Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Методология теории).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, предмет, объект и функции теории государства и права
1.1 Понятие, предмет и объект теории государства и права
1.2 Функции науки теории государства и права
Глава 2. Предмет и методы теории государства и права
2.1 Понятие и особенности предмета теории государства и права
2.2 Методология теории государства и права
3.1 Теория государства и права как учебная дисциплина
3.2 Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками
3.3 Современные проблемы развития общей теории государства и права
Термин «энциклопедия» в переводе с греческого означает круг общеобразовательных наук, систематизированное обозрение совокупности человеческих знаний. Именно так считали античные философы Пливий и Квинтилиан. В целом энциклопедия права в течение нескольких столетий преподавалась на юридических факультетах Западной Европы. Что же касается России, то данная учебная дисциплина была введена в XVIII веке в Московском университете. Через некоторое время были подготовлены и изданы работы отечественных авторов в ее развитие. Отметим среди них работы М. Капустина «Юридическая догматика» (1868), «Очерки по энциклопедии права» П. Деларова (1878), «Очерки юридической энциклопедии» Н. Раннекампфа (1880), «Лекции по энциклопедии права» Е. Трубецкого (1909) и др. Необходимо отметить, что энциклопедия права в течение длительного времени осуществляла поиск своего предмета, совершенствовала формы и методы осмысления правовой действительности и способствовала формированию на российской почве предметов таких обобщающих наук, как теория права, философия права, социология права. Главное ее предназначение состояло в том, что она стремилась представить право, по определению русского ученого XIX века Н. Зверева, как логическое единство понятий, как живое целое. Что же касается философии права, то сегодня это уже не разграничение философии и юриспруденции, а скорее выделение дисциплин в рамках юридической науки. Развитие правоведения неизбежно выводит на обобщающие представления о сущности и смысле права, в то время как теорию права мало интересуют умозрительные конструкции (свобода, равенство, справедливость), оторванные от реальных правовых процессов и явлений. Здесь на помощь в большей мере приходит философия права, которая основывается на фундаменте юридических знаний, базируется на них. В конечном итоге, говоря об идеальных основах права (например, право как свобода и справедливость), мы никогда не сможем оторвать их от сущности философского понимания мира. Философию права можно определить как науку о познавательных, ценностных и социальных основаниях права. Эта проблематика еще не нашла своего достойного решения. И поэтому возвращение к философии права на более поздних курсах дает возможность остро обозначить эти проблемы, наметить пути их решения. Вот потому на юридическом факультете и принято решение ввести спецкурс философии права, читаемый студентам 4-го курса, студентам магистратуры в качестве постановки и исследования социально-философских проблем теории права, выяснения сущности и природы права как социального феномена, а также признаков и определений права, взаимосвязи права и личности, сущности правового государства.
Теоретическая задача философии права заключается в создании логической модели генезиса права посредством системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде. В целом, если мы хотим видеть способных юристов, основывающих свои знания на высоком теоретическом уровне, то важно построить следующую цепочку получения этих знаний: введение в юриспруденцию, теория государства и права, философия права, социология права, современные проблемы государства и права.
3.2 Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками
Теория государства и права входит:
1 В систему общественных наук, к которым относится философия, социология, политология, экономическая теория. Все они в той или иной степени касаются вопросов государства и права.
2 Среди общественных наук в группу юридических наук. Сюда входят также исторические науки (история государства и права и история политических и правовых учений), отраслевые юридические науки. Объектом как теории государства и права, так и истории государства и права является государство и право в целом с момента их возникновения до сегодняшнего дня. Их отличает предмет и метод познания.
Теория государства и права изучает общие закономерности, а история – конкретные проявления общих закономерностей, случайности и особенности государства и права в отдельных странах в конкретные периоды времени. В истории используется исторический метод познания, а в теории государства и права – совокупность методов.
Отраслевые (государственное, гражданское, уголовное право и др.) и специально-юридические науки в отличие от теории государства и права имеют частный предмет исследования: нормы отдельных отраслей права и порядок их реализации на практике (а не общие свойства в целом). Поэтому их называют частными или структурными юридическими науками.
От других юридических наук теория государства и права получает конкретные сведения о государстве и праве для общения (синтеза) и построения единой системы знаний. Например, она обобщает конкретные сведения, полученные историческими науками о государстве и праве, на этой почве строит теорию типов государства и права. Таким образом, происходит взаимообогащение теории государства и права и отраслевых юридических наук. Рассматривая вопрос связи теории государства и права с другими науками, необходимо отметить, что она является частной наукой по отношению к философии, которая изучает наиболее общие закономерности развития мира (общества и природы) в целом. Частной теория государства и права является потому, что изучает только часть общества, политической надстройки – государство и право. Данная наука: получает от фундаментальных наук разработанные общие понятия (сущность, форма, политическая система, власть, личность и т. д.) и общие методики, используемые для изучения любого предмета; представляет для обобщения в рамках философии конкретный материал.
Теория государства и права взаимодействует с рядом общественных наук:
1 Общая экономическая теория, которая изучает процессы производства и распределения продуктов в обществе. Они имеют общий предмет исследования и изучают:
а) роль государства в экономической жизни;
б) влияние экономики на государство.
2 Социология, которая изучает общие закономерности развития общества, поведение людей в обществе.
3 Политология, которая изучает отношения по поводу власти в целом. Государство и право в современном мире не единственные инструменты осуществления власти.
Следует отметить, что от таких отраслевых юридических наук, как конституционное право, гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др., теория государства и права отличается тем, что она вводная наука, абстрактная, общетеоретическая. Теория государства и права – вводная наука и учебная дисциплина, потому что с нее начинается освоение юриспруденции. В конечном итоге, изучив основные государственные понятия и категории, механизм государства, его функции, процессы правотворчества, вопросы правоприменения, толкования норм права, не уяснив сути таких явлений, как государственная власть, формы государства, законность, правопорядок, правоотношения, не ознакомившись с основными источниками права, исходящими от государства, нельзя войти в сложный мир юриспруденции, невозможно усвоить и закрепить отраслевые юридические знания.
Теория государства и права – абстрактная наука и учебная дисциплина. Высокая степень абстрактности свойственна ей в силу того, что ее категории и понятия в наибольшей степени отличаются от конкретных явлений и процессов. Собственно любая юридическая наука или учебная дисциплина в той или иной степени абстрактна – например, уголовное, административное право или другие отрасли права, наряду с тем, что они не только оперируют общими категориями и понятиями, но и одновременно используют конкретный нормативный материал, обобщения практики, широко опираются на решения и приговоры судов по конкретным делам.
Теория государства и права является общетеоретической (общеправовой) наукой по отношению к остальным историческим и юридическим. Она представляет им выработанные ей основные понятия и методы познания, общие для всех юридических наук.
Например, теория государства и права дает понятие правоотношения, юридической ответственности, а каждая отраслевая наука, в свою очередь, «воспринимает эти понятия и конкретизирует их», исследует особенности правоотношений и юридической ответственности в гражданском, уголовном, административном праве. Отсюда сложность усвоения материала этого учебного курса. Так, нормативно-правовой акт можно прочитать, проанализировать, посмотреть, как располагаются его статьи, как они разделены на части или объединены в разделы. Также понятно и «осязаемо» конкретное юридическое дело с реальными лицами, поступками, ущербом. Право, государство, норму права, правоотношение «эмпирически не измеришь». Для того чтобы уяснить такого рода категории, требуется напряженная мыслительная деятельность, которая сопряжена:
а) с постоянным самообразованием;
б) систематическим анализом происходящих реалий в практике;
в) выверкой теоретических знаний и социальной практики. Используя только данные инструментарии, можно рассчитывать на грамотное усвоение и последующее применение юридических знаний. Иного пути нет.
3.3 Современные проблемы развития общей теории государства и права
Анализ научных статей последних лет показал, что общей тенденцией среди ученых, прежде всего, юристов-отраслевиков выступает крайне негативное отношение к общей теории государства и права. Подвергается сомнению ее ведущая, базовая роль, как учебной дисциплины, так и статус основополагающей науки в фундаменте юриспруденции. Подобные оценки, связанные с отрицанием ведущей роли общей теории государства и права в системе юридических наук, обусловлены различными причинами. Основная среди них связана с тем, что сложившаяся познавательная и идейная доктрина, вполне справлявшаяся с осмыслением государственно-правовой реальности в ее недавнем прошлом[8], уже не в состоянии представить на должном уровне функционирование и развитие государственно-правовой системы. В настоящее время поиски новых идей, установление возможностей нехарактерных для российской юриспруденции, кардинальный пересмотр сложившихся концепций воспринимаются отдельной частью научной общественности не только как закономерное следствие смены ценностной и мировоззренческой составляющей в российском обществе, но и как неизбежно влекущее реконструкцию теории государства и права. Преодолеть нарастание деструктивных настроений можно, по мнению ряда исследователей, разными путями. Так, одни ученые предлагают ограничиться переименованием теории государства и права в теорию права и государства или по западному образцу – в теорию юриспруденции. Другая часть научного сообщества говорит о необходимости проведения организационно-методологической реформы, в результате которой теория государства и права будет разделена на «теорию государства» и на «теорию права», впоследствии «теорию государства» следует передать конституционному праву. При этом судьба «теории права» не уточняется. Причины рождения агрессии и нападок на сложнейшую юридическую науку очевидны. Здесь и желание «упростить» юриспруденцию, придать ей чисто прикладное значение, и отсутствие в ней четких научных стандартов, и борьба представителей отраслевых наук за первенство на научном юридическом олимпе, и многие другие. Но главная и самая опасная тенденция – это утрата интереса научного сообщества к фундаментальным принципам и методологическим аспектам юриспруденции. Таким образом, утилитарное отношение к общей теории государства и права приведет к деградации всей юридической науки и сведению ее к состоянию правовой эмпирии. Анализируя специальную литературу, складывается мнение, что представители отраслевых наук совершенно забыли или намеренно не замечают существенный теоретический и методологический вклад, внесенный общей теорией государства и права в формирование всей системы юридических наук. Один только категориальный аппарат, которым не одно десятилетие пользуются отраслевики, создан силами ученых, занимающихся вопросами общей теории.
Выработка тенденций развития государственно-правовых явлений, процессов, исследование направления реформирования государственно-правовых институтов, последствия применения различных правовых актов – это все те вопросы, которые могут быть поставлены и раскрыты только в рамках общей теории государства и права. Любая теория, т.е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. В юридической теории неоднократно ставился вопрос о целесообразности и возможности внедрения научных стандартов. В начале прошлого столетия С.М. Потапов писал: «Юриспруденция еще не выработала своих аксиом, своих бесспорных положений не только не давая руководящей нити для практики, но идя позади ея «…». Стоит только вспомнить бесконечные пререкания по самым азбучным вопросам, чтобы представить, насколько юриспруденция далека от точности, того именно свойства, которое только и делает науку наукой в строгом, истинном значении этого слова»[9]. Ситуация в правоведении принципиально не изменилась и в настоящее время[10]. В плоскости права социальные законы не действуют с математической точностью, а проявляют себя в виде тенденций, предрасположенности определенных событий, процессов к определенному результату.
С другой стороны, гуманитарное знание в противоположность естествознанию характеризуется достаточно большим числом идеологических постулатов, которые не всегда имеют объективные основания для эффективного внедрения на практике. Поэтому, чтобы обнаружить содержание юридического явления, необходимо использовать комплексное, системное изучение различных его аспектов и форм их выражения в социальной действительности.
Данные обстоятельства и определяют потребность в существовании основополагающей теории, формулирующей мировоззренческую основу всей юриспруденции, определяющей ее парадигму. Еще дореволюционный юрист И.В. Михайловский писал, что общая теория необходима для того, чтобы «построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством»[11]. В российской юриспруденции роль фундаментальной науки, призванной обеспечивать общетеоретические потребности отраслевых и иных юридических наук, выполняет общая теория государства и права. В связи с формированием правового государства новомодные тенденции выразились в споре вокруг наименования науки: «теория государства и права» или «общая теория государства и права», или «теория права и государства», или «теория юриспруденции»? В решении вопроса о включении в наименование «общая», обстоятельное объяснение предложил видный теоретик В.Н. Протасов. Он считает, что «ту или иную теорию именовать общей необходимо тогда, когда нужно выстроить иерархию теорий, т.е. когда в соотношений теорий появляется уровень особенного…в виде отраслевых наук»6. Соответственно, определение «общая» в наименовании теории государства и права подчеркивает ее функциональную роль в качестве академической, фундаментальной, базовой в системе всего юридического знания. Что касается изменения названия «теории государства и права» на «теорию права и государства», то оно, по сути, связано не с наукой, а с учебной дисциплиной. Ряд авторов предлагают поменять местами традиционно выделяемые блоки «государство» и «право» в духе современных мировоззренческих взглядов, господствующих в юриспруденции. Дело в том, что идеологические предпочтения связаны с главенством идеи правового государства, в соответствии с которыми первостепенную роль играет не государство, в основе которого лежит власть, сила и принуждение, а право с его гуманистическими ценностями, установлением пределов государственной власти и меры ответственности за нарушение юридических норм. Содержательных изменений от перестановки терминов не произошло, так как от «перемены мест слагаемых сумма не меняется», разве что в перечне тем, предлагаемых для изучения, добавился раздел «правовое государство». Полагаем, что конъюнктурные изменения наименования и структуры курса не объективны. Полагаем, что начинать с изучения блока «государства» оправдано, хотя бы в силу того, что эта проблематика проще, чем блок «право». Если учесть, что общая теория государства и права преподается студентам на первом курсе, подобный подход к структурированию дисциплины во многом облегчить усвоением материала. По мнению профессора Ф.М. Раянова, наименование №общая теория государства и права» не приемлемо, поскольку оно идеологизировано в духе марксистско-ленинского учения. Поэтому наименование «общая теория государства и права» необходимо сменить на «теорию юриспруденции», что придаст ей западный, космополитический характер. При чем предметно-содержательного плана, по мнению Ф.М. Раянова, изменения не коснуться. Действительно, формальная смена названий кажется безобидной. Однако, объясняя междисциплинарный характер науки, Ф.М. Раянов предлагает в исследовании государственно-правовых явлений «широко опираться на результаты неюридических наук». Ряд ученых предлагают широко применять социологические методы в юриспруденции. Не трудно догадаться к чему это может привести: в теоретическом плане – к максимальному расширению предмета науки, к размыванию его границ социологией, политологией, антропологией и т.д., а в практическом – ослабит эффективность правореализации. Полагаем, что в общей теории государства и права должны быть выработаны критерии использования неюридических методов к оценке правовых явлений с учетом традиций отечественной позитивистской юриспруденции, которые продолжают сохранять свое ключевое влияние в российской юриспруденции. Поэтому смена названия науки «общая теория государства и права» и все следствия из этого должны быть продуманы и четко методологически обоснованы.