Файл: Изучение технологических инноваций в сфере торговли.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Исследование теоритических вопросов инновационных технологий в сфере торговли
1.1 Сущность и особенности сферы торговли на современном этапе развития
1.2 Понятие и классификации инновационных технологий в торговле
1.3 Внедрение инновационных технологий в розничную торговлю
Глава 2. Анализ инновационной деятельности торгового предприятия X5 Retail Group
2.1 Общая характеристика организации X5 Retail Group
2.2 Анализ эффективности инновационной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мировой опыт показывает, что за последние десятилетия в экономическом развитии наибольших результатов добились страны, ставшие на инновационный путь развития. О необходимости активизации инновационной деятельности сказано и в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.
Постоянное развитие торговой деятельности — это залог успеха в любой коммерческой организации. В современных условиях времени информационного подъема значение инноваций рассматривается, как необходимый элемент успешной деятельности в условиях конкурентной борьбы. В настоящее время большая часть организаций занята поиском новых проектов и разработок. В большинстве случаев все расходы, которые влечёт за собой поиск, окупаются за счёт высокой эффективности успешных новаторских реализаций.
“Процесс нововведения — это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий ученый, инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество”
Необходимая комплектующая инноваций торгового предприятия – это модернизация технологии продажи, представляющая собой совокупность работ, которые осуществляют реализацию торгового процесса высоко рациональным методом в соответствии с определенными хозяйственными условиями. При разработке инновационных технологий учитываются следующие условия: вид, тип и структура торговой организации,
субъект торговли, оборудования торговой организации, технические системы, объект торговли, товародвижение и процессы купли-продажи, торговое обслуживание, конъюнктура рынка, диффузия инноваций.
Первостепенная цель инновационных технологий в торговле – это создание высококачественного процесса купли-продажи и товародвижения. Торгового обслуживания и торговых функций в целом, эффективное использование торговой площади и торгового оборудования, технических средств, совершенствование торговых оборудований и технических средств, преобразование и регулирование организациями торговых процессов, формирование должного положения для повышения производительности труда, ограничение затрат и роста результативности работы организации.
Цель курсовой работы – изучение технологических инноваций в сфере торговли. Примером практического изучения станет компания розничной торговли Х5 Retail Group и используемые в нем торговые технологии.
Задачи работы:
. рассмотреть понятие технологических и информационных инноваций;
. привести пример использования инновационных технологий в выбранной торговой организации;
. оценить перспективы развития инновационных технологий в сфере торговли.
Объект исследования – торговое предприятие. Предмет исследования – инновационная деятельность торгового предприятия и ее совершенствование.
Работа состоит из двух глав. В первой главе изучены теоретические основы инновационной деятельности предприятий. Во второй главе проведен анализ инновационной деятельности компании розничной торговли Х5 Retail Group.
Методы исследования: анализ, наблюдение, измерение, описание.
Глава 1. Исследование теоритических вопросов инновационных технологий в сфере торговли
1.1 Сущность и особенности сферы торговли на современном этапе развития
Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает обновление или изменение. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило вначале XX в. работе «Теория экономического развития» австрийского экономиста Й. Шумпетера, которого считают основоположником теории инновации. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновация является прямым следствием промышленных революций, которые периодически существенно изменяют систему производства, вызывая постоянное стремление к нововведениям. Результатом инноваций является влияние на экономические процессы, или непосредственно на продукцию. В соответствии с международными стандартами инновация определяется, как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, практической деятельности, нового подхода в социальной, управленческой и других сферах. На рисунке 1 представлены пять выделяемых типов нововведений по Шумпетеру.
Рисунок 1. Типы нововведений по Шумпетеру
Инновации являются существенно новыми методами удовлетворения общественных потребностей, вследствие чего делятся на две основные категории: продукты (материальные инновации) и процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации в наибольшей степени распространены и значимы для поддержания конкурентоспособности организации, которые представляют собой формирование новых или оптимизацию существующих продуктов. Под процессными инновациями подразумевается создание новых или в значительной степени обновлённых производственных технологий, включая способы передачи продуктов.
Особенность сферы торговли в РФ слагается к тому, в большинстве опережающих мировых экономик соотношение число компаний розничной торговли с общей численностью населения значительно превосходит уровень данного показателя в России. К примеру, в Южной Корее в среднем одна компания розничной торговли на 39 граждан, в Японии этот показатель составляет 61, в США - одно предприятие на 112 человека. Отечественная экономика предлагает один магазин на 350 человек.
Данное положение даёт российским предпринимателям безграничные возможности для расширения розничных сетей и совершенствования бизнеса в свободной конкурентной среде.
1.2 Понятие и классификации инновационных технологий в торговле
Достаточно справедливо А. В. Владыко отмечает, что «…торговая деятельность требует как обеспечения условий для реализации инвестиционной политики отрасли, так и создания благоприятной среды для развития инновационного потенциала торговых организаций и в целом предпринимательских структур. Торговля отличается достаточной мобильностью, хорошей восприимчивостью к нововведениям различной формы, применение которых позволяет повысить показатели производительности труда».
Технологические инновации – это материализация новых идей и открытий, изобретений и научно-технических разработок в ходе производства для обеспечения их коммерческой реализации чтобы удовлетворять отдельные спросы потребителей.
Важно отметить, что коммерциализация нововведений возможно лишь тогда, когда нововведения представляются как товар на рынке и имеют возможности реализации. При условии, когда инновации обретают форму товара (новая техника и технология изобретается для применения в производственном цикле организации), коммерциализация представляется лишь потенциальным свойством нововведения и реализация возможна исключительно в перспективе. Эта сложность является крайне актуальной на предприятиях торговли. Разрабатываемые технологии зачастую, демонстрируя высокую технологическую оперативность, фактически оказываются экономически неэффективными на основании неблагоприятной общей экономической обстановки в стране.
Диффузия инновации – операция продвижения (распространения) инноваций во времени, в современной обстановке или местах потребления. В результате диффузии увеличивается количество производителей и потребителей, и сменяются их качественные признаки. В современных инновационных процессах темп развития диффузии инноваций зависит от нескольких факторов, в числе которых свойства нововведений, способы передачи информации, формы принятия решений, расположение субъектов социально-экономической системы к инновациям.
Рисунок 2. Модель диффузии инновации Э.Роджерса
Руководство инновационной деятельностью может быть благополучной при условии длительного исследования инновации, что необходимо для их подбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических операциях (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.). Несущественные технические или образные изменения в товарах, сохраняющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточного значимого воздействия на параметры, свойства, стоимость продукта, а также состоящих в нем материалов и элементов; увеличение наименований изделий за счёт овладения производством не выпускавшихся до того времени на данном предприятии, но уже распространённых на рынке продуктов, с целью удовлетворения настоящего спора и увеличения доходов предприятия.
Современность нововведений расценивается по технологическим характеристикам, и так же с рыночных положений. В связи с этим складывается классификация инноваций.
Классификация, которую предлагают Л.Волдачек и О.Водачкова, предусматривает четыре главных вида инноваций на предприятиях: инновации товаров; инновации технологических процессов; инновации рабочей силы (человеческие факторы); инновации управленческой деятельности.
- Технические инновации, нацеленные на разработку и усвоение в производстве новых товаров, усовершенствование оборудования, реставрацию зданий и проведение процедур по защите окружающей среды;
- Производственные инновации, направленные на увеличение производственных мощностей, разнообразие производственной деятельности;
- Экономические инновации, взаимосвязанные с перестроением способов планирования производственной деятельности;
- Торговые инновации, нацеленные на целевые преобразования сбытовой деятельности;
- Социальные инновации, сопряжённые с повышением качества условий труда, социального обеспечения персонала;
- Инновации в сфере управления, обращённые на развитие организационной структуры, способов решения задач.
Команда ученых во главе с С.Д. Ильенковой представляет нижеследующую классификацию инноваций:
1)в зависимости от технологических параметров: процессные и продуктовые;
2)по новизне: новые для предприятия, новые для отрасли в стране и новые для отрасли в мире;
3)по месту на предприятии: инновации системной структуры, инновации на входе и инновации на выходе;
4)от глубины вносимых изменений: модифицированные, улучшающие и радикальные;
5)по сфере деятельности; в области управления, социальные, торговые, экономические, производственные и технологические.
Самыми важными характеристиками классификации инноваций являются:
1) совокупность составления исследуемых классификационных свойств для анализа и кодирования;
2) допустимость качественного (количественного) определения показателей; 3) практическая ценность и научная новизна представляемых свойств классификации.
1.3 Внедрение инновационных технологий в розничную торговлю
Важность внедрения инноваций в торговлю обоснована в трудах Э.Блондо. Блондо высказывает мнение о том, что «...торговля – наиболее подходящая сфера для инноваций. В качестве доказательства можно привести любопытный факт: несколько лет тому назад французы, которым в ходе социологического опроса предложили назвать новшества, существенно повлиявшие на их повседневную жизнь, главным образом говорили о появлении гипермаркетов, набравших в итоге больше голосов, чем сверхскоростные поезда на воздушной подушке!».
Как известно, залог успеха в любой сфере деятельности – постоянное развитие. Возникновение новых технологий и их обращение (использование) в бизнесе служит тому ярким примером. Как правило, только предприятия, шагающие в ногу со временем и предоставляющие современный сервис своим клиентами и своим сотрудникам, способны обходить своих конкурентов. В схеме 1, более подробно отображена данная ситуация в розничной торговле.