Файл: Органы местного самоуправления (Осуществление местного самоуправления в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты органов местного самоуправления
1.1. Понятие органов местного самоуправления
1.2.Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления
Глава 2. Осуществление местного самоуправления в России
2.1. Общая характеристика компетенции органов местного самоуправления
2.2. Проблемы функционирования и развития системы местного самоуправления в России
Следует также указать на некоторую неопределенность в принадлежности полномочий, когда функция прописана, а к чьей компетенции конкретно она относится не понятно. Хорошим примером иллюстрирующим подобную ситуацию является ситуация со скотомогильниками или бесхозяйными гидротехническими сооружениями. В одних местах этим занимаются региональные власти, в других – муниципальные, в третьих – никто не занимается. Нередки случаи, когда за разными уровнями власти закреплены однородные функции и зоны ответственности, и их полномочия четко не разграничены.
Как отмечают специалисты «в ряде случаев формулировки как базового, так и отраслевого законодательства при описании вопросов ведения разных уровней власти, а также разных видов муниципалитетов практически идентичны или схожи до степени смешения». Это приводит к тому, что нельзя четко разграничить зоны компетенции и ответственности разных уровней власти в соответствующей сфере. В качестве примеров можно привести охрану окружающей среды, поддержку малого и среднего предпринимательства и т.д. Федеральный закон № 131 – ФЗ устанавливает порядка 10 прав каждого вида муниципальных образований. Важно подчеркнуть, что аналогичные права закреплены не только в базовом законодательстве, но также в отраслевом, что приводит невозможности «однозначно определить природу той или иной функции, понять, как она соотносится с вопросами местного значения и не является ли она в действительности государственным полномочием, не переданным в установленном порядке»[30].
Подобная ситуация, на наш взгляд, ведет к размыванию ответственности, перекладывания ответственности государства на нижестоящий уровень, который не всегда может подобные полномочия реализовать в полном объеме. Данная ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что часто органы прокуратура требует от органов местного самоуправления в обязательном порядке исполнения полномочий по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения.
Для исправления сложившейся ситуации необходимо оптимизировать и уточнить полномочия различных уровней публичной власти, и между различными видами муниципальных образований. Те полномочия, которые не подпадают под вопросы местного значения необходимо либо им передать, установив в законе соответствующий этому полномочию вопрос местного значения, либо изъять это полномочие из компетенции органа местного самоуправления, передав его на другой уровень власти. Таким образом, совершенствование деятельности органов местного самоуправления с правовых позиций заключается, в первую очередь, в оптимизации полномочий органов местного самоуправления и внесения соответствующих поправок в действующее законодательство.
В связи с этим мы предлагаем уточнить в Федеральном законе № 131-ФЗ компетенции органов местного самоуправления внутри одного муниципального образования. Было бы правильно и целесообразно, по нашему мнению, разделить компетенцию представительного органа муниципального образования и местной администрации, закрепив положение, согласно которому нормативно-правовое регулирование вопросов, входящих в компетенцию муниципального образования осуществляет представительный орган местного значения, а местная администрация регулирует местные вопросы только в рамках, установленных этими нормативно-правовыми актами.
Кроме того, необходимо законодательно закрепить полномочия главы муниципального образования, в соответствии с которыми он вправе обеспечивать реализацию органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Заключение
Местное самоуправление в Российской Федерации, как нормативно определено в ст. 1 действующего Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - это «обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из:
1) предметов ведения;
2) прав и обязанностей этого органа.
Принципы определения компетенции органов местного самоуправления провозглашены в ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления:
Современными исследователями выделяется целый ряд особенностей и проблем в развитии российской системы местного самоуправления.
1. В России под влиянием различных факторов сформировано относительное разнообразие реальных моделей организации МСУ, которые в большинстве регионов значительно отличаются от предложенной в законе.
2. Нормативно-правовая база построения и функционирования системы МСУ характеризуется крайним несовершенством.
3. Для местных территориальных сообществ, как правило, характерен низкий уровень консолидации и самоорганизации.
4. Для населения российских муниципальных образований характерна низкая степень информированности о МСУ, о его законодательной базе, о функциях и компетенции органов муниципальной власти, о правах граждан на осуществление МСУ, о возможностях участия в решении местных вопросов.
5. В условиях общей пассивности основной массы населения муниципальных образований прямые формы МСУ (значительный перечень которых предлагается в ФЗ № 131) оказываются слабо развитыми, и доминирующее значение в местном самоуправлении начинают приобретать исполнительные (административные) структуры.
6. Недостаточность бюджетно-материальной базы муниципальных образований не позволяет обеспечить полное и качественное осуществление полномочий органами МСУ.
7. В российских муниципальных образованиях наблюдается дефицит профессиональных кадров органов МСУ, прежде всего, высококвалифицированных.
8. Двухуровневая модель организации местной власти формирует зависимость администрации поселения от бюджетов регионального и федерального уровней, что фактически подрывает ее автономность.
Следует отметить, что наличие указанных проблем свидетельствует о незавершенности процесса институционализации местного самоуправления в современной России. Этот процесс требует дальнейшего теоретического анализа и эмпирического изучения.
Среди проблем местного самоуправления гражданами также выделяются такие как низкая степень автономности муниципального образования и избыточный контроль деятельности МСУ со стороны федеральных и региональных органов власти, большое количество полномочий, переданных органам МСУ, и совершенно неоправданное дублирование функций государственной власти на уровне МСУ, низкие зарплаты служащих МСУ и т.д.
При этом, проблема недостаточности собственной финансовой (ресурсной) базы является более актуальной для сельского населения, а для городских жителей – коррумпированность и семейственность служащих органов МСУ и отсутствие в законодательстве конкретных рычагов по осуществлению возлагаемых на органы МСУ полномочий.
Таким образом, представляется необходимым постепенное совершенствование законодательства о местном самоуправлении и устранение существующих в нем коллизий, поиск и расширение источников финансирования деятельности структур местного самоуправления и активизация населения муниципальных образований, от участия которого в решении местных проблем, во многом, зависит будущее российской системы местного самоуправления.
Направления совершенствования деятельности органов МСУ:
- Оптимизация соотношения объема вопросов местного значения с их финансовым обеспечением;
- Принятие мер, направленных на расширение участия граждан в формировании органов муниципальной власти и контроле за их работой;
- Оптимизация полномочий органов местного самоуправления и внесения соответствующих поправок в действующее законодательство;
- Законодательное закрепление полномочия главы муниципального образования, в соответствии с которыми он вправе обеспечивать реализацию органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Список литературы
Европейская Хартия местного самоуправления (принята Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы 15.10.85г.)//«Российская газета», 11.04.1998
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // Собрание законодательства РФ. – № 31. – 1998. – Ст. 3824.
«Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, от 4.08.2014 г., N 31, ст. 4398
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”// http://www.consultant.ru
Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 03.11.2015 г.) // СЗ РФ. 2006. №19. Ст. 2060.
Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 09.03.2016 г.) // СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 776.
Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28.12.2016 г.) // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4179.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. №19. Ст. 2338.
Решение арбитражного суда Кировской области от 10.08.2012 г. URL: http://ras.arbitr.ru
Адамская Л.В. История формирования местного самоуправления в России // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2016. № 1 (6). С. 1–4
Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2015. №4. С. 64.
Бабичев И.В. К вопросу о территориальном устройстве местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 67.
Бабичев И.В. О некоторых актуальных тенденциях и задачах развития местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. №3. С. 46.
Балуева И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: концептуальные принципы, механизмы и перспективы развития в условиях модернизации: дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 2015.
Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. №3. С. 6.
Выдрин И.В. Местное самоуправление в России: от идеи к практике // Конституционное и муниципальное право. 2015. №11. С. 75.
Ильиных А.В. Реформа местного самоуправления в действии: от территориальных преобразований к изменению организационно-правовых основ // Социум и власть. 2015. №2. С. 62–67.
Местное самоуправление: энциклопедия / под общ. ред. В.Б.Зотова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
Муниципальное право: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Фадеева. – М.: Проспект, 2015. С. 155.
Назарова Д.И., Паулов П.А. Местное самоуправление как одна из ветвей власти // В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки. материалы XV Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017. С. 70-74.
Общественная палата РФ. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации // Местное самоуправление. 2008. №2. С. 20.
Родин, А.В. Инновационные формы взаимодействия местной власти и сельского населения [Текст] / А.В. Родин, С.В. Корж // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52). Часть 1. – С. 69–71.
Савин В. И. Местное самоуправление в системе публичной власти России // Среднерусский вестник общественных наук, 2017, №3, том 12- С. 150-154
Слинько А. А. Подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления: региональный аспект / И. С. Маслов, В. М. Руднев, А. А. Слинько // Регион: системы, экономика, управление. — 2017. — № 2. — С. 122—126.
Стенограмма заседания Правительства РФ от 01.11.2012 г. URL: http://archive.government.ru/dos/21324/.
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление на пути к народовластию // Конституционное и муниципальное право. 2015. №1. С. 53.
-
Назарова Д.И., Паулов П.А. Местное самоуправление как одна из ветвей власти // В сборнике: Теоретические и практические проблемы развития современной науки. материалы XV Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2017. С. 70-74. ↑
-
Савин В. И. Местное самоуправление в системе публичной власти России // Среднерусский вестник общественных наук, 2017, №3, том 12- С. 150-154 ↑
-
Местное самоуправление: энциклопедия / под общ. ред. В.Б.Зотова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. ↑
-
Адамская Л.В. История формирования местного самоуправления в России // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2016. № 1 (6). С. 1–4 ↑
-
Ильиных А.В. Реформа местного самоуправления в действии: от территориальных преобразований к изменению организационно-правовых основ // Социум и власть. 2015. №2. С. 62–67. ↑
-
Бабичев И.В. К вопросу о территориальном устройстве местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 67. ↑
-
Тимофеев Н.С. Местное самоуправление на пути к народовластию // Конституционное и муниципальное право. 2015. №1. С. 53. ↑
-
Антонова Н.А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2015. №4. С. 64. ↑
-
Выдрин И.В. Местное самоуправление в России: от идеи к практике // Конституционное и муниципальное право. 2015. №11. С. 75. ↑
-
Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”// http://www.consultant.ru ↑
-
Европейская Хартия местного самоуправления (принята Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы 15.10.85г.)//«Российская газета», 11.04.1998 ↑
-
«Конституция Российской Федерации» (12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, от 4.08.2014 г., N 31, ст. 4398 ↑
-
Родин, А.В. Инновационные формы взаимодействия местной власти и сельского населения [Текст] / А.В. Родин, С.В. Корж // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52). Часть 1. – С. 69–71. ↑
-
Балуева И. В. Местное самоуправление в Российской Федерации: концептуальные принципы, механизмы и перспективы развития в условиях модернизации: дис. … канд. полит. наук. Н. Новгород, 2015. ↑
-
Слинько А. А. Модернизация института местного самоуправления в современной России: проблемы и перспективы / А. А. Слинько, Т. Н. Полтавская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. — 2015. — № 1. — С. 116—121. ↑
-
Слинько А. А. Подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления: региональный аспект / И. С. Маслов, В. М. Руднев, А. А. Слинько // Регион: системы, экономика, управление. — 2017. — № 2. — С. 122—126. ↑
-
Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. №3. С. 5. ↑
-
Васильев В.И. О некоторых приоритетах правового регулирования местного самоуправления // Журнал российского права. 2016. №3. С. 6. ↑
-
Общественная палата РФ. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации // Местное самоуправление. 2008. №2. С. 20. ↑
-
Бабичев И.В. О некоторых актуальных тенденциях и задачах развития местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2016. №3. С. 46. ↑
-
Стенограмма заседания Правительства РФ от 01.11.2012 г. URL: http://archive.government.ru/dos/21324/. ↑
-
Муниципальное право: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Фадеева. – М.: Проспект, 2015. С. 155. ↑
-
Решение арбитражного суда Кировской области от 10.08.2012 г. URL: http://ras.arbitr.ru ↑
-
Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СЗ РФ. 2012. №19. Ст. 2338. ↑
-
Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. от 09.03.2016 г.) // СЗ РФ. 2009. №7. Ст. 776. ↑
-
Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 03.11.2015 г.) // СЗ РФ. 2006. №19. Ст. 2060. ↑
-
Федеральный закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28.12.2016 г.) // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4179. ↑
-
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822. ↑
-
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) // Собрание законодательства РФ. – № 31. – 1998. – Ст. 3824. ↑
-
Лаврентьев А.Р. Местное самоуправление в России: состояние и перспективы: Монография / А.Р. Лаврентьев, И.А. Коннов, Н.А. Трусов. – Дзержинск: ДФ РАНХиГС, изд-во «Конкорд», 2014. – 526 с. ↑