Файл: Изучение технологических инноваций в сфере торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мировой опыт показывает, что за последние десятилетия в экономическом развитии наибольших результатов добились страны, ставшие на инновационный путь развития. О необходимости активизации инновационной деятельности сказано и в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года.

Постоянное развитие торговой деятельности — это залог успеха в любой коммерческой организации. В современных условиях времени информационного подъема значение инноваций рассматривается, как необходимый элемент успешной деятельности в условиях конкурентной борьбы. В настоящее время большая часть организаций занята поиском новых проектов и разработок. В большинстве случаев все расходы, которые влечёт за собой поиск, окупаются за счёт высокой эффективности успешных новаторских реализаций.

“Процесс нововведения — это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. В нем воплощаются те знания, которые компетентный руководитель, эффективно работающий ученый, инженер, умный чиновник и просто образованный член общества должны иметь завтра. Это процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество”

Необходимая комплектующая инноваций торгового предприятия – это модернизация технологии продажи, представляющая собой совокупность работ, которые осуществляют реализацию торгового процесса высоко рациональным методом в соответствии с определенными хозяйственными условиями. При разработке инновационных технологий учитываются следующие условия: вид, тип и структура торговой организации,
субъект торговли, оборудования торговой организации, технические системы, объект торговли, товародвижение и процессы купли-продажи, торговое обслуживание, конъюнктура рынка, диффузия инноваций.

Первостепенная цель инновационных технологий в торговле – это создание высококачественного процесса купли-продажи и товародвижения. Торгового обслуживания и торговых функций в целом, эффективное использование торговой площади и торгового оборудования, технических средств, совершенствование торговых оборудований и технических средств, преобразование и регулирование организациями торговых процессов, формирование должного положения для повышения производительности труда, ограничение затрат и роста результативности работы организации.

Цель курсовой работы – изучение технологических инноваций в сфере торговли. Примером практического изучения станет компания розничной торговли Х5 Retail Group и используемые в нем торговые технологии.


Задачи работы:

. рассмотреть понятие технологических и информационных инноваций;

. привести пример использования инновационных технологий в выбранной торговой организации;

. оценить перспективы развития инновационных технологий в сфере торговли.

Объект исследования – торговое предприятие. Предмет исследования – инновационная деятельность торгового предприятия и ее совершенствование.

Работа состоит из двух глав. В первой главе изучены теоретические основы инновационной деятельности предприятий. Во второй главе проведен анализ инновационной деятельности компании розничной торговли Х5 Retail Group.

Методы исследования: анализ, наблюдение, измерение, описание.

Глава 1. Исследование теоритических вопросов инновационных технологий в сфере торговли

1.1 Сущность и особенности сферы торговли на современном этапе развития

Термин «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает обновление или изменение. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило вначале XX в. работе «Теория экономического развития» австрийского экономиста Й. Шумпетера, которого считают основоположником теории инновации. Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Инновация является прямым следствием промышленных революций, которые периодически существенно изменяют систему производства, вызывая постоянное стремление к нововведениям. Результатом инноваций является влияние на экономические процессы, или непосредственно на продукцию. В соответствии с международными стандартами инновация определяется, как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, практической деятельности, нового подхода в социальной, управленческой и других сферах. На рисунке 1 представлены пять выделяемых типов нововведений по Шумпетеру.


Рисунок 1. Типы нововведений по Шумпетеру

Инновации являются существенно новыми методами удовлетворения общественных потребностей, вследствие чего делятся на две основные категории: продукты (материальные инновации) и процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации в наибольшей степени распространены и значимы для поддержания конкурентоспособности организации, которые представляют собой формирование новых или оптимизацию существующих продуктов. Под процессными инновациями подразумевается создание новых или в значительной степени обновлённых производственных технологий, включая способы передачи продуктов.

Особенность сферы торговли в РФ слагается к тому, в большинстве опережающих мировых экономик соотношение число компаний розничной торговли с общей численностью населения значительно превосходит уровень данного показателя в России. К примеру, в Южной Корее в среднем одна компания розничной торговли на 39 граждан, в Японии этот показатель составляет 61, в США - одно предприятие на 112 человека. Отечественная экономика предлагает один магазин на 350 человек.

Данное положение даёт российским предпринимателям безграничные возможности для расширения розничных сетей и совершенствования бизнеса в свободной конкурентной среде.

1.2 Понятие и классификации инновационных технологий в торговле

Достаточно справедливо А. В. Владыко отмечает, что «…торговая деятельность требует как обеспечения условий для реализации инвестиционной политики отрасли, так и создания благоприятной среды для развития инновационного потенциала торговых организаций и в целом предпринимательских структур. Торговля отличается достаточной мобильностью, хорошей восприимчивостью к нововведениям различной формы, применение которых позволяет повысить показатели производительности труда».

Технологические инновации – это материализация новых идей и открытий, изобретений и научно-технических разработок в ходе производства для обеспечения их коммерческой реализации чтобы удовлетворять отдельные спросы потребителей.

Важно отметить, что коммерциализация нововведений возможно лишь тогда, когда нововведения представляются как товар на рынке и имеют возможности реализации. При условии, когда инновации обретают форму товара (новая техника и технология изобретается для применения в производственном цикле организации), коммерциализация представляется лишь потенциальным свойством нововведения и реализация возможна исключительно в перспективе. Эта сложность является крайне актуальной на предприятиях торговли. Разрабатываемые технологии зачастую, демонстрируя высокую технологическую оперативность, фактически оказываются экономически неэффективными на основании неблагоприятной общей экономической обстановки в стране.


Диффузия инновации – операция продвижения (распространения) инноваций во времени, в современной обстановке или местах потребления. В результате диффузии увеличивается количество производителей и потребителей, и сменяются их качественные признаки. В современных инновационных процессах темп развития диффузии инноваций зависит от нескольких факторов, в числе которых свойства нововведений, способы передачи информации, формы принятия решений, расположение субъектов социально-экономической системы к инновациям.

Рисунок 2. Модель диффузии инновации Э.Роджерса

Руководство инновационной деятельностью может быть благополучной при условии длительного исследования инновации, что необходимо для их подбора и использования. Прежде всего, необходимо различать инновации и несущественные видоизменения в продуктах и технологических операциях (например, эстетические изменения, то есть цвет и т.п.). Несущественные технические или образные изменения в товарах, сохраняющие неизменными конструктивное исполнение и не оказывающие достаточного значимого воздействия на параметры, свойства, стоимость продукта, а также состоящих в нем материалов и элементов; увеличение наименований изделий за счёт овладения производством не выпускавшихся до того времени на данном предприятии, но уже распространённых на рынке продуктов, с целью удовлетворения настоящего спора и увеличения доходов предприятия.

Современность нововведений расценивается по технологическим характеристикам, и так же с рыночных положений. В связи с этим складывается классификация инноваций.

Классификация, которую предлагают Л.Волдачек и О.Водачкова, предусматривает четыре главных вида инноваций на предприятиях: инновации товаров; инновации технологических процессов; инновации рабочей силы (человеческие факторы); инновации управленческой деятельности.

- Технические инновации, нацеленные на разработку и усвоение в производстве новых товаров, усовершенствование оборудования, реставрацию зданий и проведение процедур по защите окружающей среды;

- Производственные инновации, направленные на увеличение производственных мощностей, разнообразие производственной деятельности;

- Экономические инновации, взаимосвязанные с перестроением способов планирования производственной деятельности;

- Торговые инновации, нацеленные на целевые преобразования сбытовой деятельности;


- Социальные инновации, сопряжённые с повышением качества условий труда, социального обеспечения персонала;

- Инновации в сфере управления, обращённые на развитие организационной структуры, способов решения задач.

Команда ученых во главе с С.Д. Ильенковой представляет нижеследующую классификацию инноваций:

1)в зависимости от технологических параметров: процессные и продуктовые;

2)по новизне: новые для предприятия, новые для отрасли в стране и новые для отрасли в мире;

3)по месту на предприятии: инновации системной структуры, инновации на входе и инновации на выходе;

4)от глубины вносимых изменений: модифицированные, улучшающие и радикальные;

5)по сфере деятельности; в области управления, социальные, торговые, экономические, производственные и технологические.

Самыми важными характеристиками классификации инноваций являются:

1) совокупность составления исследуемых классификационных свойств для анализа и кодирования;

2) допустимость качественного (количественного) определения показателей; 3) практическая ценность и научная новизна представляемых свойств классификации.

1.3 Внедрение инновационных технологий в розничную торговлю

Важность внедрения инноваций в торговлю обоснована в трудах Э.Блондо. Блондо высказывает мнение о том, что «...торговля – наиболее подходящая сфера для инноваций. В качестве доказательства можно привести любопытный факт: несколько лет тому назад французы, которым в ходе социологического опроса предложили назвать новшества, существенно повлиявшие на их повседневную жизнь, главным образом говорили о появлении гипермаркетов, набравших в итоге больше голосов, чем сверхскоростные поезда на воздушной подушке!».

Как известно, залог успеха в любой сфере деятельности – постоянное развитие. Возникновение новых технологий и их обращение (использование) в бизнесе служит тому ярким примером. Как правило, только предприятия, шагающие в ногу со временем и предоставляющие современный сервис своим клиентами и своим сотрудникам, способны обходить своих конкурентов. В схеме 1, более подробно отображена данная ситуация в розничной торговле.