Файл: ГЛАВА 6 Потери и КПД.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 320

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет отдельных добавочных потерь при нагрузке проводят обычно лишь для машин большой мощности. Для машин общего назначения эти потери учитывают приближенно. Согласно ГОСТ 11828—86 добавочные потери при нагрузке для асинхронных и син­хронных машин и машин постоянного тока с компенсационной об­моткой при расчете берут равными 0,5 % потребляемой номиналь­ной мощности, а для машин постоянного тока без компенсационной обмотки 1 %.


6.6. КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ


Общее выражение для коэффициента полезного действия имеет вид


η = Р21. (6.10)


Для генераторов Р2 — активная мощность, отдаваемая в сеть; Р1 — механическая мощность, затрачиваемая на вращение вала ге­нератора. Для двигателей Р2 — механическая мощность на валу и Р1 — активная электрическая мощность, потребляемая двигателем.

Расчет электрических машин обычно проводят, исходя из задан­ной мощности Р2, поэтому для любых значений нагрузки КПД, %, удобнее рассчитывать по формуле


(6.11)


где Р1 и Р2 — потребляемая мощность, Вт, и нагрузка, для которой определяется КПД; ΣP — сумма всех потерь в машине при данной на­грузке, Вт.

Современные электрические машины имеют высокий КПД. Так, КПД машин мощностью несколько тысяч и более киловатт достига­ет 95. ..98 %, мощностью несколько сот киловатт — 88. ..92 %, мощ­ностью около 10 кВт — 83... 88 %. Лишь КПД машин малой мощно­сти, до нескольких десятков ватт, составляет 30.. .40 %.

КПД электрической машины изменяется с изменением ее нагруз­ки. При увеличении нагрузки от холостого хода до номинальной КПД сначала быстро увеличивается, достигает максимального зна­чения, после чего несколько снижается. Для оценки нагрузки, при которой КПД будет наибольшим, разделим все виды потерь в ма­шине на три группы: постоянные, не изменяющиеся от нагрузки по­тери, обозначим для номинального режима П1, потери, пропорцио­нальные току, П2, потери, пропорциональные квадрату тока, П3. К первой группе отнесем все виды механических и вентиляционных потерь и потери в стали, ко второй — например, электрические по­тери в щеточном контакте, к третьей — электрические потери в об­мотках.

Введем понятие коэффициента нагрузки, равного отношению нагрузки электрической машины к ее номинальной мощности:


kнаг = Р2ном. (6.12)


При условии, что во время работы машины ее частота враще­ния, напряжение сети, ток возбуждения и cos φ остаются постоянны­ми, можно записать


kнаг = Р22ном =I/Iном. (6.13)


Тогда КПД при любой нагрузке электрической машины с уче­том принятых обозначений групп потерь


(6.14)



Для определения условия, при котором КПД будет максималь­ным, приравняем к нулю производную этой функции:


= 0 (6.15)


Таким образом, наибольший КПД у электрической машины бу­дет при такой нагрузке, при которой потери, зависящие от квадрата тока (k2нагП3), будут равны потерям, не зависящим от нагрузки, П1. С известным приближением это условие сводится к условию равенства электрических потерь в обмотках сумме механических, вентиляционных и магнитных потерь в машине.


Электрические потери в машине данной мощности определяют­ся, в основном, плотностью тока, потери в стали — уровнем индук­ций на участках магнитопровода. Рекомендации современных методик проектирования электрических машин по выбору электро­магнитных нагрузок дают такое соотношение потерь в машине, что наибольшего значения КПД составляет при kнаг = 0,7—0,8. Это оправдано тем, что при дискретной шкале мощностей электриче­ские машины, особенно двигатели, в большинстве случаев работают c нагрузкой, несколько меньшей, чем номинальная мощность [6].

Если в техническом задании предлагается спроектировать маши­ну с наибольшим КПД в номинальном режиме, то выбор электро­магнитных нагрузок должен быть проведен так, чтобы электриче­ские потери в обмотках в номинальном режиме (kнаг = 1) были равны сумме потерь в стали, механических и вентиляционных. Для этого должна быть несколько увеличена индукция по сравнению с обычно рекомендуемыми значениями и уменьшена плотность тока в обмотках.