Файл: Управление финансами и пути его совершенствования в РФ ( Теоретические основы финансового управления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проект бюджета до 2022 года, представленный Минфином в конце сентября, формулирует приоритеты государственной политики на ближайшие 3 года[15]. 

Рисунок 3. Совокупные расходы в рамках исполнения национальных проектов

После периода бюджетной консолидации 2016-2018 годов, когда расходы бюджета в номинальном выражении оставались практически стабильными в условиях подстройки к изменившейся конъюнктуре нефтяного рынка, правительство вернулось к активному росту расходов с 2019 года (+9,5%), и данный тренд продолжится в 2020-2022 годах (в среднем +6% в год, рис. 4). В итоге экономика должна получить довольно заметный стимул со стороны бюджета, расходы которого вырастут с 16,1% ВВП в 2018 году до 17,3% ВВП в 2020 году. Медленное исполнение расходов бюджета в 2019 году может привести к переносу их части на 2020 год. Как следствие, эффект бюджетного стимулирования может быть сконцентрирован именно в 2020 году, что повышает вероятность увидеть темпы роста экономики ближе к 2% в 2020 году, что выше нашего текущего прогноза на уровне 1,5%.

Структура расходов бюджета и темпы роста расходов бюджета по различным направлениям показывают приоритетные направления бюджетного стимулирования. В частности, наиболее сильно в 2019-2022 годах растут расходы бюджета на национальную экономику, здравоохранение, ЖКХ и на охрану окружающей среды (рис. 5). По всем перечисленным направлениям расходы растут более высоким темпом, чем в 2015-2018 гг, а также быстрее, чем расходы в среднем в 2019-2022 гг. Итогом такой ребалансировки расходов станет благоприятное для экономики снижение доли расходов на оборону, безопасность, обслуживание долга и социальную сферу с 67% в 2016 году до 62% в 2022 году. При этом расходы на образование, к сожалению, продолжат расти более медленными темпами, чем расходы в целом[19].

Рисунок 4. Динамика доходов и расходов бюджета

Рисунок 5. Средние темпы прироста расходов федерального бюджета по различным направлениям

Проект бюджета предполагает, что доходы в 2020-2022 гг. будут расти более медленными темпами, чем расходы, поскольку в основе бюджета лежит прогноз умеренного снижения цен на нефть до отметки в 55 долл./бар. к 2022 году. Сокращаться в % ВВП будут именно нефтегазовые доходы, что по сути приведет к уменьшению темпов сбережения нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния (ФНБ), если динамика цен на нефть будет соответствовать прогнозной. Текущий период в бюджетной политике продолжает выгодно контрастировать с периодом между кризисами 2009 и 2014 гг., в течение которого существенно возросла зависимость бюджета от конъюнктуры нефтяного рынка, а рост цен на нефть приводил лишь к ограниченному росту размера суверенных фондов. Даже при прогнозируемом умеренном снижении цен на нефть в 2020-2022 гг. активность сбережений нефтегазовых доходов останется существенно выше той, что наблюдалась в период высоких цен на нефть в 2010-2014 гг. (рис. 6, что подтверждает сочетание консервативного подхода к бюджетной политике с целями по стимулированию экономического роста. Зависимость бюджета от нефтегазовых доходов продолжит сокращаться. В проект бюджета заложено снижение доли расходов, финансируемых за счет нефтегазовых доходов, до 26% к 2022 году с 28,5% в 2019 году, что существенно ниже пиковых значений в 47,5%, достигнутых в 2013 году[15].


Рисунок 6. Структура доходов бюджета в % ВВП

В значительной степени снижение зависимости бюджета от конъюнктуры цен на нефть связано и с ростом ненефтегазовых доходов, который объясняется двумя факторами:

1) улучшением собираемости налогов в 2015-2016 гг., когда темпы роста поступлений ненефтегазовых доходов в бюджет заметно превышали темпы роста номинального ВВП и

2) повышением ставки НДС в 2019 году (рис. 7)[18].

Рисунок 7. Темпы роста ненефтегазовых доходов бюджета и номинального ВВП (в % к предыдущему году)

На всем прогнозном горизонте ожидается сохранение профицита бюджета, который, тем не менее, будет сокращаться (с 0,8% ВВП в 2020 гг. до 0,2% ВВП в 2022 г.). В проект бюджета заложен прогноз роста Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 12,6% ВВП к концу 2022 года с текущих 7.5%. При этом размер неликвидной части ФНБ сохранен на уровне 1,2% ВВП, то есть проект бюджета пока не предполагает изменения стратегии инвестирования средств Фонда, хотя данная тема периодически активно обсуждается.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования управления финансами в РФ

3.1 Направления финансовой политики для стабилизации социально – экономического развития

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

- снижение социальной напряженности;

- оздоровление государственных финансов;


- восстановление нормального функционирования банковской сферы;

- сбалансированность товарных и денежных потоков;

- разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

- искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции[12,c.352].

Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

- комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

- пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

- введение единого реестра налогоплательщиков;

- ужесточение налогового администрирования;

- реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

- принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

- реализация программ экономии государственных расходов;

- централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

- проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;

- реструктуризация государственного долга;

- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования[9,c.176].

Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

  • реструктуризация банковской системы;
  • совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
  • сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
  • пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
  • активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда;
  • усиление таможенного контроля.

Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

  • приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
  • передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
  • инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
  • вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
  • приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
  • совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
  • разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
  • усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом[3,c.320].

Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

  • выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
  • увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
  • разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
  • реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
  • упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
  • регулирование вынужденной миграции.

Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:


  • повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
  • создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
  • развитие ипотечного кредитования;
  • привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ

Поскольку в ближайшей перспективе, по нашему мнению, нет оснований рассчитывать на качественное изменение экономической конъюнктуры, переориентация сложившейся модели формирования финансовых ресурсов реально может основываться лишь на увеличении оплаты труда наемных работников, участия сектора услуг и индивидуальных предпринимателей в образовании общегосударственных фондов денежных средств, адекватной их доле в ВВП: минимизации потерь от уклонения уплаты налогов.

Компонентом роста финансовых ресурсов могут стать сбережения населения, но от властных структур требуется их привлечение не просто в качестве кредитного источника, а целенаправленное перераспределение для финансирования производственных инвестиций (посредством выпуска федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг целевого характера). Для обеспечения устойчивого развития экономики страны, помимо уменьшения (ликвидации) дефицита финансовых ресурсов, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этого в общегосударственный фонд.

Формирование нового механизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменение пропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Он предполагает принципиальный пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования финансового перераспределения. Меру их соответствия потребностям материального производства и социального развития, их способность адаптироваться к реальной ситуации автор относит к критериям оценки эффективности функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов. Следовательно, формирование новых критериев оценки эффективности финансового регулирования можно считать четко прослеживающейся закономерностью[7,c.56].