Файл: Компетенция менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Качество менеджмента российских компаниях определяется его способностью адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды и обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Отечественные управленцы неоднократно убеждались, что успех организации зависит не столько от финансовых возможностей, сколько от умения эффективно их использовать, активизировать внутренние возможности и потенциал персонала, поставить во главу угла специальный вид деятельности по управлению всеми процессами – менеджмент. Для этого российские менеджеры должны обладать определенным набором компетенций.

В свою очередь, предпринимательство оказывает кардинальное влияние на развитие народного хозяйства, решение социально-экономических проблем, увеличение занятого населения. Высокие темпы внедрения инноваций, мобильность технологических решений, внедрение НТП, быстрый рост сферы услуг в экономике, острая целевая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает товары и услуги высокого качества, возможность для государства получать финансовые средства в форме налоговых поступлений – все это составляет вклад коммерческих предприятий в экономику РФ. Эти и другие социальные и экономические функции предпринимательства ставят его развитие в разряд первостепенных государственных задач, делают его неотъемлемой частью стабилизации и модернизации экономики России[1]. Для успеха предприниматель необходимо обладать целым рядом значимых компетенций.

Актуальность данной работы видится в необходимости систематизировать сведения, касающиеся специфики управленческой и предпринимательской деятельности, компетенций менеджеров и предпринимателей, работающих в российских компаниях.

Цель курсовой работы: провести сравнительный анализ компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать характеристику управленческой деятельности менеджера в российских компаниях.
  2. Описать предпринимательскую деятельность в российских компаниях.
  3. Определить понятие «профессиональная компетенция».
  4. Проанализировать компетенции российских менеджеров и предпринимателей.

Объектом курсовой работы выступают менеджеры и предприниматели в российских компаниях.

Предмет исследования – компетенции менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.


Методы курсовой работы: описательный метод, метод анализа, метод синтеза, метод абстрактно-логической оценки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней систематизированы актуальные сведения, касающиеся компетенций менеджеров и предпринимателей в российских компаниях.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов для дальнейшей научной детальности.

Поставленные цель и задачи определили внутреннюю логику и структуру данной работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы изучения управленческой и предпринимательской деятельности в российских компаниях

1.1. Характеристика управленческой деятельности менеджера в российских компаниях

Управленческая деятельность менеджера в российских компаниях – это постоянный выбор управленческой альтернативы, осуществляемый лицом, принимающим решение, в рамках его компетенций и должностных обязанностей[2].

Основными целями принятия управленческих решений:

  • упрочение положения организации среди конкурентов;
  • получение экономической прибыли;
  • реализация эффективной деятельности компании.

Функции управленческой деятельности менеджера в российских компаниях:

  • Планирование – главная функция менеджмента, которая предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач того или иного формирования; означает сознательный выбор решения что работы, как, кому и когда.
  • Организация как функция менеджмента направлена на формирование управляющих и управляемых систем, а также связей и отношений между ними, обеспечивая упорядоченность технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности каждого субъекта хозяйствования.
  • Мотивация – это процесс побуждения работников к высокопроизводительной деятельности для удовлетворения своих потребностей и достижения целей организации.
  • Контроль – это система наблюдения и проверки соответствия функционирования предприятия установленным стандартам и другим нормативам, выявление допущенных отклонений от принятых решений и определение причин их невыполнения.
  • Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития разных сторон (производственной, технической, финансовой и др.) объекта при оптимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
  • Регулировка – это вид управленческой работы, целью которой является преодоление противоречия между организацией и дезорганизацией, порядком и факторами, которые нарушают этот порядок.

По мнению Тебекина А.В., Мантусова В.Б., управленческое решение менеджера в российских компаниях является разноплановым и подразумевает:

  • найм персонала в необходимом объеме и в строгом соответствии с профессиональными требованиями;
  • грамотный подбор численного состава персонала в соответствии с потребностями;
  • определение и использование возможностей как отдельно взятого работника, так и коллектива в целом;
  • мотивацию персонала, развитие самоконтроля и самодисциплины, взаимопомощи и поддержки;
  • формирование стабильного коллектива, его развитие;
  • учет пожеланий персонала в характере организации труда, разработка мер по профессиональному развитию работников;
  • удовлетворение социальных ожиданий коллектива и обеспечение эффективной деятельности;
  • сокращение потерь, сопряженных с привлечением персонала к работе[3].

Альтернатива – это ключевой элемент выбора управленческого решения менеджера в российских компаниях. Альтернативный вариант должен обладать следующими признаками:

  • Обоснованностью, которая подразумевает выбор наилучшей альтернативы в ходе тщательного анализа ситуации.
  • Своевременностью, так как реакция руководства на организационную ситуацию должна следовать незамедлительно в целях предотвращения более серьезных последствий.
  • Директивностью и адресностью, при которых решение обязано быть соблюденным.
  • Непротиворечивостью, так как управленческое решение не должно вступать в противоречие с ранее принятыми управленческими решениями.
  • Обеспечение ресурсами предполагает, что реализация принятого решения может произойти только при наличии материальных, информационных, человеческих ресурсов.
  • Ясностью и лаконичностью, не допускающих двойную трактовку управленских решений[4].

Тебекин А.В., Мантусов В.Б. иначе определяют требования к альтернативе:

  • При выборе решения имеющиеся альтернативы взаимно исключают друг друга.
  • Альтернативы имеют максимальные различия.
  • Вероятность альтернатив является одинаковой[5].

Менеджер в российских компаниях принимает то или иное управленческое решение под воздействием целого ряда факторов:

  • Личностные оценки руководителя. Каждый руководитель как человек обладает системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на процесс принятия им решений.
  • Среда принятия решения, которая характеризуется условиями определенности или неопределенности. В условиях определенности руководитель может превысить бюджет, выделенный на замену оборудования, закупку расходных материалов, рассчитывая на быструю окупаемость затрат. В условиях неопределенности руководитель крайне осмотрителен, жестко устанавливая предел допустимых затрат.
  • Культурные различия, заключающиеся в том, кокой подход положен в основу управления: «жесткий или мягкий», ориентированный на индивидуальность или на коллективизм.
  • Информационные ограничения.

Во-первых, менеджер как официальное лицо должен хорошо владеть информацией в области законодательства, а также знать содержание основных нормативных актов своей сферы деятельности.

Во-вторых, он должен демонстрировать компетентность в сфере деятельности, так как его основной целью будет решение управленческих задач. Знание в области психологии, менеджмента, социологии поможет находить верный путь принятия управленческого решения.

  • Поведенческие ограничения. Реакция стороны лица, принимающего управленческие решения, свидетельствует о его профессиональной зрелости.

Такие качества менеджера, как дисциплинированность, настойчивость, психологическая стабильность, решительность, принципиальность, доступность, тактичность, коммуникабельность, заинтересованное отношение к людям, готовность принимать на себя ответственность, порядочность, наличие чувства юмора, дружелюбие, энтузиазм, справедливость способность слышать и слушать собеседника помогут осуществлять эффективную деятельность в области управления.

  • Взаимосвязь решений. Данный фактор характеризуется тем, что выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой.
  • Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит от того, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения.
  • Перспективность действия решения. При принятии решений необходимо добиваться того, чтобы положительные последствия принятия решений превосходили отрицательные и обеспечивали стабильное развитие фирмы.
  • Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. Радикальные преобразования и нововведения требуют серьезных финансовых вложений.

Тщательный анализ собственных и заемных средств необходим для того, чтобы избежать возможного банкротства.

  • Экономическая целесообразность принятия решения. Менеджер должен постоянно отслеживать соотношение затрат и полученной прибыли от введения новшеств, чтобы вовремя выявить и устранить причины отклонения от бизнес-плана.
  • Учет не только экономической выгоды, но и других видов эффекта, а именно: социального, нравственно-этического, технического.
  • Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т. д.)[6].

Следовательно, принятие управленческого решения менеджером российских компаний зависит от целого ряда факторов, знание которых необходимо для обеспечения эффективного управления организацией.


В рамках данной курсовой работы важно описать предпринимательскую деятельность в российских компаниях.

1.2. Описание предпринимательской деятельности в российских компаниях

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В основном все направления исследования носят социологический характер и изучают общие проблемы предпринимательской деятельности. Основная цель современного предпринимательства заключается в поиске новых возможностей по удовлетворению существующих на рынке потребностей и формированию новых.

В основе успеха бизнеса должно лежать не столько то, что думает фирма о своей продукции, а то, что думает потребитель о своей покупке или получаемой услуге и в чем он видит их ценность. Такой подход определяет сущность бизнеса, его направленность и формирует шансы на успех.

При характеристике деятельности предпринимателя важно учитывать его частую вынужденность функционировать в условиях ситуационных лимитов, вызванных универсальным противоречием между ограниченными ресурсами и неограниченными притязаниями людей, а также принимать решения в ситуациях неопределенности, что значительно сужает его жизненное пространство.

Существенным аспектом предпринимательской деятельности является поиск удачи и нейтрализация неудач, которые часто носят стохастический характер. Прогноз определенного результата предпринимательской деятельности всегда содержит потенциальный риск неудачи при его достижении[7].

Ситуация риска сопровождает действия предпринимателя вне зависимости от объема и достоверности информации и от точности расчета. Подобные условия деятельности нивелируют ценность рациональных калькуляций будущего, которое он пытается планировать. Выбор предпринимательской деятельности в качестве профессиональной требует психологической готовности к существенной перестройке времени и пространства жизни[8].