Файл: Государственный кредит (Состав государственного долга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе кр.едитного отношения государ.ственный кр.едит выступает в следующих фор.мах[11]:

1. государ.ственные займы;

2. обр.ащение части взносов населения в государ.ственные займы;

3. заимствование ср.едств общегосудар.ственного ссудного фонда;

4. казначейские ссуды;

5. гар.антир.ованные займы.

Государ.ственные займы хар.актер.изуются тем, что вр.еменно свободные ср.едства физических и юр.идических лиц пр.ивлекаются на финансир.ование общественных нужд путем выпуска государ.ственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др.. Облигация пр.едставляет собой ценную бумагу, котор.ая символизир.ует государ.ственное долговое обязательство, что и дает пр.аво ее владельцу по истечению опр.еделенного ср.ока получить назад сумму долга и пр.оценты. Пр.одавая облигацию, государ.ство обязуется возвр.атить сумму долга в опр.еделенный ср.ок с пр.оцентами или выплачивать кр.едитор.ам доход на пр.отяжении всего ср.ока пользования заемными ср.едствами, а после истечения ср.ока возвр.атить и сумму долга.

Государ.ство устанавливает нар.ицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выр.ажает денежную сумму, пр.едоставленную собственником облигации государ.ству во вр.еменное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются пр.оценты. Однако р.еальная пр.ибыльность облигаций для этих владельцев может быть выше или ниже установленного номинального пр.оцента. Др.угим видом государ.ственных займов являются казначейские обязательства, котор.ые отличаются от облигаций целями выпуска, фор.мой выплаты дохода и свободой обр.ащения. Ср.едства от пр.одажи облигаций напр.авляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Ср.едства от р.еализации казначейских обязательств напр.авляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде пр.оцентов, выигр.ышей или не выплачиваться вообще. По казначейским обязательствам доход выплачивается в виде пр.оцентов[12].

Государ.ственные внутр.енние займы классифицир.уют по нескольким пр.изнакам. По пр.аву эмиссии выпуска они делятся на те, что были выпущены[13]:

а) центр.альным пр.авительством;

б) р.еспубликанскими пр.авительствами;

в) местными ор.ганами власти.

Шир.окое р.аспр.остр.анение получила пр.актика выпуска государ.ственных займов центр.альным пр.авительством. Задолженность р.еспубликанских и местных ор.ганов власти есть как пр.авило, незначительной.


В зависимости от фор.мы выплаты доходов выделяют:

а) пр.оцентные займы;

б) выигр.ышные займы;

в) пр.оцентно-выигр.ышные займы;

г) беспр.оигр.ышные займы;

д) беспр.оцентные (целевые ) займы.

Владельцы долговых обязательств пр.оцентного займа получают твер.дый доход ежегодно путем оплаты купонов или один р.аз пр.и погашении займы путем начисления пр.оцентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

По ср.окам погашения займы делятся на:

а) кр.аткоср.очные займы ср.ок погашения до 1 года;

б) ср.еднеср.очные займы ср.ок погашения до 5 лет;

в) долгоср.очные займы ср.ок погашения более 5 лет.

По методу р.азмещения займы подр.азделяют на:

а) добр.овольные займы;

б) займы р.азмещены по подписке;

в) пр.инудительные займы.

Каждому методу р.азмещения займов отвечает свой обр.аз р.еализации.[14]

Облигации добр.овольных займов свободно пр.одаются и покупаются банковскими учр.еждениями. Пр.инудительные займы р.аспр.остр.аняются ср.еди кр.едитор.ов в силу постановления пр.авительства, котор.ое пр.едусматр.ивает стр.огую ответственность за отклонения от покупки облигаций. Займы, р.азмещаемые ср.еди населения по подписке с р.асср.очкой платежа, фор.мально являются добр.овольными. Однако их р.еализация сопр.овождается такой массово-политической компанией, котор.ая делает их по сути обязательными. Это возможно в условиях тоталитар.ного р.ежима. В наше вр.емя в нашей стр.ане действуют только добр.овольные займы.

Государ.ственные займы могут быть облигационными и безоблигационными[15].

Облигационные займы сопр.овождаются эмиссией ценных бумаг государ.ства. Безоблигационные займы офор.мляются подписанием соглашений, договор.ов, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее вр.емя безоблигационное займы используются на межпр.авительственном ур.овне.

В тесной связи с государ.ственными займами находится втор.ая фор.ма государ.ственного кр.едита, функционир.ование котор.ой опоср.едствует системой сбер.егательных учр.еждений (банков, касс и т.п.) и является важным каналом фор.мир.ования финансовых р.есур.сов государ.ства -обр.ащение части взносов населения в государ.ственные займы. В отличие от пер.вой фор.мы государ.ственного кр.едита, когда физическое и юр.идическое лица покупают ценные бумаги за счет собственных вр.еменно свободных ср.едств, сбер.егательные учр.еждения пр.едоставляют кр.едит государ.ству за счет заемных ср.едств. Наличие поср.едника между государ.ством и населением в лице сбер.егательных учр.еждений и пр.едоставления займы последними государ.ству за счет заемных ср.едств без ведома их р.еального собственника (население) позволяет выделить эти отношения как особую фор.му государ.ственного кр.едита. Эта фор.ма кр.едитования осуществляется чер.ез покупку особых ценных бумаг (напр.имер., казначейских сбер.егательных сер.тификатов) или р.ыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также офор.мление безоблигационных займов. Безоблигационные займы есть, в сущности, бесср.очными. Они офор.мляются государ.ством не выпуском ценных бумаг, а путем непоср.едственного учета сумм на счетах соответствующих учр.еждений и в книге государ.ственного долга. Ср.оки погашения таких займов зар.анее не оговар.иваются, но государ.ство оставляет за собой пр.аво выкупа займы и обязуется выплачивать пр.оценты за весь пер.иод его действия. Очевидно, что пр.оцент по вкладам, котор.ые хр.анятся в сбер.егательных учр.еждениях, не может быть ниже официального ур.овня инфляции. Для большей активизации сбер.егательного дела пр.оцент, котор.ый начисляется, должен пр.евышать этот ур.овень с целью обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода. В нашей стр.ане сейчас это постигается на основе покупки Сбер.банком долговых обязательств государ.ства[16].


Заимствование ср.едств общегосудар.ственного ссудного фонда, как фор.ма государ.ственного кр.едита хар.актер.изуется тем, что государ.ственные кр.едитные учр.еждения непоср.едственно (не опоср.едствуя эти опер.ации покупкой государ.ственных ценных бумаг) пер.едают часть кр.едитных р.есур.сов на покр.ытие р.асходов пр.авительства. Эта фор.ма государ.ственного кр.едита функционир.ует в тоталитар.ном обществе. Она содействует р.азвитию инфляционных пр.оцессов, котор.ые особенно опасно в условиях твер.дого контр.оля за эмиссией дензнаков со стор.оны демокр.атически выбр.анных ор.ганов. Поэтому полная нор.мализация отношений между государ.ством и кр.едитной системой лежит на пути пр.изнания невозможности пр.ямого занятия ссудных ср.едств для покр.ытия бюджетного дефицита[17].

Казначейские ссуды выр.ажают отношения пр.едоставления финансовой помощи пр.едпр.иятиям и ор.ганизациям ор.ганами государ.ственной власти и упр.авление за счет бюджетных ср.едств на условиях возвр.атности, ср.очности и платности. В наше вр.емя в нашей стр.ане эта фор.ма активно не используется. Однако пр.и кор.енной р.ефор.ме отношений собственности сопр.овождаемой р.азгосудар.ствлением и пр.иватизацией хозяйственных стр.уктур., государ.ство не может отвечать за финансовые р.езультаты деятельности пр.едпр.иятий и ор.ганизаций вместо их пр.авомочных собственников. Но пр.и необходимости государ.ственные ор.ганы могут пр.едоставлять финансовую помощь хозяйственным субъектам, в стабильной р.аботе котор.ых они заинтер.есованы, но на условиях возвр.атности, ср.очности, платности[18].

Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кр.едитования, поскольку в отличие от хозр.асчетных банковских стр.уктур. ор.ганы государ.ственной власти и упр.авления пр.едоставляют финансовую помощь на др.угих условиях, из др.угих пр.ичин и в др.угих целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по ср.окам и нор.ме пр.оцента, они возможные в случае финансовых тр.удностей пр.едпр.иятий и хозяйственных ор.ганизаций в виде их особого положения на р.ынке, не имеют коммер.ческой цели, а есть ср.едством поддер.жки жизненно важных для нар.одного хозяйства экономических стр.уктур..[19]

Использование казначейских ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное финансир.ование в отношении государ.ственных хозр.асчетных пр.едпр.иятий полностью себя сжило. Оно сохр.аняет пр.аво на существование, но как исключительная мер.а в пор.ядке пр.едоставления финансовой помощи хозор.ганам, котор.ые оказались в тр.удном положении чер.ез особенности р.еализации пр.оизведенной в интер.есах общества пр.одукции, неблагопр.иятной хозяйственной конъюнктур.ы, кр.изисных явлений в экономике и т.п.[20]


По гар.антир.ованным займам пр.авительство р.еально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стр.ане созданные условия для возр.ождения гар.антир.ованных займов в связи с пр.едоставлением местным ор.ганам власти, а так же отдельным хозяйственным стр.уктур.ам пр.ава пр.оводить опер.ации за выводом займов.

Междунар.одный кр.едит тр.адиционно игр.ал р.оль фактор.а, котор.ый главным обр.азом обслуживал внешнетор.говые связи между отдельными стр.анами. Во втор.ой половине нашего столетия положение стало все более меняется, и к настоящему вр.емени фактически уже сфор.мир.овался междунар.одный р.ыночный механизм кр.едита, котор.ый опоср.едует не только сфер.у междунар.одной тор.говли товар.ами и услугами, но и пр.оцессы р.еальных инвестиций, р.егулир.ование платежных балансов, обслуживание внешнего долга стр.ан-дебитор.ов.

Тр.адиционно междунар.одный кр.едит пр.едставлял собой пр.едоставление валютных и товар.ных р.есур.сов пр.едпр.иятиям и финансовым институтам одной стр.аны пр.едпр.иятиям, финансовым институтам и пр.авительству др.угой стр.аны на условиях возвр.атности, ср.очности и платности. Кр.едитор.ами и заемщиками были пр.едставители двух р.азных стр.ан. Источником финансир.ования товар.ного кр.едита и пер.евода валютных р.есур.сов в этом случае всегда являлся национальный р.ынок капиталов. В совр.еменных же условиях помимо национальных р.ынков капиталов важнейшим источником кр.едитных р.есур.сов стал собственно междунар.одный р.ынок капиталов, не имеющий непоср.едственно какой либо национальной пр.инадлежности[21].

Междунар.одные кр.едиты, если они пр.едназначены для пр.оизводительных целей: пр.иобр.етение за гр.аницей нового обор.удования или важного вида сыр.ья для непоср.едственного осуществления инвестиций в пр.оизводство, в конечном итоге увеличивают масштабы пр.оизводства валового внутр.еннего пр.одукта в стр.ане-заемщике и, следовательно, сами создают эквивалент той суммы ср.едств, котор.ая должна пойти на возмещение полученной за р.убежом ссуды и уплаты пр.оцентов по ней. Если же междунар.одные кр.едиты пр.едназначены для др.угих, не пр.оизводительных целей: пр.иобр.етение пр.одовольствия за гр.аницей, пр.омышленных товар.ов потр.ебительского хар.актер.а, содер.жание государ.ственного аппар.ата, пр.еодоление дефицита государ.ственного бюджета или платежного баланса, то это ведет к тому, что возвр.ат основной суммы долга и уплата пр.оцентов по нему осуществляется не за счет созданного с использованием их эквивалента и в конечном итоге сказывается на сокр.ащении валового внутр.еннего пр.одукта стр.аны.


Тр.адиционной фор.мой междунар.одного кр.едита является внешнетор.говый кр.едит. Последний пр.едставляет собой важный фактор. повышения конкур.ентоспособности товар.ов поставляемых на внешний р.ынок.

Стар.ейшая фор.ма внешнетор.гового кр.едита фир.менные кр.едиты[22].

Пр.еимущественно это ссуды, пр.едоставляемые экспор.тер.ом одной стр.аны импор.тер.у др.угой в виде отср.очки платежа или коммер.ческий кр.едит во внешней тор.говле. Фир.менный кр.едит, ср.оки котор.ого, как пр.авило, колеблются в пр.еделах от 1 до 7 лет, имеет р.яд р.азновидностей: покупательский аванс, кр.едит по откр.ытому счету. Фир.менный кр.едит чаще всего р.еализуется поср.едством откр.ытого счета.[23]

Банковский внешнетор.говый кр.едит имеет с позиций импор.тер.а опр.еделенные пр.еимущества пер.ед фир.менным кр.едитом: возможность некотор.ого маневр.а в выбор.е фир.мы поставщика опр.еделенной пр.одукции; более длительные ср.оки кр.едита; большие объемы поставок по кр.едиту; ср.авнительно меньшая стоимость кр.едита.

Помимо внешнетор.гового кр.едита банки пр.едоставляют своим контр.агентам из др.угих стр.ан финансовые и валютные кр.едиты. Финансовые кр.едиты позволяют ссудополучателю (частному или государ.ственному) использовать их в гор.аздо шир.оком спектр.е, нежели чисто внешнетор.говые кр.едиты. Он может осуществлять за счет этого кр.едита закупки товар.ов и услуг в любой стр.ане, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кр.едиты пр.едоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвер.тир.уемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты пр.оцентов по нему, пополнения счетов в свободно конвер.тир.уемой валюте. Если заемщиком выступает иностр.анное государ.ство, то помимо указанных выше целей валютные кр.едиты используются пр.и осуществлении валютной интер.венции в целях р.егулир.овании валютного кур.са[24].

В совр.еменных условиях обостр.ения конкур.енции в междунар.одной тор.говле каждое государ.ство стр.емится создать условия для повышения конкур.ентоспособности отечественных экспор.тер.ов. В этих целях государ.ство во многих стр.анах с р.азвитой р.ыночной экономикой осуществляет опер.ации по р.ефенансир.ованию сделок пр.омышленных компаний и банков, вовлеченных в экспор.тное кр.едитование. Пр.оисходит это в р.азнообр.азных фор.мах. В одних стр.анах созданы специальные государ.ственные и полугосудар.ственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнетор.гового кр.едитования, в др.угих банковские консор.циумы, пер.ед котор.ыми становится задача создания благопр.иятных условий р.ефинансир.ования внешнекр.едитных опер.аций коммер.ческих банков в центр.альном банке.