Файл: Общественное производство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2019

Просмотров: 551

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Формы общественного хозяйства. Товарное хозяйство: сущность, условия возникновения, эволюция. Формы общественного хозяйства: а) натуральная; б) товарная. Натуральная форма хозяйствования — это такая форма хоз-ния, в кот. производство благ, услуг осуществляется для собственного потребления внутри отдельной хоз. единицы, материальной основой которой является слабое, низкое развитие общественного разделения труда. Натуральной форме присущ замкнутый, локальный характер производства, ограниченный рамками данного хозяйства, его единицы. Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности. Отсутствие частной собственности на землю, её сосредоточение в руках государства, как верховного собственника, в качестве своего неизбежного результата имело сращивание собственности и гос. власти. Цель натуральной формы — удовлетворение незначительной по объёму и однообразных по качественному составу потребностей. Всё это определило низкие темпы развития. Товарная форма хозяйствования —тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для продажи на рынке. Товарное производство предполагает, что продукты производятся частными отдельными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов и их товарно-денежный обмен. Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. Общественное разделение труда — материальное условие существования товарного производства, характер которого определён уровнем развития производительных сил. Второе необходимое условие — экономическое обособление товаропроизводителей. Это условие необходимо и достаточно для превращения обмена в товарный обмен.



  1. Товар и его свойства. Полезность, стоимость, ценность, цена товара. Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена. Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость. Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают на стоимости товара. Рассмотрим осн. положения теории трудовой стоимости. Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им характеристику: Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна поступать в потребление через обмен. Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе обмена через меновую стоимость. Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того, что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл. Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный. Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека, результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости. Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся стоимость товара. Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим временем которое измеряется при среднем уровне производительности с интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и абстрактного труда на единицу потребит. стоимости. Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество труда 2. Производительность труда 3 Интенсивность труда 4. Сложность труда Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно психологической оценкой людей 2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в) человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая единица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара определяется как считают маржиналисты предельной полезностью. Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре, а с др. стороны следует учитывать полезность товара со стороны потребителей.



  1. Деньги: возникновение, эволюция. Функции денег. Закон денежного обращения. В процессе разделения труда, появления частной соб-ти стихийно исторически появился такой товар, который можно было бы обменять. Этот товар становился всеобщим эквивалентом. Это деньги - особый товар, с помощью которого оцениваются все другие товары и обеспечивается обмен ими. Постепенно роль денег стали выполнять благородные Ме., т.к. обладают определенными качествами: хорошая делимость, сохраняемость, транспортабельность, однородность, высокая стоимость и т.д. Современное общество измеряет деньгами практ. все показатели: результаты труда, затраты. Функции денег: Мера стоимости, Мировые деньги, средство обращения, средство платежа, средство сбережения и накопления. Сущность денег проявляется в этих функциях: 1. Как мера стоимости - как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их уравнивания. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Для соизмерения цен всех товаров служит масштаб цен, который устанавливается государством как фиксированное весовое количество денежного металла, принятое за денежную единицу. 2. Как средство обращения и платежа - деньги в этой функции должны присутствовать реально. Товарное обращение включает продажу товара, т.е. превращение его в деньги и превращение денег в товары (Т-Д-Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в обмене. Также за товар расплачиваются деньгами, деньги нужны как для немедленной оплаты, так и для погашения долга. Напр., покупка товаров в кредит, оплата электроэнергии. 4. Как средство накопления и сбережения - проявляется как в сфере пр-ва, так и в сфере потребления. В этих случаях возникает необходимость в дополнительных средствах. Накопление происходит у юр лиц на банк счетах, у физлиц в различных формах (труд доходы, банковский %). Широко развивается покупка ц/б, вложение в недвижимость, драг Ме и камни, в инвалюту, антиквариат. 5. Как мировые деньги - деньги, участвующие в процессе межгосударственного товарооборота, торговли, кредита, выполняющие функцию обслуживания мирового хозяйства, деньги в этом качестве выступают в расчетах по международным балансам. Международным средством мировые деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, а также при предоставлении займов. Выполнение деньгами этих функций означает, что денежная масса может функционировать в национальном, международном денежном обращении и в сфере накопления. С помощью мировых денег платят, покупают, копят на мировом уровне. Данная функция проявляется на мировом рынке и в кач-ве мир. денег выступает золото. Роль денег: деньги, выполняя свои функции, способствуют росту обменных операций. Закон денежного обращения=Сущность его в том, что кол-во денег, необходимых для обращения и платежей = сумме цен на товары / на число оборотов ден единицы КД=(МхZ)/N, где М - масса денег Z - цена, N - скорость обращения. Т.е. определяется зависимость, чем больше сумма цен на реализуемы е товары, тем больше требуется денег в обращении; чем быстрее оборачиваемость денежной единицы, тем меньше требуется денег в обращении. Скорость обращения денег х кол-во денег в экономике =средняя масса товаров х среднее кол-во товаров (Фишер).

  2. Инфляция: сущность, причины, виды. Нормальные и реальные величины. Существуют различные определения инфляции: Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения бумажными денежными знаками, которое приводит к нарушению равновесия на денежном рынке и сопровождается ростом цен. Инфляция - означает любое повышение цен и снижение покупательской способности. Т.е. к инфляции относят любое повышение цен, вызванное объективными причинами. Инфляция - это последствия нарушения макроэкономического равновесия, которое сопровождается ростом цен и снижением покупательской способности денежной единицы. В данном случае причины инфляции связаны не со сферой обращения, а обще - экономическими причинами. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Виды инфляций: По причинам. Инфляция спроса и инфляция предложения. В теориях, разрабатываемых западными экономистами выделяются в качестве альтернативных концепций инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция спроса означает нарушение равновесия м/у совокупным спросом и и совокупным предложением со стороны спроса. Основные причины: расширение госзаказов, увеличение спроса на средства производства в условиях 100% загрузки производственных мощностей, рост покупательной способности трудящихся. Инфляция издержек рассматриваю обычно с позиции роста цен под воздействием нарастающих издержек производства. В зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на: умеренная - среднегодовые темпы прироста цен составляют 5-10%, галопирующая - прирост цен 10-50%, гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен, развал банковской системы. (свыше 200% в год), супергиперинфляция - выделяется в рамках гиперинфляции. Рост цен составляет свыше 200 % в год. По форме проявления. Подавленная (скрытая) - цены регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить ничего невозможно. Открытая - официально регистрируется статистическими службами. По последствиям. Сбалансированная - когда рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. Несбалансированная - инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары. Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемая - можно прогнозировать на какой-либо период либо она планируется правительством. Неожидаемая инфляция - характеризуется внезапным скачком цен. Причины возникновения инфляционных процессов. Внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары. Рост мировых цен на сырье и энергоносители провоцирует нарастание издержек. Приток иностранной валюты, займов - т.к. ввоз иностранной валюты и скупка ее ЦБ увеличивает денежную массу в стране, способствуя тем самым обесценению денег. Долларизация экономики - когда доллар становится параллельной валютой. Адаптивные инфляционные ожидания. Связаны с воздействием политической нестабильности, с деятельностью средств массовой информации. Налоговая политика государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе. Политическая нестабильность в государстве и социальная активность населения, связанная с забастовками в базовых отраслях экономики Диспропорциональность или несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в центральном эмиссионном банке страны. Рост спроса над предложением товара. Номинальные и реальные величины. Классическая и кейнсианская теория макроэкономического равновесия. Представители классического направления экономической теории рассматривают модель макроэкономического равновесия в краткосрочный период, в условиях конкуренции. В основе классической теории лежит з-н рынков фр. экономиста Сейа: предложение товаров создает свой спрос, т.е. произведенный объем продукции обеспечивает доход, который покрывает затраченные ресурсы. Классическая теория исходит из того, что: 1) экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объём выпуска равен потенциальному объёму; 2) цены, рыночная ставка процента и номинальная заработная плата- гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках; 3) факторы производства меняются медленно, а потому и объём выпуска меняется медленно, так как он зависит от количества указанных факторов. Поэтому кривая АS в этих условиях вертикальна. Именно совокупное предложение определяет уровень реального объёма производства при полной занятости, а совокупный спрос- уровень цен. Кейнс поколебал эту теорию. Основные посылки кейнсианцев следующие:1) цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины относительно жёсткие, медленно реагируют на рыночные колебания. 2) Реальные величины ( объём выпуска, занятость, реальная заработная плата), наоборот, более подвижны, быстро реагируют на рыночные колебания. Кривая АS горизонтальна. Причинами относительной жёсткости номинальных величин в краткосрочном и среднесрочном периодах могут быть: длительность трудовых договоров; установлении государством минимальной заработной платы; регулирование государством ряда цен; деятельность профсоюзов и т.д. Следовательно, по мнению сторонников кейнсианской концепции, в регулировании объема национального производства государство выполняет определённую роль.

  3. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства. 1.Ухудшается экономическое положение: снижается объем производства, поскольку колебание и рост цен делают неуверенными перспективы его развития; перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее его оборот, больше прибыль и легче уклоняться от налогообложения; рост спекуляции в результате резкого изменения цен; уменьшение кредитных операций; обесценивание финансовых ресурсов государства. 2. Возникает социальная напряженность: снижаются реальные доходы (количество товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода). перераспределение национального дохода в ущерб наименее обеспеченных слоев; особенно страдают от инфляции люди, живущие на фиксированные доходы: пенсии, зарплата госслужащих, пособия. Для их защиты необходима система индексации пособий; люди, живущие на нефиксированные доходы могут и выиграть от инфляции; обесценивание сбережений. непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам за счет кредиторов. Получатель ссуды берет в долг “дорогие” рубли, а возвращает - “дешевые”. последствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и имели бы возможность корректировать свои номинальные доходы. 3.Некоторые экономисты считают, что инфляция связана обратной зависимостью с безработицей: чем выше уровень инфляции тем ниже уровень безработицы, и что можно достичь полной занятости при довольно скромном уровне инфляции, т.о. умеренная ползучая инфляция может содействовать оживлению экономики. Антиинфляционная политика гос-ва. Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Два пути: 1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП. 2.Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д. МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ: стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулированию курса национальной валюты, проведение определенных мер по регулированию цен и расходов, достижение политической стабильности, структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.



  1. Сущность, функции, структура рынка. Инфраструктура рынка. Рынок- это совокупность сделок купли и продажи товаров. Рынок в своем развитии прошел путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тыс. лет. Самое первое определение рынка- это площадь, публичное место купли продажи товаров, т.е. благ и услуг. Рынок –это система отношений между продавцами и покупателями, т.е. это система отношений между предложением и спросом. Функции рынков: 1 Информационная. Ее суть состоит в том, что рынок как компьютер собирает, перерабатывает и передает и выдает информацию в рамках экономической территории, которую он охватывает. 2. Посредническая. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей. В результате продавцы и покупатели находят друг друга. 3.Регулирующая. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить? Как произ-ть? Для кого про-ть? 4. Ценообразующая функция. Рынок призанет лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные цены, кот-ые отражают и потребности покупателя. 5. Стимулирующая. Ориентир рыночных цен на общественный уровень затрат, на учет спроса потребителей побуждает товаропроиз-ля экономить свои индивид-ые затраты и представлять рынку товары, которые нужны покупателю. 6. Созидательно-разрушительная. Рынок обеспечивает изменение всех хозяйственных пропорций между отраслями и регионами. Яркий и наглядный пример тому перестройка хозяйства в России. 7. Оздоровительная функция.(очистка рынка от не конкурентно- способных производителей) 8. Дифференцирующая. Рынок обогащает одних товаропроизводителей и разоряет других. Существует 2 рода связи между агентами рынка: Рыночную сделку можно рассматривать с экономической стороны, ввиде акта товарно-денежного обращения. Экономический интерес продавца состоит в том, чтобы обменять товар на соответствующую сумму денег, а покупателя- в приобретении за деньги нужной ему полезной вещи. И с юридической стороны рыночная сделка означает действие граждан и юридических лиц, принимающие форму договора купли- продажи. Существуют рынки: местные(рынок в пределах села, города), национальные, мировой. С точки зрения экономистов бывает рынок ресурсов и потребительских товаров. В свою очередь они подразделяются на потребительский рынок, рынок средств производства, рынок земли, недвижимости, рабочей силы, услуг, валютный, страховой, информации. Структура рынков: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений • потребительских товаров и услуг • товаров промышленного назначении • промежуточных товаров • сырьевой • труда • фондовый (ценных бумаг) • ноу-хау 2) по географическому положению • местный • региональный • национальный • мировой 3) по степени ограничения конкуренции • монопольный • смешанный • свободный 4) по отраслям (сколько отраслей — столько рынков) 5) по характеру продаж • оптовый • розничный 6) по степени насыщенности • равновесный рынок • дефицитный рынок • избыточный рынок 7) в соответствии с действующим законодательством • легальный • нелегальный. Инфраструктура рынка. Это совокупность институтов, предприятий, служб, организаций которые обслуживают рынок и выполняют определенные функции по обеспечению нормальной работы рынка. Элементы инфраструктуры 1. Биржа (трудовая, валютная, фондовая, сырьевая, товарная и т.д.).2. Аукционы и ярмарки. 3. Рекламные агентства.4. Информационные центры. 5. Налоговая система. 6. Кредитная система коммерческих банков. 7. Эмиссионная политика с ее эмиссионными банками. 8. Система страхования. 9. Таможенная система. 10. Свободные экономические зоны. 11. Средства деловой коммуникации (дороги, мосты, складские помещения) Элементы инфраструктуры порождены самими рыночными отношениями. Какие конкретно функции выполняет инфраструктура для рынка: 1. Инфраструктура облегчает жизнь всем участникам рыночных отношений реализации их интересов. 2. Инфраструктура организационно оформляет рыночные отношения. 3. Инфраструктура рынка повышает оперативность и эффективность работы рыночных субъектов. 4. Инфраструктура рынка облегчает юридический и экономический контроль государству за работой рынка. Особое место вы инфраструктуре рынка занимает биржа. Биржа (лат) — кожаный кошелек. Возникли биржи в XIV в. В 1703 году Петр I учредил первую в России биржу в Санкт - Петербурге. 1796 год — торговая биржа в Одессе. После 1861 года, а затем и в начале ХХ столетия наступает рассвет для биржевой торговли. В период НЭПа в нашей стране действовало более 100 бирж. Биржа — это организованная форма систематических операций по куле-продаже: валюты, рабочей силы, ценных бумаг и массовых стандартных товаров. Биржа сегодня, в нашей стране, это государственная или акционерная организация. Она выполняет следующие функции: 1.Биржа предоставляет места для торговли. 2.Биржа организовывает сам биржевой торг. 3.Биржа устанавливает правила торговли, стандарты. 4.На бирже осуществляется разработка пакетов типовых контрактов по различным сделкам. 5.На бирже осуществляется котировка цен. 6.На бирже происходит урегулирование споров. 7.Биржа осуществляет информационную деятельность. 8.Биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов. 9.Биржа способствует инвестиционному прогрессу. 10. Способна поднять национальные стандарты качества. 11. Биржа — это барометр по которому оценивается состояние экономики в стране. Все сделки на бирже можно подразделить на: 1.Сделки с реальным товаром (форвардные). 2.фьючерсные сделки (в момент заключения сделок товаров еще может не быть). 3.опционные сделки (плательщик имеет право выбора: либо выполнить обязательства, либо отказаться от него в рамках срока оговоренного в контракте и плательщиком премии может быть продавец, если он сможет продать товар по более высокой цене, или покупатель, когда он покупает товар по низким ценам, а потом продает его по более высоким ценам). Подстраховочные операции (хеджирование) — такие операции защищают доходы от риска изменения цен. На биржах функционируют следующие лица: 1.Маклер — это лицо которое владеет определенным местом на бирже и осуществляет сделки по поручению клиента и за счет средств этого клиента. 2.Брокер — это посредник содействующий совершению сделок. Получает вознаграждение за услуги, может по поручению клиента изучить рынок, рекламировать товар, может организовать клиенту возможность получить кредит. 3.Дилер — это лицо которое занимается перепродажей товаров за свой счет и от своего имени. 4.Быки играют на повышении цен. 5.Медведи играют на понижении цен.

  2. М еханизм функционирования рынка. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Рынок всегда представляет отношения между двумя сторонами: со стороны производителя выступает продавец, со стороны потребителя – покупатель. Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами – законом спроса и закон предложения. Спрос – это потребность покупателя, обеспеченная денежными ресурсами (платёжеспособность). Спрос проявляется в действии рыночного экономического закона – закона спроса. Закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров. Это – функциональная зависимость, где цена (Р) выступает аргументом, а спрос (Q) – функцией. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него, и наоборот. График Р – цена на товар, Q – объём спроса, d – показатель линии спроса. Предложение – это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товара, чем выше на них цена. Закон предложения выражает на прямую зависимость между уровнем цен и объёмом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот – чем ниже цена, тем меньше предложение. Рыночное равновесие – положение на рынке при котором кол-во товаров или услуг кот хотят приобрести потребители = кол-ву товаров кот хотят произвести производители. В условиях абсолютно свободной конкуренции цена на товары выравнивается автоматически однако это нарушается вмешательством гос-ва и монополий). Равновесная цена – это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению.



  1. Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность. Показатели в эластичной экономики. Производители сельскохозяйственной продукции в США столкнулись с таким парадоксом: в урожайные годы выручка фермеров была меньше, чем в неурожайные. Мы с Вами тоже сталкивались с загадочными явлениями: страна увеличивает транзитный налог за проезд по ее территории. но сумма собираемых налогов сокращается. Для объяснения этого факта экономисты ввели такое понятие как эластичность. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это степень чуткости потребителей к изменению цены продукции. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции может значительно различаться в зависимости от продукта. В связи с этим различают несколько видов эластичности. Наиболее распространенной характеристикой кривой спроса является ее ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПО ЦЕНЕ, т.е. отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях. Рассчитанная эластичность спроса по цене называется точечной, т.к. за точку отсчета принимается конкретная координата кривой спроса. Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение, что объясняется законом спроса. Рассчитывают также дуговую эластичность спроса по цене. когда в качестве значении цен и количества продукции берется среднеарифметическое значение исследуемого интервала. Для измерения эластичности существует специальный показатель - коэффициент эластичности: Ценовая эластичность спроса всегда имеет отрицательное значение. что объясняется Законом спроса и нисходящим характером кривой спроса. При анализе используется абсолютная величина коэффициента эластичности, т.к. с математической точки зрения нельзя же утверждать. что - 3 больше, чем - 1. хотя при сравнении эластичности различных товаров именно такой вывод мы должны сделать. Различают следующие характеристики ценовой эластичности: - эластичный спрос. - неэластичный спрос. - единичная эластичность. ЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС - когда небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции ( Е > 1 ). Это приводит к тому. что снижение цены приводит к такому увеличению продажи продукции, в результате которого возрастает общая выручка. Заметим, что выручка равна произведению объема проданной продукции 0 на цену продажи Р. т. е. равна площади. заштрихованной на рисунке. К товарам эластичного спроса относятся: а) предметы роскоши (драгоценности, деликатесы. меха и т.п.). 61вещи. приобретение которых существенно ощутимо для семейного бюджета (автомобили. холодильники, телевизоры). в) легко заменяемые товары (фрукты. овощи. и пр.1) НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС наблюдается. когда существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок ( Е<1 ). В результате снижения цен происходит столь незначительный рост покупок, что общая выручка падает. К товарам неэластичного спроса относятся: 1) Предметы первой необходимости (инсулин. квартплата); 2) Вещи. приобретение которых мало ощутимо для семейного бюджета; 3) Труднозаменимые товары (электро -лампочки. соль). ЕДИНИЧНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ заключается в том. что пропорционально изменению цен изменяется и количество покупок ( Е = 1 ). Это происходит, когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом объема покупок, так. что общая выручка остается совершенно неизменной. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ: 1. В качестве основного фактора, определяющего ценовую эластичность спроса. выделяют доступность взаимозаменяемых товаров. Когда у товара есть близкий товар - субститут (заменитель). то спрос на товар достаточно эластичен. Чем больше у товаров хороших заменителей, тем эластичнее бывает спрос на него. Взаимодополняемость товаров также важна при определении эластичности товара. Если какой - либо товар является дополнением (комплементом) к другому товару (как. например бензин и автомобиль), то спрос на комплементарный товар обычно является относительно неэластичным. 2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротких интервалах времени менее эластичен, чем на длинных. Спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения. Это объясняется привычками людей к потреблению определенного продукта и требуется определенный временной интервал, чтобы изменить свои пристрастия. 3. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него. Если продукт занимает в бюджете 1%, то изменение цен на него на 10 % вызовет минимальное изменение количества покупаемого товара. 4. Отнесение товара к предметам роскоши или предметам первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на предметы роскоши эластичен. Простейшим способом проверки эластичности или неэластичности спроса является такой показатель, как изменение общей выручки в случае изменения цены товара. Прослеживаются следующие закономерности: 1. Если спрос эластичен, изменение цены вызовет изменение общей выручки в противоположном направлении. Даже при меньшей цене. уплачиваемой за единицу продукции. прирост продаж оказывается более, чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены 2. Если спрос неэластичен. изменение цены вызовет изменение общей выручки в том же направлении ( Е < 1 ). Небольшое расширение продаж, которое произойдет при снижении цены. окажется недостаточным для компенсации уменьшения выручки, получаемой с единицы продукции, так что в конечном счете общая выручка уменьшится. 3. В случае единичной эластичности увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку без всяких изменений. Потеря выручки.связанная со снижением цены. Эластичность предложения. Предложение – количество товаров на рынке и на складе. Цена предложения – минимальная цена, по которой субъект согласен предложить данное количество товара. Ценовая эластичность зависит от следующих факторов: 1. Степень необходимости товара потребителю 2. Наличие на рынке товаров-субститутов (заменителей) 3. Удельный вес в доходе потребителя: % расходов на товар в бюджете потребителя - эластичность, где P и D – первоначальные значения цены и спроса Эластичность предложения – это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения ( ) представляет собой отношение изменения предложения к вызывавшему его изменению цены: Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д. Говоря об эластичности спроса и предложения, т.е. о том, насколько при изменении цены изменяются спрос и предложение, мы должны иметь в виду, что эти изменения происходят во времени и, следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения: прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен, должен пройти определённый промежуток времени. Фактор времени: для многих товаров спрос более эластичен на длительном промежутке времени. Для товаров длительного пользования на коротком отрезке времени спрос более эластичен.

  2. Конкуренция в рыночной системе: сущность, ф-и, виды. Издавна было замечено особое свойство человека в отношениях с другими людьми. В русском языке такое свойство называется по- разному: соревнование, состязание, соперничество. Соперничество —это стремление человека к опережению других, к победе над други­ми, вызванное борьбой за существование. В настоящее время сопер­ничество понимают как всеобщий социологический закон, действие которого распространяется на все формы бытия: труд, быт, отдых, спорт, игра, потребление, присвоение богатства, образование, полу­чение информации и пр. Конкуренция — это форма соперничества в сфере товарных отно­шений, это рыночное соперничество. Конкуренция - это борьба за наибольший доход, это стремление опередить соперника в присво­ении наибольшего дохода. Конкуренция может проявляться только при определенных условиях. Конкуренция играет особую роль в экономическом развитии. Конкуренция обеспечивает динамичность экономики, поступа­тельное развитие производства, исключает застой в хозяйстве. Конкуренция «принуждает» производителей искать все новые способы роста производительности, применять все новейшие изобретения открытия, искать соответствующие условия для применения своих способностей и навыков. Конкуренция - это движение. Отсутствие или ограничение конкуренции - это застой или торможение в развитии. Виды конкуренции Можно классифицировать виды конкуренции по определенным признакам (критериям деления). По сферам проявления: а) внутрифирменная конкуренция между работниками за наибольшую зарплату; б) внутриотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за покупателей и, в конечном счете, за наибольшую прибыль. в) межотраслевая конкуренция между предприятиями (фирмами) за наиболее выгодные отрасли и, в конечном счете, за наибольшую прибыль; г) международная конкуренция между странами за объемы мирового рынка. По способам конкурентной борьбы: а) ценовая конкуренция; б) неценовая конкуренция. По видам рынков: а) совершенная конкуренция; б) несовершенная конкуренция. Классификация конкуренции по видам рынков - самая важная в теории конкуренции. Уже отмечалось, что конкуренция может существовать только при определенных условиях. И эти условия центрируются в рыночной ситуации. Рыночная ситуация—это пень свободы выбора действий для производителей (продавцов) и потребителей (покупателей). Показатели рыночных ситуаций: - количество производителей и потребителей на рынке; - степень дифференциации отраслевого товара; - способ формирования цен на отраслевые товары; - возможность вхождения новых участников на отраслевой рынок и выход из него.




  1. Свободный рынок и совершенная конкуренция, её достоинства и недостатки.

Свободный стихийный рынок -это хозяйственный механизм, обеспечивающий свободный выбор предпочтений и действий. Основные черты свободного рынка: 1. Множество мелких, экономически обособленных производи­телей и потребителей. Формой экономической обособленности, как правило, является частная собственность. 2. Свобода покупок и продаж. Всякий потребитель имеет воз­можность выбора в объеме своих денежных ресурсов необходимого (лучшего для него) товара и лучшего по обслуживанию продавца. Всякий продавец имеет возможность выбора вариантов торговли и использования полученного дохода. Продавец и покупатель свобод­ны при выборе вариантов торговой сделки: кассовый платеж, кредит, бартер, льготы, скидки и др. 3. Свобода предпринимательства. Предприниматель имеет воз­можность выбора экономических ресурсов, ассортимента произ­водимых товаров или услуг, конкретной отрасли и перемены ее. Частные предприятия вправе организовывать производство това­ров по своему выбору и продавать их на любых рынках. Владель­цы денежных ресурсов вправе использовать их по собственному усмотрению. 4. Свобода труда. Работники вправе заняться любым видом тру­да, на который они способны. 5. Личный экономический интерес, как главный мотив поведе­ния: каждый экономический субъект стремится делать то, что вы­годно ему лично. 6. Ограниченная роль государства в установлении и осуществле­нии хозяйственных процессов. Следует отметить, что все эти свободы выбора относительны. Самым свободным выглядит потребитель, но и его свобода вы­бора ограничена его платежеспособностью. Выбор предпринима­тельской деятельности ограничен выбором потребителя. А выбор трудовой деятельности, в свою очередь, ограничен выбором пред­принимателя. Совершенная конкуренция - это широкое рассредоточение (разделение) экономической власти между множест­вом субъектов рыночного хозяйства, это стихийное формирование равновесия между производством и потреблением, между предло­жением и спросом. Когда на конкретном рынке находится большое число покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить такой спрос и "предложение, чтобы заметно повлиять на цену конкретного продаваемого товара. Совершенная конкуренция означает, что каждый продавец вно­сит мельчайшую лепту в общий объем предложения. Индивиду­альные продавцы не способны оказать заметное влияние на общий объем предложения. Поэтому продавец, выступающий в качестве индивидуального производителя, не в состоянии воздействовать на рыночную цену товара. Именно это имеют в виду, когда говорят, что индивидуальный продавец в условиях совершенной конкуренции «отдан на милость рынка». Такое же состояние справедливо и для предъявителей спроса. Покупателей на свободном рынке много и действуют они независимо друг от друга. В результате единичный покупатель также не в состоянии влиять на изменение спроса. Цена на стандартный товар формируется под воздействием общего для данного рынка соотношения спроса и предложения. А индивидуаль­ные продавцы и покупатели в основной своей массе подчиняются единой рыночной цене. Совершенная конкуренция обеспечивает доступ всех участников рынка к информации о величине и динамике цен, о наличии товаров и т.д. Малый объем торговых сделок, совершаемых отдельными по­купателями и продавцами, обеспечивает свободное проникновение на рынок всех желающих поучаствовать на стороне спроса или на стороне предложения. Совершенная конкуренция проявляется через ценовые методы борьбы. При обострении соперничества участники рынка прибегают к искусственному снижению цен на свои товары с целью под­рыва позиций других участников рынка. Если позволяют средства, то применяют демпинг («бросовые цены») - продажу товаров по чрезвычайно низким ценам. Кроме того, в условиях совершенной конкуренции используются силовые методы борьбы повышенной жёсткости: поджоги, убийства, шантаж и др. Активно проявляются и методы недобросовестного поведения: аферы, обманы, обвесы, обманы, мошенничество и пр. Все эти явления вызваны, как правило, отсутствием регулирующего воздействия государства на рыночные отношения. Конкурентные отношения в условиях свободного рынка медлен­но и постепенно подрывают собственные основы. Развитие произво­дительных сил, концентрация производства, а также сговоры между производителями или между потребителями приводят к уничтоже­нию свободной конкуренции. Совершенная конкуренция рождает монополию. А монополия, вырастая из свободного рынка, затем уничтожает и сам свободный рынок, и совершенную конкуренцию.