Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе обучения
1.2 Характеристика дидактической игры
1.3. Роль дидактической игры для развития познавательной деятельности
2.1. Диагностика уровня активизации познавательной деятельности учащихся начального класса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики.
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века.
Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш. А. Амонашвили.
Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический принимают на веру все, что им предлагают».
Важнейшая задача школы — давать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике. Школа должна научить ученика находить пути к решению проблем, формировать у учащихся способность к самостоятельному, творческому мышлению.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма.
Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности.
Цель курсовой работы: изучить влияние дидактической игры как средство активации познавательной деятельности учащихся начальных классов на эффективность обучения.
Задачи исследования:
- Проанализировать особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста.
- Определить виды дидактических игр, используемых в обучении младших школьников.
- Определить значение использования дидактических игр в начальных классах для повышения интереса к обучению.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности.
Предмет исследования: возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника.
Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; проведение опытно-экспериментальной работы исследования.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика познавательной деятельности учащихся начальных классов в процессе обучения
Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворенья которой немыслимо его благополучное формирование.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребёнку обучение [7, с. 34].
К.Д. Ушинский в интересе видел основной внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И.Ф. Герберт, признавая имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребёнку [7, с. 37].
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Познавательная деятельность учащихся в школе - необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Деятельность эта особая, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью.
Человек, лишенный систематического учения в школьные годы, - бедный человек, лишенный полноценного развития своего сознания, восприятия мира, освоения духовных ценностей народа.
Познавательная деятельность школьника в современном обществе представляет собой совершаемую деятельность подрастающего поколения, назначение которой определено государством. Таким образом, эта деятельность особая и ее социальное назначение очень существенно [2, с. 13].
В соответствии с социальным статусом познавательной деятельности осуществляется ее педагогическая инструментовка, которая предусматривает динамику развития по возрастам, усложнение ее по всем параметрам: задачам, содержанию, способам выполнения, результатам.
Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения, имеющего социально-педагогические основы, стоит его личность, ее сознание, ее отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, и к соучастникам познавательной деятельности: к школьникам, учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, собственно и состоят отличительные особенности учения в школьные годы, которое, находясь в зависимости от социальных целей, от организации и направления его учителем, в то же время не утрачивает своего субъективно - личностного основания.
Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных – творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат – на характер приобретаемых знаний, умений, навыков. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в обучении. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её на последующее решение различных задач [10, с. 135].
1.2 Характеристика дидактической игры
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством формирования у детей различных качеств, умений, навыков.
Истоки сочетания обучения маленьких детей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Гули - гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, учит производить элементарные игровые действия. Называя части тела, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения. К. Д. Ушинский высоко ценил игры, любовно создаваемые народом для детей, Он указывал на то, что игры, материнские припевки, потешки, прибаутки, маленькие сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам, А. П. Усова, отмечая воспитательное влияние игр, писала: «Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия организованы». Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры [6, с. 26].
Дидактическая игра как метод обучения представлена в двух видах: игры-занятия и дидактические, или авто-дидактические, игры. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в процессе игр-занятий чередуется с вопросами, указаниями, объяснениями, показом, Основой таких игр служит игровой сюжет, разнообразные игровые действия.
Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Процесс обучения приобретает эмоционально-познавательный характер. Обучение происходит в процессе активной и интенсивной для детей игровой деятельности. А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Дидактическая игра выступает и как средство формирования у ребенка отдельных качеств, умений, навыков.
В целом же анализируя работы Сорокиной, Удальцовой, Аванесовой, Бондарен ко и др. можно считать дидактическими такие игры, которые имеют особую учебно-игровую структуру, В ней выделяются следующие элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила игры.
Дидактическая задача является первым необходимым элементом обучающей игры и направлена на сообщение, закрепление, систематизацию знаний, усвоение способов действий, формирование отношения детей к предметам и явлениям окружающей жизни, развитие познавательной активности.
Следующим важным компонентом дидактической игры является игровая задача. В. Н. Аванесова указывает, что учебная, познавательная задача должна ставится перед детьми через игровую задачу, близкую мотивам детской игры [10, с. 113].
Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. В этих условиях взаимоотношения между детьми и взрослыми определяются не учебной ситуацией (воспитатель учит, а дети учатся у него, а игрой, тем, что воспитатель и дети прежде всего участники одной игры).
Как только этот принцип нарушается, т. е. исчезает игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми, воспитатель становится на путь прямого обучения, дидактическая игра перестает быть сама собой, попадает в разряд упражнений.
Во избежание этого в каждой дидактической игре должно быть представлено развернутое игровое действие.
Как отмечается в работах Ф. Н. Блехер, Е. И. Удальцовой и др. авторов, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. «При наличии игрового действия дидактические игры облекаются в игровую форму. Внимание ребенка направлено на развертывание игрового действия, а уже в процессе игры незаметно он выполняет обучающую задачу.
Игровое действие создает у детей интерес к дидактическому заданию игры. Поэтому, чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают обучающую задачу» - указывала И. Удальцова.
Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи ставится не прямое указание воспитателя и желание детей научится у него, а естественное для школьников стремлен не играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть, именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действия[11, с. 54].