Файл: Государственный кредит (Состав государственного долга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 Состав государственного долга

Государ.ственный кр.едит напр.ямую связан с такой финансово-пр.авовой категор.ией, как государ.ственный долг.

Государ.ственный долг подр.азделяется на две части — капитальный и текущий[25].

Капитальный долг включает все долговые обязательства государ.ства на опр.еделенную дату (начало года) — непогашенную часть основного долга и начисленные пр.оценты, котор.ые в р.амках соглашения о р.естр.уктур.изации долга могут быть пр.исоединены к основному долгу.

Текущий государ.ственный долг состоит из пр.едстоящих платежей по всем долговым обязательствам, ср.ок погашения котор.ых наступает в отчетном пер.иоде (году)[26] .

Понятие внутр.еннего государ.ственного долга Р.оссии, пр.едставляющего собой долговые обязательства Пр.авительства Р.Ф, выр.аженные в валюте Р.Ф пер.ед юр.идическими и физическими лицами, закр.еплен в Бюджетном кодексе Р.Ф, в нем государ.ственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс Р.Ф закр.епляет не только общее понятие государ.ственного долга, но и подр.азделяет понятия государ.ственного долга Р.Ф и государ.ственного долга субъекта Р.Ф [27].

Государ.ственный долг Р.Ф опр.еделяется в Бюджетном кодексе Р.Ф как долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации пер.ед физическими и юр.идическими лицами, иностр.анными государ.ствами, междунар.одными ор.ганизациями и иными субъектами междунар.одного пр.ава. Государ.ственный долг субъекта Р.Ф опр.еделяется как совокупность долговых обязательств субъекта Р.Ф. Пр.и этом закр.епляется, что государ.ственный долг Р.Ф полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федер.альной собственности имуществом, составляющим государ.ственную казну, а государ.ственный долг субъекта Р.Ф — соответственно всем имуществом субъекта Р.Ф, составляющим казну субъекта Р.Ф.

В соответствии со ст. 97 БК Р.Ф долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации могут существовать в фор.ме[28]:

- кр.едитных соглашений и договор.ов, заключенных от имени Р.оссийской Федер.ации, как заемщика, с кр.едитными ор.ганизациями, иностр.анными государ.ствами и междунар.одными финансовыми ор.ганизациями;

- государ.ственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Р.оссийской Федер.ации;


- договор.ов и соглашений о получении Р.оссийской Федер.ацией бюджетных ссуд и бюджетных кр.едитов от бюджетов др.угих ур.овней бюджетной системы Р.оссийской Федер.ации;

- договор.ов о пр.едоставлении Р.оссийской Федер.ацией государ.ственных гар.антий;

- соглашений и договор.ов, в том числе междунар.одных, заключенных от имени Р.оссийской Федер.ации, о пр.олонгации и р.естр.уктур.изации долговых обязательств Р.оссийской Федер.ации пр.ошлых лет.

Долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации могут быть кр.аткоср.очными (до одного года), ср.еднеср.очными (свыше одного года до пяти лет) и долгоср.очными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Р.оссийской Федер.ации погашаются в ср.оки, котор.ые опр.еделяются конкр.етными условиями займа и не могут пр.евышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обр.ащение государ.ственного займа, в том числе ср.оков выплаты и р.азмер.а пр.оцентных платежей, ср.ока обр.ащения, не допускается.

В объем государ.ственного внутр.еннего долга Р.оссийской Федер.ации включаются[29]:

- основная номинальная сумма долга по государ.ственным ценным бумагам Р.оссийской Федер.ации;

- объем основного долга по кр.едитам, полученным Р.оссийской Федер.ацией;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кр.едитам, полученным Р.оссийской Федер.ацией от бюджетов др.угих ур.овней;

- объем обязательств по государ.ственным гар.антиям, пр.едоставленным Р.оссийской Федер.ацией.

В объем государ.ственного внешнего долга Р.оссийской Федер.ации включаются:

- объем обязательств по государ.ственным гар.антиям, пр.едоставленным Р.оссийской Федер.ацией;

- объем основного долга по полученным Р.оссийской Федер.ацией кр.едитам пр.авительств иностр.анных государ.ств, кр.едитных ор.ганизаций, фир.м и междунар.одных финансовых ор.ганизаций.

4 Управление государственным долгом, его основные проблемы в РФ

К государ.ственному долгу Р.Ф в соответствие с Бюджетным кодексом Р.Ф относятся «долговые обязательства Р.Ф пер.ед физическими и юр.идическими лицами Р.Ф, субъектами Р.Ф, муниципальными обр.азованиями, иностр.анными государ.ствами, междунар.одными финансовыми ор.ганизациями, иными субъектами междунар.одного пр.ава, иностр.анными физическими и юр.идическими лицами, возникшие в р.езультате государ.ственных заимствований Р.Ф, а также долговые обязательства по государ.ственным гар.антиям, пр.едоставленным Р.Ф, и долговые обязательства, возникшие в р.езультате пр.инятия законодательных актов Р.Ф об отнесении на государ.ственный долг долговых обязательств тр.етьих лиц»[30].


Государ.ственный долг вызывается использованием государ.ственных займов как одной из фор.м пр.ивлечения денежных р.есур.сов необходимых для р.асшир.ения воспр.оизводства и удовлетвор.ения потр.ебностей общества[31].

Под упр.авлением государ.ственным долгом понимается совокупность мер.опр.иятий, связанных с выпуском и р.азмещением государ.ственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и р.ефинансир.ованием государ.ственного долга, а также р.егулир.ованием р.ынка государ.ственных ценных бумаг.

Пр.оцесс упр.авления государ.ственным долгом включает в себя следующие функциональные элементы:

- планир.ование заимствований путем опр.еделения пор.ядка, условий выпуска и р.азмещения государ.ственных долговых обязательств;

- обслуживание долговых обязательств поср.едством осуществления опер.аций по р.азмещению займов, выплате пр.оцентного дохода по ним, р.ефинансир.ованию и погашению долга;

- контр.оль над состоянием государ.ственного долга.

К пр.инципам упр.авления государ.ственным долгом относят: пр.инцип безусловности, пр.инцип единства, пр.инцип снижения р.исков, пр.инцип оптимальности стр.уктур.ы долговых обязательств по ср.окам обр.ащения и погашения, пр.инцип сохр.анения финансовой независимости, пр.инцип пр.озр.ачности.

Во всем мир.е самым р.аспр.остр.аненным методом упр.авления государ.ственным долгом является его р.ефинансир.ование. Пр.и финансовом кр.изисе возникает необходимость в р.естр.уктур.изации долга. В условиях тр.удного экономического положения, р.астущего дефицита бюджета, невозможности полностью и своевр.еменно погасить долги пр.авительство может пр.ибегнуть к таким мер.ам, как конвер.сия, консолидация, унификация, отср.очка погашения, аннулир.ование государ.ственного долга[32].

Упр.авление государ.ственным долгом возлагается совместно на Министер.ство финансов и Центр.альный банк. Упр.авление погашением государ.ственного долга, как пр.авило, пр.оизводится из бюджета, за счет золотовалютных р.езер.вов, собственности, из новых заимствований[33].

Государ.ственный внешний долг Р.оссии, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Р.Ф,

– это «обязательства, возникающие в иностр.анной валюте, за исключением обязательств субъектов Р.оссийской Федер.ации и муниципальных обр.азований пер.ед Р.Ф, возникающих в иностр.анной валюте в р.амках использования целевых иностр.анных кр.едитов (заимствований)».


В соответствии со ст. 106 Бюджетного кодекса Р.Ф пр.едельный объем государ.ственных внешних заимствований не должен пр.евышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государ.ственного внешнего долга.

Р.ассмотр.им динамику государ.ственного внешнего долга Р.Ф по состоянию на 1 январ.я 2015 года и на 1 январ.я 2020 года, пр.иведенного в Таблице 1.

Таблица 1 Стр.уктур.а государ.ственного внешнего долга Р.оссийской Федер.ации по состоянию на 1 январ.я 2015 года и на 1 январ.я 2020 года [3] (млн. доллар.ов США)

Категор.ия долга

2015

2020

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР., принятые Р.Ф)

55794,2

49156,5

Задолженность перед официальными кредиторами – членами Парижского клуба

156,9

-

Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба

1026,2

489,4

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами

1600,0

508,7

Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ

951,0

-

Задолженность по внешним облигационным займам

40667,8

36568,0

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

2,7

Государственные гарантии Р.Ф в иностранной валюте

11399,1

11567,4

На пер.вое январ.я 2020 года Государ.ственный внешний долг Р.Ф составил 49156,5 млн. доллар.ов США. За пять лет, с 2015 по 2020гг., долг сокр.атился на 6637,7 млн. доллар.ов США. На настоящий пер.иод вр.емени Р.оссия не имеет задолженностей пер.ед членами Пар.ижского клуба, в 2015 году данная задолженность составляла 156,9 млн. доллар.ов США. За пер.иод с 2015 по 2020 год задолженность пер.ед официальными кр.едитор.ами – не членами Пар.ижского клуба сокр.атилась пр.имер.но на 52,3%. Задолженность пер.ед официальными многостор.онними кр.едитор.ами на настоящее вр.емя сокр.атилась на 1091,3 млн. доллар.ов США в ср.авнении с 2015 годом. Задолженность пер.ед официальными кр.едитор.ами – бывшими стр.анами СЭВ на сегодняшний день полностью погашена, пр.и этом еще в 2015 году она составляла 951,0 млн. доллар.ов США. Задолженность по внешним облигационным займам за р.ассматр.иваемый пер.иод сокр.атилась на 4099,8 млн. доллар.ов США. Задолженность по облигациям внутр.еннего государ.ственного валютного займа (ОВГВЗ) с 5.5 млн. доллар.ов США в 2015 году, сокр.атилась до 2,8 млн. доллар.ов США в 2020 году. Государ.ственные гар.антии Р.оссийской Федер.ации в иностр.анной валюте увеличились на 168,3 млн. доллар.ов США.


Таким обр.азом, за р.ассматр.иваемый пятилетний пер.иод внешний долг Р.оссийской Федер.ации значительно сокр.ащен, пр.ичем в каждой из категор.ий долга. Следовательно, политика государ.ства, напр.авленная на погашение внешнего государ.ственного долга в указанный пер.иод вр.емени достаточно эффективна.

Для ср.авнения государ.ственного долга р.азличных стр.ан надо учитывать, что экономика каждой стр.аны уникальна, как по величине, так и по способу ведения. Для более объективного ср.авнения государ.ственная задолженность ср.авнивается с валовым внутр.енним пр.одуктом (ВВП)[3].

Для того чтобы понять, является ли государ.ственный долг Р.оссии пр.облемой для стр.аны, р.ассмотр.им государ.ственный долг в пр.оцентах от ВВП стр.аны на конец 2018 года и ср.авним его с аналогичными показателями др.угих стр.ан (Таблица 2).

Таким обр.азом, из двадцати р.ассматр.иваемых стр.ан наименьший пр.оцент государ.ственного долга к ВВП имеет Р.оссия. Следовательно, Р.оссия остается одной из самых малозакр.едитованных государ.ств мир.а.

Таблица 2. Государ.ственных долг р.азличных стр.ан в пр.оцентах к ВВП

Страна

% госдолга к ВВП, 2018 г.

Россия

12,60

Австр.ия

78.40

Бельгия

103,10

Венгрия

73,60

Германия

64,10

Греция

178,60

Дания

36,40

Испания

98,30

Италия

131,80

Латвия

40,10

Литва

39,70

Нидерланды

56,70

Норвегия

36,20

Польша

50,60

Великобри ания

85,30

Финляндия

61,40

Фр.анция

97,00

Швеция

40,60

США

105,40

Швейцария

29,70

В условиях р.ыночной экономики необходима стр.атегия, р.азр.аботанная для сдер.живания р.оста и для сокр.ащения государ.ственного долга. Можно выделить следующие пути уменьшения внешнего государ.ственного долга:

1) пер.еход бюджетной политики государ.ства от пассивной фор.мы бюджетного дефицита к активной;

2) пр.оведение оптимизации объема и р.естр.уктур.изации р.асходов государ.ственного бюджета, пр.ежде всего, напр.авляемых в р.еальный сектор. экономики;

3) пр.оцесс р.азгосудар.ствления и пр.иватизации государ.ственной собственности;