Файл: Общественное производство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2019

Просмотров: 549

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Коммерческие банки. Ф-и коммерческих банков. Основные операции. Формирование прибыли коммерческих банков. Коммерческие банки. Функции: Посредничество в кредите. Стимулирование накоплений в хозяйстве. Посредничество в платежах. Посредничество в платежах. Посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки производят кредитные, фондовые, посреднические операции, операции с ценными бумагами. Операции по проведению ревизий с бухгалтерскими ценностями предприятий, управляют портфелем инвестиций, осуществляют доверительные (трастовые) операции, размещают и хранят ценные бумаги, осуществляют консалтинговые (консультативные) услуги, осуществляют расчеты и организовывают платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства. Операции: Пассивные операции (связанные с привлечением средств). Активные операции (связаны с размещением средств). Комиссионно-посреднические и доверительные. Ресурсы банков складываются из: Собственные средства (акционерный и резервный капитал + нераспределенная прибыль. Примерно 10% от тех ресурсов, которыми он располагает). Привлеченные средства (депозиты, т.е. срочные и бессрочные вклады клиентов банка). В историческом развитии банковских систем известно несколько их видов: Двухуровневая. Децентрализованная (федеральная резервная система США, ее возглавляет 12 федеральных резервных банка в различных регионах страны. Примерно 40% всех коммерческих банков члены федеральной резервной системы.) Централизованная много банковская система. Она состоит из трех государственных банков: Государственный банк. Стройбанк. Внешторгбанк. + разветвленная система сберегательных касс. 3 этих банка выполняли роль второго бюджета СССР. Коммерческий банк берёт ссуду и Центрального банка, он предоставляет ему долговое обязательство, по которому обязуется уплатить долг с определённым процентом. Взяв ссуду у Центрального банка, увеличивается собственный денежный резерв и расширяет для себя возможности предоставления кредитов предпринимателям и населению, под больший процент выдачи ссуд, чем у Центрального банка, т. о. и получается прибыль коммерческого банка.

  2. Предложение денег в национальной экономике. Структура денежной массы. Кредитно-денежная политика государства. Денежная масса зависит от спроса на деньги и их предложения. Спрос на деньги - это количество денег, которое население желает иметь на руках (это так называемые «денежные остатки», включающие в себя как наличные деньги, так и средства на текущих банковских счетах фирм и организаций). Главное влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Важно также доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике государства. Предложение денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП и возможностями его роста. Оно зависят также от кредитной политики Центрального банка, умелого управления и регулирования наличной денежной массой. Денежно-кредитная политика государства – это совокупность мероприятий, которые регламентируют: Деятельность кредитно-денежной системы. Показатели денежного обращения и кредита. Рынок ссудных капиталов. Порядок безналичных расчетов. Цель денежной политики. Регулируют хозяйственную коньюктуру. Достижение ряда общеэкономических целей: Укрепление денежной единицы. Стабилизация темпов экономического роста. Стабилизация цен. Осуществление структурной перестройки экономики. Разработка и реализация денежной политики поручается центральному банку. Основные инструменты центрального банка: Регулирование официальных резервных требований к коммерческим банкам. Манипулирование учетной ставкой ссудного процента. Проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами, куплей и продажей. Принцип построения денежной массы - убывание ликвидности активов, входящих в денежный агрегат. Структура денежной массы аналогична во всех странах с рыночной экономикой, различия возникают в удельном весе агрегата в денежной массе и наборе активов, входящих в денежный агрегат. Структура денежной массы: Страны с развитой рыночной экономикой РФ М0 - наличные деньги М0 - наличные деньги, денежная база Денежная база - наличные деньги в кассе банков, средства КБ на корр. счете в ЦБ и средства ФОРа (фонд обязательного резервирования) Отличие: удельный вес М0 (нал. денег) значительно выше, чем в других странах М1 = М0 + средства на счетах трансакционных и до востребования, не приносящих %.Владельцы этих счетов имеют право на электронные чековые переводы М1 = М0 + средства на счетах (расчетных, текущих и до востребования) Отличие: М1 имеет наибольший удельный вес во всей денежной массе. М2= М1 + счета до востребования, приносящие % + ценные бумаги по однодневным операциям РЕПО (купля/продажа ц.б. с целью их продажи/купли на след. день) + мелкие срочные вклады. М2= М1 + срочные вклады до 1 года Количественное различие между М2= М1 небольшое, т.к. в РФ низкий процент срочных вкладов. М2Х= М2 + средства на валютных счетах М3 = М2 +крупные срочные вклады + соглашения по операциям РЕПО более 1 дня М3 = М2 +крупные срочные вклады +депозитные сертификаты (свидетельствующие о том, что деньги внесены на счет) + гос. ценные бумаги Мi - денежные агрегаты. Денежный агрегат М2 является основным оценочным показателем состояния денежного оборота. Отношение М2 к объему ВВП показывает уровень монетизации экономики (обеспеченность экономики деньгами).

  3. Неравенство в распределении доходов в рыночной экономике. Роль гос-ва в перераспределении доходов. Система социальной защиты. Важной социально-экономической проблемой любого общества является распределение дохода. Распределение национального дохода, формирование личных (семейных) доходов - элемент экономической системы, который непосредственно связан с жизненными интересами каждого. Есть две противоречивые концепции справедливого распределения доходов. Эгалитаристская концепция справедливым считается уравнительное распределение доходов. Такое распр-е, по мнению сторонников этой концепции, обеспечивает доброжелательные отношения между людьми, отсутствие зависти и соц. стабильности общества. Рыночная концепция справедливым считает неравное распределение доходов. В её основе лежит распр. По факторам производства в условиях конкуренции и свободного формирования цен. Неравные доходы возникают потому, что одни граждане более способны, образованы, опытны и удачливы, чем др. Гос. перераспределение доходов осущ-ся прямым и косвенным способом. Меры прямого регулирования доходов: а) «трансфертные платежи» - это денежные выплаты малообеспеченным группам, пенсионерам и безработным; б) индексация фиксированных доходов и трансфертных платежей при опр-ном законом проценте инфляции; в) обязательный минимум зарплаты, как база оплаты труда во всех сферах экономики. Меры косвенного воздействия на перераспределение доходов: регулирование цен на соц. важную продукцию; прогрессивное налогообложение, при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода. Система соц. защиты. Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по регулированию социально-эконо­мических условий жизни общества. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических сти­мулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, вы­ступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. При этом необходимо отметить, что система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает в себя защиту и лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и др.) и его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении. Эта сторона системы социальной защиты также определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания. Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Масштабы перераспределительных процессов в различных странах неодинаковы, но, по общему признанию, они особо велики в Швеции. Так, если взять распределение дохода по факторам производства в этой стране и сгруппировать домашние хозяйства в 10 групп, то получится следующая картина: валовой доход домашнего хозяйства в высшем 10%-ом классе (группе) будет примерно в 100 раз больше, чем у низших 10% населения. Но если взять располагаемый доход, то разница между высшей и низшей группой домашних хозяйств составит значительно меньшую величину: превышение будет уже не в 100 раз, а всего в 4 раза. Таковы масштабы перераспределения, которые нередко и у шведских экономистов вызывают определенные сомнения: так, по результатам проведенных в Швеции исследований, сокращение различий в заработной плате (после уплаты налогов) во многом способствовало снижению динамичности рынка труда. Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.

  4. Мировое хозяйство: предпосылки формирования, сущность, структура. Формы экономических взаимосвязей. История показывает, что Рим как мировая экономическая держава, раскинувшая свои владения от Британского архипелага на Севере и Иберицского полуострова на Западе, до Африканских территорий на Юге и деспотий Передней Азии на Востоке, воплощал в себе практически все элементы хозяйственных укладов от коммунистических общин и классически оформленного рабовладения, до зрелого феодализма, классического абсолютизма и отношений, базирующихся на принципах Римского права, т.е., неприкосновенности частной собственности - фундаментальном понятии окончательно восторжествовавшем при капитализме с сопутствующим ему принципом полного равенства для граждан Рима. Таким образом, нет сомнений в том, что именно Римская империя дала прообраз всемирных экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению жизненных благ, а значит и начало развития всемирного хозяйства. Последовавшие вслед за великими географическими открытиями исторические события в Англии, именуемые в отечественной литературе временем английской буржуазной революции не означали автоматического прихода новых принципов в формировании международных экономических отношений и всемирного хозяйства той поры. И если исторически английская буржуазная революция и давала право говорить о новых социальных явлениях и тенденциях в мировом развитии, то экономически, юридически и организационно, база для формирования того, что согласно канонам марксизма отождествляется с зарождением всемирного хозяйства во всей совокупности составляющих его взаимосвязей могло быть названо мировым, или всемирным хозяйством, была заложена как начинавшимися индустриальными сдвигами в Великобритании, так и акциями Наполеона Бонапарта, выраженными в так называемом Кодексе Наполеона после завершения Великой французской революции. С выходом в начале ХХ века на мировую арену социализма, как формы политического устройства и экономического инструмента, мировое хозяйство стало развиваться в рамках двух искусственно противопоставляемых друг другу экономических систем, из которых и складывалось длительное время содержание понятия всемирного хозяйства. Таким образом, к 80-м годам прочно оформились следующие три составляющие всемирного хозяйства: - система, ориентированная на ценности рыночной экономики, для которой характерны зрелые формы интернационализации производства и капитала, переходящие в стадию интеграции, - система, хозяйственные отношения которой ориентировались на политические и идеологические связи, отражавшие хозяйственные интересы отдельных стран господства социализма. Исторически они вели к завершению процесса образования всемирной системы разделения труда. С образованием и упрочением СССР, а также под влиянием исторических тенденций после завершения второй Мировой войны было принято выделять три самостоятельных системы в рамках всемирного хозяйства:- система капиталистического хозяйства,- система социалистического хозяйства,- система хозяйства развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости. Мировое хоз-во - исторически сложившаяся совокупность взаимосвязанных нац. хоз-в, в основе которой лежит международное разделение труда, эк. разнообразия, политические и иные отношения. Великие географические открытия положили начало становлению мирового хоз-ва. Этап становления мирового хоз-ва обычно связывают с окончательной победой над феодальным способом пр-ва, процессом первоначального накопления кап-ла и формированием свободной конкуренции. Центральной фигурой движения экономики становится «экономический человек» с сильными мотивами выгоды, предприимчивый, готовый ради прибыли идти на риск. В настоящее время четко просматривается структура мирового хоз-ва: мировой рынок товаров и услуг; мировой рынок капиталов; мировой рынок рабочей силы; международная валютная система; международная кредитно-финансовая система. Современное мировое хоз-во и соответствующую ей систему международных эк. отношений характеризует: 1. Углубленное развитие международного разделения труда. 2. Высокая степень интенсивности международного движения факторов производства: капитала, рабочей силы, технологии, информации. 3. Глобальность сферы международного товарного обмена, капиталопотоков, трудовой миграции, информации. 4. Возникновение и развитие национальных экономик открытого типа, общая либерализация внешнеэк. связей. 5. Формирование самостоятельной международной фин. сферы, непосредственно не связанной с обслуживанием товародвижения и факторов производства, т.е. возникновение международной фин. экономики. 6. Информатизационные технологии превращаются в один из важнейших аспектов развития международной экономики. 7. Усиливающееся стремление к наднациональному, межгосударственному регулированию текущих эк. и валютно-фин. процессов в международном масштабе Основные формы МЭО: -международная торговля товарами-международная торговля услугами-вывоз капитала и международный кредит -валютные (расчетные) отношения -международная специализация и кооперирование производства-международная экономическая интеграция.

  5. Международные валютные отношения. Валютные системы. Валютные курсы. Функционирование мирового хозяйства невозможно без налаженной системы валютных, т.е. денежных, отношений между странами. Международные валютные отношения – это экономические отношения, связанные с функционированием национальных валют на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена и других хозяйственных связей между странами, использованием валюты как платежного средства и кредита. Субъектами валютных отношений выступают предприятия, банки и др. организации. Валютные отношения можно охарактеризовать как денежную сторону внешне - экономических связей. Эту функцию выполняет валютная система – совокупность валютно – денежных и кредитных отношений, сложившихся между странами, закрепленных в международных договорных и государственно – правовых нормах. Валютные отношения реализуются через определенный механизм, устанавливающий порядок выпуска и использования международных расчетов и платежа, правила установления обменных пропорций (курса) валют. Каждая национальная валюта имеет цену в денежных единицах другой страны – валютный курс. Любая национальная валюта “стоит” столько, сколько на нее можно купить товаров и услуг. Характер валютных отношений в значительной степени зависит от конвертируемости валюты в стране. Конвертируемость (обратимость национально – денежной единицы) – это возможность для участников внешне экономических сделок легально обменивать ее иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процессе обмена. Частично конвертируемая – национальная валюта страны, к которой применяются отдельные ограничения на некоторые виды валютных операций (например, обменивается не на все иностранные валюты). Неконвертируемая – валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается свободно и без ограничений на иностранные валюты. Валютная система — это совокупность валют, правил и норм их исп. и взаимного обмена, применения платежных средств, а также денежно-кредитных отн., связанных с исп. валюты. К валютной системе отн. органы, кот. регулируют выпуск и обращение валюты. Различают мировую, и нац. валютные системы. Нац. валютная система устанавливает принципы организации и регулир. валютных отн. внутри отдельной страны. Она явл. частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. В каждой стране особенности такой системы определяются уровнем развития эк-ки и внешнеэк. связей. На основе нац. валютных систем сформир. меж/нар. (мировая) валютная система Меж/нар. (мировая) валютная система — это совокупность способов, средств и органов, с помощью кот. осущ-ся денежные расчеты в пределах мирового хоз-ва. Ее составляющей явл.: формы меж/нар. средств платежа (мировые деньги); унифицированные рамки валютных курсов; усл. взаимной конвертации валют и валютных рынков; меж/нар. регулирование валютных ограничений и меж/нар. валютно-финансовые орг.

  6. Международная валютная интеграция: сущность, причины, формы. Россия в системе международной интеграции. МЭИ – является результатом роста международного движения товаров и факторов производства, что требует создание более надежных производственно сбытовых связей между странами и устранение многочисленных барьеров на пути международной торговли и это возможно только в результате межгосинтеграционных объединений в рамках многосторонних политических отношений. Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению экономических механизмов стран. Предпосылки интеграции: 1) близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости государства; 2) географическая близость интегрирующихся стран (общая граница и сложившееся исторические связи); 3) общность экономических проблем в области развития, финансирования, регулирования, политического сотрудничества; 4) демонстрационный эффект (интеграция дает положительные экономические сдвиги и это психологически подталкивает другие страны участвовать в интеграции); 5) эффект “домино” (страны члены интеграции группировок имеют ряд экономических преимуществ освобождены от ряда проблем-барьеров, поэтому страны не участвующие в интеграционной группировки стремятся туда попасть); Цели интеграции: 1) использование преимуществ экономики масштаба (упразднение границ между государствами ведет к расширению рынка -> приток иностранных инвестиций и снижение транспортных издержек). 2) создание благоприятного внешнеэкономической среды (эта цель является главной практически во всех интеграционных группировках) включает в себя укрепление сотрудничества в политических, военных соц., культ и др. областях. 3) решение задач торговой политики (в рамках ВТО и двухсторонних соглашений). 4) содействие структурной перестройки стран создающих рыночную экономику. 5) поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Свое место в системе международной экономической интеграции занимает Россия. В своё время СССР уже представлял собой в достаточной степени интеграционную группировку. С развалом СССР и переходом на рыночные отношения возникла объективная необходимость построения новой формы экономического объединения. Достаточно сильные взаимозависимости в экономической сфере были достигнуты уже в СССР, которые перешли по наследству к СНГ – это в первую очередь единая энергетическая система, транспортная сеть, система связи, телекоммуникаций, и общая система стандартов. Неподготовленность новой формы сотрудничества, резкий переход к рыночным отношениям привел к разрыванию многих экономических связей, потери единой валюты для содружества, а так же недостаточный торговый опыт привел к потере рынков многими в особенности трудоемкими и технически развитыми производствами. Произошло и наполнение отечественных рынков импортной продукцией, вследствие неконкурентоспособности многих товаров, а также вследствие поддержки западных компаний правительствами стран СНГ. Тем не менее, по прошествии определенного количества времени и с приобретением опыта отечественный производитель приспосабливается к новым условиям, хотя этому мешает несовершенство правовой базы, налоговой системы, а так же свою крайне негативную роль играет политический фактор. Поэтому, к сожалению, интеграционный процесс на микроуровне практически не идет. Тем не менее, в последнее время идет постоянное увлечение тенденций к именно политическому сближению, создан Союз России и Беларуссии, открытый таможенный союз ряда стран СНГ. Необходимо так же дальнейшее создание, согласование и наладка связей между странами СНГ, это слишком кропотливая и необходимая работа для дальнейшего развития интеграционных процессов. Так же необходимы реальные действия уже созданных и вновь создаваемых соглашений и документов. Для облегчения и реального хода интеграции необходимо создание единых информационных, правовых и экономических пространств. Сейчас, как правило, все объединяющие процессы носят районный и разностепенной характер. Не последнее место в интеграционной системе России занимает Европейский союз. Во многом наша территориальная близость, а также внешнеэкономическая и политическая направленность на Европу сопутствует импульсам к сближению с нашей стороны. Интерес же Евросоюза к России продиктован с одной стороны обеспечением безопасности в Европе, с другой, освоение такого емкого рынка как Российский, может стимулировать ускорение темпов развития экономики стран Евросоюза. Пока нет определенной ясности в системе взаимоотношений между Евросоюзом и Россией. Все будет зависеть от дальнейших процессов происходящих в Европейском союзе и России. На современно этапе уже создано «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве», которое представляет собой программу долгосрочного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Это соглашение предусматривает приобщение России к общим правилам международной торговли, что открывает определенные перспективы; помощь со стороны ЕС в проведении социальных и экономических программ; создание единого правового пространства и совместных органов для решения возникающих проблем; устранения дискриминационного подхода к России в связи с признанием ее страной с переходной экономикой; не мгновенное открытие Российского рынка для всего спектра товаров, что могло бы поставить в затруднительное положение российских производителей. Хотя уже создаются предпосылки к объединению на макроуровне, что, несомненно, важно, но этого отнюдь недостаточно. Необходимо предпринятие шагов по интеграции на микроуровне, что является основой процесса интеграции. Так же сейчас важной задачей Российской экономики является привлечение инвестиций, которых сейчас явно недостаточно. Решение этой задачи позволит вывести экономику России на новый уровень и обеспечить ускорение интеграционных процессов.