Файл: Государственный кредит (Состав государственного долга).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
Введение
Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы по теме «Государственный кредит».
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу получения и предоставления государством денежных средств в качестве государственного кредита, в частности, отношения по формированию государственного долга и отношения по его управлению, а также содержание и признаки этих отношений, закрепляемые нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Предметом исследования является финансово-правовое обеспечение государственного кредита в Российской Федерации, состояние и перспективы его развития, а именно совокупность норм, составляющих механизм правового регулирования финансовых отношений в области государственного кредита.
Целью курсовой работы является изучение государственного кредита.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность и значение государственного кредита;
2. Изучить основные функции и формы государственного кредита;
3. Исследовать состав государственного долга;
4. Проанализировать управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
1 Сущность и значение государственного кредита
Государ.ственный кр.едит одна из фор.м кр.едитных отношений, имеющая следующие пр.изнаки кр.едита[1]:
- наличие кр.едитор.а и заемщика как юр.идически самостоятельных субъектов кр.едитной сделки;
- аккумуляции свободных денежных ср.едств населения, пр.едпр.иятий и ор.ганизаций на пр.инципах возвр.атности ср.очности и платности (в исключительных случаях допускается беспр.оцентный заем р.есур.сов);
- возможность использования госкр.едитных опер.аций внутр.и стр.аны и в междунар.одных отношениях .
Государ.ственный кр.едит является составной частью такого звена финансовой системы Р.оссийской Федер.ации, как кр.едит (др.угую его часть составляет банковский кр.едит).
Пр.инципы ср.очности, возвр.атности и возмездности, лежащие в основе отношений по государ.ственному кр.едиту, хар.актер.ны для любых кр.едитных отношений. Однако между государ.ственным и банковским кр.едитом имеются существенные р.азличия[2].
Основная, особенность государ.ственного кр.едита заключается в непр.оизводительном использовании капитала. Ведь ср.едства, пр.ивлекаемые пр.и таком кр.едите, обычно не участвуют в кр.угообор.оте пр.оизводительного капитала, в пр.оизводстве матер.иальных ценностей, а идут на покр.ытие бюджетного дефицита. Ср.едствами для погашения пр.оцентов за пользование государ.ственным и муниципальным кр.едитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Мар.кс называл государ.ственный кр.едит антиципир.ованными (взятыми зар.анее) налогами.[3]
Хар.актер.ной чер.той банковского кр.едита является пр.оизводительное использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кр.едит, но и выплачивать вознагр.аждение за пользование ссудой за счет увеличения в пр.оцессе пр.оизводства пр.ибавочной стоимости. В отношениях банковского кр.едита участвуют две стор.оны: банк — в р.оли кр.едитор.а (заимодавца), юр.идические и физические лица — в р.оли заемщиков. Пр.и государ.ственном кр.едите заемщиком, как пр.авило, всегда является государ.ство.
Если отношения банковского кр.едита имеют своим следствием заключение между стор.онами договор.а банковской ссуды, относящегося к объекту гр.ажданско-пр.авовых отношений, то р.езультатом госкр.едитных опер.аций выступает внутр.енний государ.ственный долг, являющийся объектом финансовых пр.авоотношений[4].
Пр.едставители финансово-пр.авовой науки дор.еволюционной Р.оссии (М.Ф. Ор.лов, М.И. Слуцкий, Л.В. Ходский, А. Тар.асов, В. Яр.оцкий, А. Исаев, Е. Ламанский, и др..) выделяли и др.угие, актуальные и сейчас р.азличия между государ.ственным и банковским кр.едитом. Эти р.азличия заключаются в следующем:
1. В отношениях по государ.ственному кр.едиту всегда имеется вер.ховенство государ.ства, несмотр.я на то, что государ.ство является заемщиком (должником), а не кр.едитор.ом. Пр.и банковском кр.едите, наобор.от, кр.едитор. (банк) обладает всей полнотой пр.ав по пр.именению мер. пр.инуждения, пр.едоставляемых ему законом в случае неиспр.авности должника.
2. Учитывая особую р.оль государ.ства, оно заключает долгоср.очные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как пр.и заключении договор.ов долгоср.очных банковских ссуд необходимо пр.едоставление залога.
3. Пр.и банковском кр.едите договор. банковской ссуды заключается, как и любой гр.ажданско-пр.авовой договор., на условиях р.авенства стор.он. Пр.именение пр.инципа диспозитивности, в р.егулир.овании отношений по банковскому кр.едиту абсолютно несовместимо с элементом пр.инуждения пр.и заключении кр.едитной сделки. Пр.и государ.ственном же кр.едите пр.инуждение «имеет иногда место пр.и заключении займа»[5].
Государ.ственный кр.едит пр.едставляет отношения втор.ичного р.аспр.еделения стоимости валового внутр.еннего пр.одукта и части национального богатства. В сфер.у его пр.именения попадает часть доходов и фондов, сфор.мир.ованных на стадии пер.вичного р.аспр.еделения стоимости. Чер.ез государ.ственный кр.едит пер.ер.аспр.еделяются ср.едства, напр.авляемые в фонды потр.ебления. Обычно ими являются вр.еменно свободные денежные ср.едства населения пр.едпр.иятий и ор.ганизаций, не пр.едназначенные для текущего потр.ебления. Но пр.и опр.еделенных экономических и политических ситуациях население и хозор.ганы могут идти на сознательное огр.аничение потр.ебления и в сфер.у государ.ственного кр.едита втягиваются ср.едства, пр.едназначенные для текущих пр.оизводственных или социальных нужд (в истор.ии были пр.имер.ы, когда подобное огр.аничение потр.ебностей пр.оисходило по пр.инуждению государ.ства – подписка на государ.ственные займы)[6].
Фор.мир.ование поср.едством госкр.едитных отношений дополнительных финансовых р.есур.сов отр.ажает одну стор.ону сущности государ.ственного кр.едита как особой фор.мы движения стоимости (ссудного фонда). Втор.ой стор.оной выступают отношения, обусловленные возвр.атностью и платностью р.есур.сов, мобилизуемых с помощью государ.ственного кр.едита. Государ.ство гар.антир.ует возвр.ат ср.едств с уплатой кр.едитор.ам установленного дохода в виде пр.оцентов. Госкр.едитные отношения и налоговые не подменяют др.уг др.уга и являются самостоятельными финансовыми инстр.ументами. Отношения по возвр.ату ср.едств и выплате вознагр.аждения также имеют пер.ер.аспр.еделительный хар.актер. .
Кр.едитор.ами выступают физические и юр.идические лица, заемщиком – государ.ство в лице его ор.ганов (министер.ства финансов, местных ор.ганов власти). Для заемщика ценная фор.ма кр.едита позволяет мобилизир.овать дополнительные денежные р.есур.сы для покр.ытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кр.едитно-денежного обр.ащения путем опер.аций на откр.ытом р.ынке, фор.мир.ование финансового р.ынка. В условиях р.азвития инфляционного пр.оцесса государ.ственные займы у населения вр.еменно уменьшают его платежеспособный спр.ос. Из обр.ащения изымается избыточная денежная масса, т.е. пр.оисходит отвлечение ср.едств из денежного обор.ота на зар.анее оговор.енный ср.ок. Чр.езмер.ное увеличение государ.ственного долга вместе с тем может пр.ивести к платежам по обязательствам, сумма котор.ых составит величину большую, чем поступления от займов, что отр.ицательно скажется на состоянии финансов государ.ства[7] .
В последнее вр.емя государ.ство в отношениях по госкр.едиту выступает в р.оли не только заемщика, но и кр.едитор.а. Так, государ.ство на безвозмездных либо льготных условиях пр.едоставляет казначейские ссуды пр.едпр.иятиям, учр.еждениям, ор.ганизациям, деятельность котор.ых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики стр.аны. Пр.имер.ом может служить Указ Пр.езидента Р.Ф «О пор.ядке пр.едоставления финансовой поддер.жки пр.едпр.иятиям за счет ср.едств федер.ального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 г.
Таким обр.азом, государ.ственный кр.едит — это совокупность экономических отношений между государ.ством в лице его ор.ганов власти и упр.авления с одной стор.оны, и юр.идическими и физическими лицами, с др.угой, пр.и котор.ых государ.ство выступает пр.еимущественно в качестве заемщика, а также кр.едитор.а и гар.анта .
2 Основные функции и формы государственного кредита
Функционир.ование государ.ственного кр.едита ведет к обр.азованию государ.ственного долга. Капитальный государ.ственный долг пр.едставляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государ.ства, включая начисленные пр.оценты, котор.ые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государ.ственный долг пр.едставляют р.асходы по выплате доходов кр.едитор.ам по всем долговых обязательствах государ.ства и по погашению обязательств, ср.ок оплаты котор.ых уже настал[8].
Государ.ство, шир.око используя свои возможности для пр.ивлечения дополнительных финансовых р.есур.сов с целью своевр.еменного финансир.ования бюджетных р.асходов, постепенно накапливает задолженность как внутр.еннюю, так и иностр.анным кр.едитор.ам. Это ведет к р.осту государ.ственного долга внутр.еннего и внешнего[9].
Государ.ственный долг является хар.актер.истикой р.езультативности всех осуществленных госкр.едитных опер.аций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменения отобр.ажают состояние экономики и финансов стр.аны, эффективность функционир.ования государ.ственных стр.уктур.. На состояние государ.ственного долга существенно влияют ежегодные опер.ации в сфер.е государ.ственного кр.едита: получение новых займов и условия их пр.едоставление, с одной стор.оны, и р.азмер.ы погашений и выплачиваемых пр.оцентов, из др.угой[10].
Пр.едназначение государ.ственного кр.едита пр.оявляется в пер.вую очер.едь в том, что он является ср.едством мобилизации в р.уках государ.ства дополнительных финансовых р.есур.сов. В случае дефицитности государ.ственного бюджета, финансовые р.есур.сы, котор.ые дополнительно мобилизуются напр.авляются на покр.ытие р.азличия между бюджетными р.асходами и доходами. Пр.и положительном бюджетном сальдо ср.едства, котор.ые мобилизуются с помощью государ.ственного кр.едита пр.ямо используются для финансир.ования экономических и социальных пр.огр.амм. Это означает, что государ.ственный кр.едит, будучи ср.едством увеличения финансовых возможностей государ.ства, может выступать важным фактор.ом ускор.ения социально-экономического р.азвития стр.аны.