Файл: ГЛАВА 6 Потери и КПД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 325

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА ШЕСТАЯ. Потери и КПД


В электромеханических преобразователях (электрических маши­нах) электромеханическое преобразование энергии происходит с обязательным преобразованием части электрической энергии (ре­жим двигателя) или механической (режим генератора) — в тепло [6]. Так как эта часть энергии «теряется» в процессе преобразования, ее принято называть потерями, а отношение полезной работы к затра­чиваемой — коэффициентом полезного действия КПД.


6.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТЕРЬ


КПД — основной показатель энергетических характеристик электрических машин и его расчет имеет важное значение при их проектировании. Чтобы определить КПД машины, надо, по воз­можности, точно рассчитать потери. Потери в отдельных ее частях необходимо также знать для определения в них температуры, что влияет на расчет размеров и геометрию основных конструкционных узлов электрических машин. Потери в электрических машинах делятся на основные и добавочные.

К основным потерям относятся электрические потери (потери в меди), магнитные (потери в стали) и механические потери. Электри­ческие потери сосредоточены в обмотках электрических машин пе­ременного тока, а в машинах постоянного тока к ним добавляются еще и потери на коллекторе. Магнитные потери возникают там, где замыкается переменный магнитный поток. Механические потери связаны с потерями в подшипниках, с трением вращающихся частей машины о воздух и в скользящих контактах. К механическим поте­рям относятся также вентиляционные потери, которые расходуются па охлаждение машины.

К добавочным потерям относятся потери, которые не были учте­ны при расчете основных потерь.

Магнитные потери и механические потери в большинстве ма­шин не зависят от нагрузки и они являются постоянными потерями. Обычно это потери холостого хода. Электрические потери зависят от нагрузки, поэтому их относят к переменным потерям [6].

Расчету потерь при проектировании уделяется большое внима­ние, так как от этого зависят основные размеры и геометрия элект­рической машины.


6.2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ


Электрические потери возникают в проводниках обмоток, сое­динительных шинах и проводах, в переходных контактах щетки — коллектор или щетки — контактные кольца.

Потери в обмотках, соединительных шинах и проводах. Электри­ческие потери Рэ, Вт, в обмотках и всех токоведущих частях элект­рической машины рассчитывают по формуле


Рэ = , (6.1)


где rvi — сопротивление данной обмотки или i-го участка токопровода, по которому протекает ток Ii, рассчитанное при необходимости с учетом влияния эффекта вытеснения тока, Ом.

Для расчета потерь сопротивление rv должно быть приведено к расчетной температуре: для обмоток с изоляцией классов нагревостойкости А, Е и В — 75° С, с изоляцией класса F или Н — 115° С (соответственно r75° и r115°). Если по обмотке протекает постоянный ток, то для расчета электрических потерь часто используют выраже­ние



Pэ = UI, (6.2)


где I— ток в обмотке, A; U— напряжение на концах обмотки, В.

Электрические потери рассчитывают отдельно для каждой из обмоток — обмотки фазы машины переменного тока, обмотки яко­ря, возбуждения и т. п., так как эти данные используют в дальней­шем для тепловых расчетов электрических машин.

Обычно электрические потери в обмотках возбуждения синхро­нных машин и в обмотках параллельного или независимого возбуж­дения машин постоянного тока выделяют из общей суммы электри­ческих потерь и относят к потерям на возбуждение. Для синхронных машин потери в обмотках возбуждения учитывают в тепловых рас­четах, а при определении КПД к потерям на возбуждение относят мощность, потребляемую возбудителем, если он расположен на од­ном валу с ротором или приводится во вращение от вала ротора.

При определении КПД машин постоянного тока учитывают так­же электрические потери в регулировочных реостатах. На тепловое состояние машин эти потери влияния не оказывают, так как реоста­ты располагаются отдельно от машин.

В некоторых обмотках на их различных участках протекают раз­ные токи. В этом случае сопротивление одного из участков приво­дят к току другого. Так, при расчете сопротивления фазы обмотки короткозамкнутого ротора асинхронной машины сопротивление за­мыкающих колец приводит к току стержней обмотки.

Потери в переходных контактах. Электрические потери в пере­ходных контактах щетки -- коллектор или щетки — контактные кольца зависят от тока, протекающего через контакт Iк.к, А, и паде­ния напряжения под щетками Uщ, В:


Рэ.щ = k ΔUщ Ik. (6.3)


В машинах постоянного тока и синхронных коэффициент k = 2, так как ток проходит через два переходных контакта: под положи­тельной и отрицательной щетками. В асинхронных машинах с фаз­ным ротором k = m, где m — число фаз обмотки.

Потери в переходных контактах нельзя рассчитать точно, так как падение напряжения под щетками непостоянно и зависит от ре­жима работы, состояния трущихся поверхностей, удельного давле­ния щеток на коллектор или контактные кольца и от ряда других факторов, изменяющихся во время эксплуатации машины. В расче­тах используют значение ΔUщ, взятое из технической характеристи­ки конкретной марки щеток, которое принимают постоянным, так как Рэ.щ составляют лишь несколько процентов от общей суммы по­терь в машине, погрешность расчета при этом незначительна.


6.3. МАГНИТНЫЕ ПОТЕРИ


Магнитные потери, или, как их чаще называют, потери в стали (Рст), возникают в участках магнитопровода с переменным магнит­ным потоком: в статорах асинхронных и синхронных машин и яко­рях машин постоянного тока. В роторах синхронных машин, полю­сах и станине машин постоянного тока поток постоянный и основные потери в стали отсутствуют. В роторах асинхронных машин частота тока и потока в номинальном режиме небольшая (f2 = sном f ), поэтому потерями в стали ротора пренебрегают [5].


Основные потери в стали состоят из потерь на гистерезис и по­терь на вихревые токи. Они зависят от марки стали, толщины лис­тов магнитопровода, частоты перемагничивания и индукции. На них оказывают влияние также различные технологические факторы. В процессе штамповки листов магнитопровода образуется наклеп, который изменяет структуру стали по кромкам зубцов и увеличива­ет потери на гистерезис. Потери на вихревые токи возрастают в ре­зультате замыканий части листов магнитопровода между собой, возникающих из-за заусенцев, которые образуются при опиловке пазов, при забивке пазовых клиньев, из-за чрезмерной опрессовки магнитопровода и ряда других причин.

Точных аналитических формул для расчета основных потерь в стали, учитывающих влияние приведенных выше факторов, не су­ществует. Потери в стали рассчитывают по формулам, основанным на результатах многолетних теоретических и экспериментальных исследований.

Основные потери в стали определяют как сумму потерь в зубцах и в ярме магнитопровода:


(6.4)


где kдi, — коэффициент, учитывающий увеличение потерь в стали зуб­цов или ярма магнитопровода по технологическим причинам; Р1/50 — удельные потери в стали при частоте перемагничивания 50 Гц и маг­нитной индукции 1 Тл, Вт/кг; f— частота перемагничивания, Гц. Для машин переменного тока f равна частоте питающей сети; для расчета потерь в стали якоря машин постоянного тока f = рn/60; Bi — индук­ция в зубцах или ярме магнитопровода, Тл; mi — масса зубцов или ярма магнитопровода, кг; β — показатель степени, зависящий от мар­ки стали и толщины листов магнитопровода. В большинстве расче­тов β можно принять равным 1,3.

Значения P1/50 и β приводятся в технических характеристиках сталей; данные по выбору kд и расчету массы стали зубцов и ярма приведены в главах учебника, посвященных проектированию конк­ретных видов машин.


6.4. МЕХАНИЧЕСКИЕ И ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ ПОТЕРИ


Механические потери в электрических машинах состоят из по­терь на трение в подшипниках, на трение вращающихся частей ма­шины о воздух или газ и потерь на трение в скользящих контактах щетки — коллектор или щетки — контактные кольца. К вентиляци­онным потерям относят затраты мощности на циркуляцию охлаж­дающего воздуха или газа.

В машинах с самовентиляцией на вентиляционные потери расхо­дуется часть подводимой к машине мощности. В машинах с прину­дительной вентиляцией или с жидкостным охлаждением для цирку­ляции охлаждающего агента — воздуха, газа или жидкости — устанавливают вентиляторы или компрессоры с независимым при­водом. Потребляемая их двигателями мощность учитывается при расчете КПД основной машины как потери на вентиляцию.

Расчетные формулы, позволяющие найти каждую из составляю­щих этих видов потерь, основаны на экспериментальных данных и отражают зависимость потерь от конструкции машины, ее разме­ров, частоты вращения и от ряда других факторов. При проектиро­вании машин, конструкция которых несущественно отличается от серийных, в расчете можно использовать эмпирические формулы, дающие непосредственно сумму вентиляционных и механических потерь (за исключением потерь на трение в скользящих контактах).


Расчет механических и вентиляционных потерь Рмех можно вы­полнить лишь после завершения проектирования и определения размеров всех деталей машины. Во время учебного проектирования при разработке конструкции машины следует иметь в виду качественную зависимость этого вида потерь от размерных соотношений машины. Потери на трение и вентиляцию резко увеличиваются в машинах с большим диаметром ротора и большой частотой враще­ния. Так, в большинстве машин эти потери пропорциональны квад­рату частоты вращения и квадрату наружного диаметра статора.

Так как формулы для расчета механических потерь выведены для конкретных типов и конструктивного исполнения машин, то они приводятся в соответствующих главах учебника. Там же приве­дены формулы для расчета потерь на трение в скользящих контактах.

6.5. ДОБАВОЧНЫЕ ПОТЕРИ


Добавочные потери, как правило, меньше основных потерь, рас­смотренных в предыдущих параграфах. Некоторые виды добавоч­ных потерь возникают при холостом ходе и не изменяются при на­грузке машины, другие появляются только с увеличением тока нагрузки. В зависимости от этого первый вид потерь называют добавочными потерями холостого хода, а второй — добавочными по­терями при нагрузке.

К добавочным потерям холостого хода относят поверхностные Рпов и пульсационные потери Рпул:


Рст.доб = Рпов + Рпул (6.5)


Поверхностные потери возникают из-за пульсаций индукции в воздушном зазоре. При работе машины индукция в каждой отдель­но взятой точке, расположенной на одной из поверхностей магнитопровода, обращенных к зазору, будет изменяться от наибольшего значения (когда против нее на противоположной стороне зазора на­ходится коронка зубца) до наименьшего (когда на другой стороне располагается паз). Частота таких пульсаций индукции определяет­ся числом зубцов и частотой вращения, т. е. зубцовой частотой, Гц:

fz = nZ/60.

Вызванная этими пульсациями ЭДС создает в тонком поверхно­стном слое головок зубцов и полюсных наконечников вихревые токи, потери от которых и называют поверхностными.

Таким образом, наличие зубцов на статоре определяет возник­новение поверхностных потерь в роторе, и, наоборот, зубцы ротора вызывают поверхностные потери на статоре. Поверхностные поте­ри возникают во всех машинах, имеющих зубчатую поверхность на одной или на двух сторонах воздушного зазора. Эти потери имеют место в статорах и роторах асинхронных машин и на поверхности полюсных наконечников синхронных машин и машин постоянного тока.

Для расчета Рпов предварительно находят амплитуду пульсаций индукции в воздушном зазоре В0 в зависимости от индукции Вδ и размерных соотношений зазора — отношения ширины раскрытия паза к зазору bш/δ. Среднее значение удельных поверхностных по­терь Рпов, т. е. отнесенных к единице площади поверхности магнитопровода статора или ротора, обращенной к воздушному зазору,



Р'пов1 = k0 (Z2n/ 10000)1,5(103 B0tz2)2 ; (6.6)


Р'пов2 = k0 (Z2n/ 10000)1,5(103 B0tz1)2 , (6.7)


где коэффициент k0 определяет влияние на потери толщины листов магнитопровода, марки стали и способа обработки поверхности; Z1 и Z2 — числа зубцов статора и ротора; n — частота вращения ротора, об/мин; tz1 и tz2 — зубцовые деления статора и ротора, м.

Полные поверхностные потери Рпов, Вт, получают умножением Р'пов на площадь всей рассматриваемой поверхности статора или ротора — головок зубцов или полюсных наконечников.

Пульсационные потери Рпул возникают в машинах, имеющих зуб­цы и на роторе и на статоре, например, в асинхронных машинах. Они обусловлены пульсациями потока в зубцах, что приводит к по­явлению вихревых токов в стали зубцов. Частота пульсаций потока и индукции в зубцах статора происходит с зубцовой частотой рото­ра, а частота пульсаций в зубцах ротора — с зубцовой частотой ста­тора. Амплитуда пульсаций Впул зависит от среднего значения ин­дукции в зубцах и размерных соотношений зубцовых зон. Потери Рпул, Вт, определяют раздельно для зубцов статора и ротора по сле­дующим формулам:

Рпул1 = (0,09...0,11)(Z2n/ 1000)2 B2пул1 mz1; (6.8)


Рпул1 = (0,09...0,11)(Z1n/ 1000)2 B2пул2 mz2, (6.9)


где Z1 и Z2 — числа пазов статора и ротора; Впул1 и Впул2 — амплитуда пульсаций индукции в зубцах статора и ротора, Тл; mz1 и mz2 — мас­сы зубцов статора и ротора, кг.

Поверхностные и пульсационные потери возникают во всех машинах, имеющих пазы, открытые в воздушный зазор, хотя бы на одной из его поверхностей. При закрытых пазах в магнитопроводе, расположенном на противоположной им стороне зазора, поверхностные и пульсационные потери не возникают. Напри­мер, эти потери отсутствуют на поверхности и в зубцах статора асинхронного двигателя, если его ротор выполнен с закрытыми пазами.

Относительная величина Рпов, и Рпул в общей сумме потерь резко возрастает в машинах с большим числом пазов, с большой частотой вращения, а также при увеличении ширины шлица паза и уменьше­нии воздушного зазора. Это объясняется тем, что в первом случае возрастает частота, а во втором — амплитуда пульсаций индукции в воздушном зазоре и в зубцах магнитопровода. В двухполюсных асинхронных двигателях чрезмерное уменьшение воздушного зазо­ра приводит к значительному увеличению потерь Рпов и Рпул, что мо­жет служить причиной возрастания суммарных потерь и уменьше­ния КПД двигателя.

Добавочные потери при нагрузке возникают как в проводниках обмоток, так и в стали на отдельных участках магнитопровода. Ток нагрузки создает потоки рассеяния, сцепленные с проводниками об­моток. В результате этого в проводниках наводятся вихревые токи, вызывающие добавочные потери, не учтенные ранее в расчете. В ма­шинах постоянного тока увеличение потерь при нагрузке связано также с коммутационным процессом, при котором токи в секциях изменяют свое направление. Поля, созданные высшими гармоника­ми МДС обмоток, и зубцовые гармоники поля с ростом нагрузки машины увеличивают поверхностные и пульсационные потери. В машинах постоянного тока увеличение добавочных потерь в стали с ростом нагрузки связано также с искажением магнитного поля под действием поперечной реакции якоря.