Файл: Органы местного самоуправления (Осуществление местного самоуправления в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты органов местного самоуправления
1.1. Понятие органов местного самоуправления
1.2.Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Осуществление местного самоуправления в России
2.1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
2.2. Проблемы функционирования и развития системы местного самоуправления в России
Принцип самостоятельности, или как его еще называют принцип обособленности, органов местного самоуправления так же базируется на Конституции РФ. Он утверждает, что местное самоуправление – это самостоятельная отдельная форма народовластия. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления прописаны основные гарантии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения.
И последний принцип организации деятельности - это принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления. Он отражается в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Там говорится то что:
- муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязательны в исполнении во всем муниципальном образовании;
- за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ[10].
Глава 2. Осуществление местного самоуправления в России
2.1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
Важнейшей проблемой на сегодняшний день остается точность определения компетенции органов местного самоуправления. Кроме этого, эффективность всей публичной системы власти зависит, прежде всего, от правильного распределения компетенции между ее уровнями. Существуют различные точки зрения на вопрос о понятии компетенции, элементах ее составляющих.
Так, Постовой Н.В. определяет компетенцию как установленную нормами конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.
Алексеев А.П. и Братановский С.Н. определяют компетенцию как установленную нормами законодательства совокупность полномочий и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для решения задач местного значения в осуществлении отдельных государственных полномочий.
Вопросу, касающегося компетенции местного самоуправления посвящается статья 4 Европейской хартии местного самоуправления[11], По этой статье все полномочия органов местного самоуправления должны быть прописаны либо в Конституции государства, либо в законах. П. 2 статьи 4 данного документа предусматривает полную свободу местных властей в пределах, которые установлены законом, для осуществления решения любого вопроса, который не исключен из сферы их полномочий и решения не отнесены к любому другому органу[12].
Конституция РФ в статье 130 закрепляет основу компетенций местного самоуправления, а также дает понятие вопроса местного значения, а в статье 132 наделяет местную власть различными полномочия по решению различных вопросов, а именно:
1. управлять муниципальной собственностью;
2. формировать, утверждать и исполнять местный бюджет;
3. устанавливать местные налоги и сборы;
4. осуществлять охрану общественного порядка;
5. иные вопросы местного значения.
Другие статьи Конституции затрагивают и прочие важные задачи местной власти. Например, статья 40-ая говорит, что местное самоуправление поощряет жилищное строительство, и создаёт условия для реализации права на жилище, «малоимущим, либо другим гражданам, которые указаны в законе и которые нуждаются в жилище, местное самоуправление должно его предоставить или продать за доступную плату из муниципальных жилищных фондов.
В следующей, а именно в статье 41 говорится , что медицинская помощь в муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться жителям бесплатно. Уже в статье 43 прописана гарантия жителей на общедоступное и бесплатное основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Еще одной проблемой компетенции местного самоуправления является возложение на органы местного самоуправления специальными федеральными законами полномочий, не связанных напрямую с решением вопросов местного значения, но касающихся, по сути, организации функционирования самих органов местного самоуправления. В первую очередь речь идет о проведении в России административной реформы, которая носит во многом экспериментальный и инновационный характер для практики государственного управления в России, но при этом изначально по большей части затрагивала только органы государственной власти. Для органов местного самоуправления, конституционно выведенных за пределы системы органов государственной власти, мероприятия административной реформы не представлялись обязательными. Кроме того, они проводились в России параллельно с осуществлением муниципальной реформы.
Указанные обстоятельства обусловили последовавшую неготовность муниципалитетов к активному участию в процессах реформирования на современном этапе. В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» федеральные органы государственной власти в области местного самоуправления уполномочены:
- определять общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемые названным федеральным законом;
- осуществлять правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в сфере муниципалитета;
- осуществлять правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности населения, местных органов и их должностных лиц по решению местных вопросов;
- осуществлять правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности местных органов и их должностных лиц при реализации
- специальных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами.
По статье 6 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления наделены способностью правовое регулирования:
- вопросов касающихся организации местного самоуправления;
- прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
- прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов России, а также в пределах полномочий местных органов по предметам совместного ведения России и ее субъектов;
- прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при реализации определенной компетенции, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов России.
Полномочия органов местного самоуправления, не относятся к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, которые передаются органам местного самоуправления Российской Федерации или субъектам РФ. Некоторые из государственных (административных) полномочий, которые передаются для осуществления местной власти, осуществляется муниципалитетами, если иное не предусмотрено законом. Местные органы власти наделены государственной (административной) властью на неопределенный срок. Финансовое обеспечение отдельных государственных (административных) полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право использовать свои материальные ресурсы и финансовые ресурсы для выполнения порученной им определенные государственные (административные) полномочия в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Главным элементом, составляющим компетенцию, является предмет ведения. Любой орган обязан обладать своим полем деятельности, влиять на конкретные виды общественных взаимоотношений. По этой причине правовое регулирование полномочий органа предполагает, в первую очередь, определение сферы его работы.
Под предметами ведения необходимо понимать сферы общественной жизни, в которых действует данный орган местного самоуправления, в которых он юридически компетентен. Предметы ведения является структурным элементом понятия «компетенция» - выступают как способ юридического обозначения этих социальных взаимоотношений, областей социальной существования, какие обусловливаются как предмет властных действий органа.
Законы, касающиеся местного самоуправления, закрепили компетенцию местной власти, и в качестве предметов ведения установили почти все сферы, жизни:
- финансы, бюджет, учет;
- транспорт, строительство и связь;
- управлять муниципальной собственностью;
- взаимоотношения с учреждениям, предприятиями и организациями;
- торговое и коммунально-бытовое обслуживание населения, жилищное хозяйство;
- охрана природы, использование земли и др. природных ресурсов;
- социально-культурное обслуживание;
- обеспечение охрана прав и свобод граждан, правопорядка, законности;
- социальная защита населения
- и прочее.
2.2. Проблемы функционирования и развития системы местного самоуправления в России
Местное самоуправление (МСУ) является одним из важнейших институтов современного общества, функционирование которого может рассматриваться в качестве индикатора развития гражданского общества и механизма демократического управления. Исследовательский интерес к институту местного самоуправления обусловлен, прежде всего, процессами, связанными с трансформацией российского общества в конце XX – начале XXI веков и принятием законов, отражающих институционализацию МСУ. В целом, проблематика местного самоуправления пользуется значительным вниманием среди исследователей, которые изучают особенности российской системы МСУ, анализируют процессы ее институционализации и функционирования, выявляют основные тенденции в развитии и реформировании местного самоуправления[13].
В научной литературе последнего десятилетия неоднократно отмечалось, что европейская модель, служащая ориентиром для инициаторов проводимых в нашей стране реформ, в российских условиях столкнулась с целым рядом трудноразрешимых противоречий и в какой-то мере модифицировалась с учетом российской специфики. Современными исследователями выделяется целый ряд особенностей и проблем в развитии российской системы местного самоуправления[14].
Во-первых, в России под влиянием различных факторов сформировано относительное разнообразие реальных моделей организации МСУ, которые в большинстве регионов значительно отличаются от предложенной в законе. В зависимости от условий жизнедеятельности и собственных предпочтений муниципальные образования формируют модели организации МСУ, включая в них элементы, являющиеся адаптациями к местной исторической, социально-экономической и культурной специфике[15].
Во-вторых, нормативно-правовая база построения и функционирования системы МСУ характеризуется крайним несовершенством. Противоречия в развитии правовых основ МСУ исследователи связывают с тем, что в России реформирование системы местного самоуправления инициировалось государственной властью, которая предпринимала попытки легализовать принципиально разные модели МСУ, часто не имеющие ничего общего с историческими традициями и фактическим состоянием дел на местах.
Юридическим следствием этого и стали правовые коллизии в сфере муниципальной власти:
1) коллизии в правотворчестве (противоречия правовых норм, принимаемых на разных уровнях муниципального права и направленных на регулирование сходных общественных отношений);
2) коллизии в правоприменении между элементами правовой системы, касающиеся деятельности местного самоуправления.
В-третьих, для местных территориальных сообществ, как правило, характерен низкий уровень консолидации и самоорганизации. Местные сообщества представляют собой скорее просто население территории, а не сообщество граждан и не осознают себя в качестве субъектов управления. Исследователями отмечается в связи с этим крайне низкая активность населения, граничащая с безразличием.
В-четвертых, для населения российских муниципальных образований характерна низкая степень информированности о МСУ, о его законодательной базе, о функциях и компетенции органов муниципальной власти, о правах граждан на осуществление МСУ, о возможностях участия в решении местных вопросов. Слабая информированность населения о системе МСУ, о социально-экономическом положении муниципального образования, о задачах, которые ставит муниципальная власть, снижает степень доверия граждан муниципальной власти, лишая ее, таким образом, необходимой поддержки населения, приводит к росту социально-политической пассивности жителей муниципалитета.