.руб
В 2020 году, как и в 2021, и 2022 годах, бюджет будет исполнен с профицитом. При этом увеличиваемые налоговые поборы смогут наполнять казну в превышающем расходы объеме. При этом получаемый остаток - 880 млрд., 614 млрд. и 287 млрд. руб. по годам соответственно - министерство финансов планирует с учетом установленного бюджетного правила направлять полностью на покупку иностранной валюты.
Следует также отметить, что все три последующих года Минфин планирует увеличивать расходы на здравохранение с целью повышения качества оказываемых медицинских услуг, поддержания здоровья населения и увеличения рождаемости.
В 2020 году будет также увеличено финансирование государственных средств массовой информации на 3 миллиарда рублей по сравнению с предыдущим годом. При этом отметим, что крупнейшие гос. вещатели (ВГТРК и "Первый канал") уже не первый год являются убыточными. Например, в 2018 году у "Первого канала" убытки составили 6,8 млрд. руб.
По мнению экспертов реализация уже начатых объявленных национальных проектов практически не даст никакого эффекта для роста экономики в 2020 году, улучшения макроэкономических показателей. Граждане страны при этом также не ощутят на себе никаких улучшений. Хоть планируемое инфляционное значение ожидается на уровне 3%, реальная же инфляция останется по-прежнему очень высокой (примерно 10-15%)[15].
Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода. Наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2020 году по сравнению с 2019 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005 года.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 триллиона рублей (+6,5 % к 2019 году), в 2021 году – 20,6 триллиона рублей (+5,9 % к 2020 году) и в 2022 году – 21,8 триллиона рублей (+5,5 % к 2021 году).
Федеральный бюджет на 2020-2022 годы имеет стимулирующий характер для экономики – расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей.
За 2019-2020 годы расходы суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП – это самый масштабный стимул для экономики с 2009 года, имеющий устойчивый структурный характер, так как соблюдается бюджетное правило (бюджет балансируется при цене нефти 40 долларов за баррель). Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008-2009 годах, когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов.
После повышения объема бюджетных ассигнований в 2020 году до 17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов федерального бюджета до 16,9 % ВВП к 2022 году.
В 2020 – 2022 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета с 20,2 триллиона рублей в 2019 году до 20,4 триллиона рублей в 2020 году (+0,9 % к 2019 году), 21,2 триллиона рублей в 2021 году (+4,3 % к 2020 году) и 22,1 триллиона рублей в 2022 году (+3,8 % к 2021 году).
По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5 % ВВП в 2019 году и 18 % ВВП в 2020 году до 17,7 % ВВП в 2021 году и 17,2 % ВВП в 2022 году.
Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса.
Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны - после небольшого увеличения по отношению к ВВП с 11,2% в 2019 году до 11,4% в 2020 году, связанном в том числе с рядом разовых неналоговых поступлений, они незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году, преимущественно за счет снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной передачей на региональный уровень[18].
В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8 % в 2019 году до 35 % в 2022 году.
В 2020-2022 годах согласно бюджетным правилам с учетом макропрогноза не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
В 2020 году предусматривается увеличение объема средств ФНБ с 8,2 триллиона рублей до 11,1 триллиона рублей, в 2021 году - 11,1 триллиона рублей до 13,7 триллиона рублей, в 2022 году – 13, 7 триллиона рублей до 16,2 триллиона рублей.
В предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП).
В 2020 - 2022 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2020 года объем государственного долга составит 17,1 триллиона рублей, 2021 года – 19 триллионов рублей и 2022 года – 21, 1 триллиона рублей.
В общем объеме государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга РФ его доля составит 75,3% в 2020 году, 76,4% в 2021 году и 78,2% в 2022 году.