Файл: Глава 7 Тепловой и вентиляционный расчет электрических машин.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 976
Скачиваний: 17
Конечным результатом вентиляционного или гидравлического расчета систем охлаждения является определение номинального напора вентилятора или нагнетательного устройства, обеспечивающего номинальный расход охлаждающей среды при расчетном суммарном сопротивлении всей схемы охлаждения :
. (7.42)
В [16] приводятся эмпирические зависимости, позволяющие приближенно рассчитать параметры нагнетательных элементов и расход , м3/с:
, (7.43)
где при , , а при — — число и длина радиальных вентиляционных каналов (при их отсутствии ); — внешний диаметр машины. Полученное по (7.43) значение должно быть не менее рассчитанного по (7.32). Давление, Па,
. (7.44)
Для двигателей со степенью защиты IP44 и способом охлаждения IC0141 с наружным обдувом центробежным вентилятором необходимое количество воздуха определяют по формуле
, (7.45)
где — превышение температуры воздуха; — коэффициент, учитывающий изменение условий теплоотдачи по длине корпуса. Значение т определяется по следующей таблице:
, мм |
|
|
56…132 |
2 |
2,6 |
56…132 |
4; 6; 8 |
1,8 |
160…400 |
2 |
3,3 |
160…400 |
4; 6; 8; 10; 12 |
2,5 |
Превышение температуры , определяется по формуле
, (7.46)
где — сумма всех потерь, выделяемых во внутреннем объеме машины при предельной допускаемой температуре; — внутренняя теплопередающая поверхность двигателя; — коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности двигателя.
Расход охлаждающего воздуха (м3/с) двигателей со степенью защиты IР44 и способом охлаждения IС0141 можно определить по формуле
. (7.47)
Напор вентилятора, Па,
. (7.48)
Для оценки вентиляции и других двигателей с аксиальной вентиляцией используют зависимости, построенные на основе обобщения данных вентиляционных систем выпускаемых электрических машин.
С достаточной точностью сопротивление Z вентиляционной системы машины можно принять по рис. 7.5, а площади сечения входа и выхода каналов вентиляционного тракта машины — по рис. 7.6.
Рис. 7.5. Зависимость среднего значения аэродинамического
сопротивления машины от диаметра якоря:
1 — якоря без аксиальных вентиляционных каналов;
2 — то же, с аксиальными каналами
Рис. 7.6. Зависимость и от диаметра якоря
7.7. РАСЧЕТ ВЕНТИЛЯТОРОВ
Встроенный вентилятор, укрепленный на валу электрической машины, должен создавать напор, достаточный для того, чтобы обеспечить необходимый расход охлаждающей среды в каналах вентиляционной системы машины. Вентиляторы проектируются с учетом особенностей конструктивного исполнения конкретного типа машины [16].
Ниже приводится упрощенный метод поверочного расчета встроенного вентилятора, основанный на данных серийных машин общего назначения. В таких машинах используют преимущественно центробежные вентиляторы с радиальными лопатками, рабочее колесо которых изменяет свое направление потока на радиальное.
Внешний диаметр вентиляторного колеса выбирают в соответствии с типом вентиляционной системы и конструкции машины. При аксиальной вентиляции внешний диаметр рабочего колеса (рис. 7.7) выбирают максимально возможным.
Рис. 7.7. Колесо вентилятора
По выбранному внешнему диаметру вентилятора определяют окружную скорость, м/с:
. (7.49)
Максимальное значение КПД вентилятора приблизительно соответствует режиму, когда номинальное давление вентилятора , где — давление, развиваемое вентилятором в режиме холостого хода, т. е. при закрытых отверстиях по внешнему диаметру, когда расход воздуха равен нулю. Номинальное значение расхода приблизительно равно:
,
где — расход вентилятора, м3/с, работающего в режиме короткого замыкания (по аналогии с электрической цепью), т. е. в открытом пространстве.
Из условия максимального КПД принимается
. (7.50)
Сечение на выходной кромке вентилятора, м2,
, (7.51)
где 0,42 — номинальный КПД радиального вентилятора.
Ширина колеса вентилятора
, (7.52)
где 0,92 — коэффициент, учитывающий наличие вентиляционных лопаток на поверхности вентиляционной решетки (поверхности ).
Внутренний диаметр колеса определяют из условия, что вентилятор работает при максимальном значении КПД, т. е. при и . Используя уравнения статического давления, развиваемого вентилятором, Па, найдем давление, развиваемое вентилятором при холостом ходе:
, (7.53)
где = 0,6 для радиальных лопаток; кг/м3 — плотность воздуха.
Зная расход воздуха V, сопротивление вентиляционной системы и определив окружную скорость на внутренней кромке вентилятора [16]:
, (7.54)
найдем внутренний диаметр колеса вентилятора, м:
. (7.55)
Во встроенных вентиляторах отношение лежит в пределах 1,2…1,5.
Число лопаток вентилятора принимают [16]:
. (7.56)
Для уменьшения вентиляционного шума рекомендуется выбирать число лопаток вентилятора таким, чтобы оно равнялось нечетному числу. При вытяжной вентиляции могут быть рекомендованы и числа зависимости от диаметра вентилятора: при мм , при мм , при мм , при мм .
Для вентиляторов асинхронных двигателей серии 4А рекомендуется выбирать число лопаток согласно табл. 7.6.
Таблица 7.6. Число лопаток вентилятора
-
Высота оси вращения, мм
Число лопаток при
50…63
4
4
71…100
10
10
112…132
5
8
160…250
9
280…355
6
Число лопаток вентиляторов машин постоянного тока выбирают ориентировочно:
. (7.57)
Значение округляют до ближайшего простого числа.
После расчета вентилятора необходимо уточнить результаты вентиляционного расчета.
Для определения действительного расхода воздуха и давления и строят совмещенные характеристики вентилятора и вентиляционного тракта машины. Характеристика вентилятора может быть выражена с достаточной точностью уравнением
. (7.58)
Характеристика вентиляционного тракта согласно (7.50)
. (7.59)
На рис. 7.8 представлены графики, построенные по уравнениям (7.58) (кривая 1) и (7.59) (кривая 2). Координата точки пересечения этих характеристик определяется путем решения уравнений
(7.60)
Рис. 7.8. Характеристики вентилятора
Мощность, потребляемая вентилятором, Вт,
, (7.61)
где — энергетический КПД вентилятора, который может быть принят равным примерно
(7.62)
Вентиляционный расчет электрической машины при курсовом проектировании проводится по упрощенной методике. Более подробные расчеты отдельных видов исполнения машин приводятся в гл. 9—11.